СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
установление в государственном масштабе единых норм и требований, предъявляемых к уровню образования, в целях сохранения единого образовательного уровня населения.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
процесс установления и применения правил упорядочения деятельности по реализации целей образования на определенном этапе развития общественных отношений, который основывается на объединении науки, техники и передового педагогического опыта и обусловливает направление не только настоящего, но и будущего развития образования.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
установление единых требований к результатам образовательной деятельности в однотипных образовательных учреждениях, не исключающее многообразия способов их достижения. Идея стандартизации имеет в виду прежде всего подготовку к различным видам деятельности. Она исходит из того, что требования жизни едины по отношению ко всем членам общества. Другим ее основанием служит забота о том, чтобы выпускник образовательного учреждения имел право на свободный выбор и был способен продолжать образование на более высоких ступенях.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
установление единых требований к результатам образовательной деятельности в однотипных учебных заведениях, не исключающее многообразия способов их достижения. Реализация стандартизации на практике означает прежде всего подготовку рабочих к различным видам деятельности. Другим ее основанием служит забота о том, чтобы выпускник учебного заведения имел право на свободный выбор содержания дальнейшей учебы и был способен продолжать образование на более высоких ступенях.
Государственные образовательные стандарты установлены Законом РФ об образовании. Они определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт профессионального образования – совокупностьтребований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.
Стандартизация профессионального образования требует учета специфической цели и задач данного уровня образования.
Разработка стандарта профессионального образования позволяет:
1) установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста-профессионала;
2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивной блочно- модульной системы обучения, контроля за эффективностью деятельности учебных заведений;
3) упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов системы профессионального образования, установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования;
4) обеспечить конвертируемость (надежность) профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.
В зависимости от области применения и уровня утверждения возможны следующие варианты: международный стандарт профессионального образования, государственный (федеральный, национальный), региональный, разрабатываемый для отдельных районов в соответствии с их межотраслевыми и специфическими условиями.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
деятельность, направленная на установление норм, правил и требований к образовательному процессу с целью достижения оптимальной упорядоченности и устойчивости системы образования. Появление термина «стандартизация образования» непосредственно связано с введением систем менеджмента качества обучения/образования в учебных заведениях и необходимостью интеграции российской системы образования в международное образовательное пространство. Сегодня наблюдается значительный интерес к научно-теоретическим и технологическим аспектам стандартизации образования. В соответствии с требованиями к стандартизации систем управления качеством образования, принятыми в международном сообществе, выделяются основные принципы стандартизации образования: государственное лицензирование образовательных учреждений; добровольность применения стандартов (самоаттестация); учет интересов потребителей образовательных услуг; возможность применения международных стандартов (Болонское соглашение); единообразие применения национальных стандартов; внедрение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности учебных заведений; единство оценки качества обучения в разных учебных заведениях; защита обучающихся от воздействия внешней среды; модульная система обучения на основе выбора дисциплин и т.д. Учитывая тот факт, что Россия присоединилась к Болонскому соглашению об унификации стандартов образования (2003 г), в российское образование внедряются его основные компоненты: двухуровневое высшее образование (бакалавры, магистры) и взаимное признание дипломов, перезачет и накопление кредитов, мобильность обучающихся и контроль качества и т.д. Новые требования к организации образовательного процесса и управлению им привели к необходимости разработки и внедрения новых стандартов образования, призванных решать стратегические задачи совершенствования содержания и технологий образования. Образовательный стандарт как нормативный документ определяет содержание, объемы и требования к подготовке выпускников и, по мнению специалистов, является основой объективной оценки уровня образования. Рассматривая стандартизацию как существенное условие формирования и функционирования системы образования, следует принимать во внимание, что основными методами стандартизации являются симплефикация, типология, унификация. В силу этого упорядочение любой организованной целостности (в том числе и системы образования) неизбежно влечет за собой устранение неопределенного многообразия одноименных объектов, разработку и внедрение типовых технологических и организационных решений, переход к единообразию на основе установления рационального числа разновидностей элементов одинакового функционального назначения. Как следствие, стандартизированные нормы распространяются не только на хозяйственно-экономическую деятельность, но и на социокультурное пространство человеческого бытия, что влечет за собой подавление национальных традиций, размывание культурных различий. В связи с этим актуализируется необходимость эпистемологического анализа сущности стандартизации в целом, комплексного междисциплинарного подхода к проблеме стандартизации образования и поиска новых методологических моделей, которые бы способствовали как усовершенствованию организационно-технологических процессов в сфере образования, так и осмыслению социальных аспектов стандартизации образования, ее возможностей и перспектив в контексте современных цивилизационно-культурных процессов. Современная эпоха — период глобальных трансформаций мировой цивилизации, существенную роль в которых играют информационные технологии. Выявляя перспективы стандартизации в информационную эпоху, исследователи выдвигаются различные гипотезы. Одни из них утверждают, что информационное общество «неуклонно отходит от стандартизации» и предоставляет больше возможностей для разнообразия: формируются новые средства массовой информации, происходит диверсификация массовой аудитории, которая сегментирована по идеологиям, ценностям, вкусам и стилям жизни и т.д.; происходящие процессы свидетельствуют о дестандартизации и установлении «постстандартизированного» общества (Э. Тоффлер). Другие полагают, что, несмотря на значительное стремление к позицированию в силу коммерциализации знания и информации как основных ресурсов информационного общества и подчинения информационных потоков интересам политических и финансовых групп, разнообразие зачатую носит поверхностный характер, так как фактическое содержание оказывается идентичным (Ж. Бодрийяр). Третьи утверждают, что в условиях глобальной информатизации мира транснациональные корпорации и международные сети формируют (более того, вынуждены формировать) «коалиции по стандартам», устанавливая «потенциальные глобальные стандарты», которые обеспечивают консенсус в производственно-управленческой деятельности (М. Кастельс). Для того чтобы избежать унификации и единообразия в образовательном процессе, с одной стороны, и деструктуризации образовательного пространства, с другой, необходима полистандартизация образования, которая направлена на обеспечение вариативности образования, его соответствия международным, государственным и региональным требованиям. Стандартизация (полистандартизация) образования должна быть ориентирована как на «культурную адаптацию», так и на «культурную изобретательность» (по терминологии А. Печчеи), что достигается посредством приверженности к существующим социальным и культурным нормам-традициям, получившим распространение в том или ином обществе, и введением новых международных стандартов как закономерных результатов современных процессов глобализации мира. Литература: Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 2001; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М., 2000; Тоффлер Э. Шок будущего. - М., 2001. Л.Ф. Матронина

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
222.60 кб

О стандартизации системы общего образования

Сапкулова Елена Владимировна
Стандартизация рассматривается как инструмент управления качеством общего образования посредством определения границ полномочий и ответственности субъектов образовательного процесса.
Читать PDF
3.86 мб

Стандартизация образования — процесс творческий

Наумченко И. Л.
Читать PDF
2.51 мб

Стандартизация в образовании: признаки целостности

Сахарчук Елена Ивановна
Освещается проблема стандартизации в сфере образования и актуализации ФГОС ВО в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог». Стандартизация в образовании рассмотрена сквозь призму признаков целостности системы.
Читать PDF
267.95 кб

Актуальные проблемы стандартизации школьного образования

Сафонова Татьяна Витальевна, Лукина Дарья Гeннадьевна
Рассмотрены актуальные проблемы стандартизации школьного образования и представлены результаты опытно-экспериментальной работы по определению эффективности технологии определения соответствия учебного материала раздела «Компьютерн
Читать PDF
5.08 мб

Стандартизация общего и начального профессионального образования

Кадакин В. В., Борискин В. И.
Читать PDF
276.17 кб

Куррикулумная стандартизация ИТ-образования на современном этапе

Сухомлин Владимир Александрович, Зубарева Елена Васильевна
Данная статья является очередной в серии статей авторов, в которых они продолжают отслеживать и анализировать современное состояние и новые тенденции в деятельности ведущих международных организаций ACM и IEEE по разработке образо
Читать PDF
374.11 кб

К вопросу стандартизации профессионального социального образования

Хасанова Галия Булатовна, Исхакова Резеда Рифовна
Рассмотрены этапы развития профессионального образования социальных работников на основе образовательных стандартов.
Читать PDF
399.46 кб

Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования

Рубин Ю. , Емельянов А.
Читать PDF
403.44 кб

Стандартизация профессионального образования: история, опыт, проблемы

Симухин Г.
Читать PDF
289.95 кб

Оценка качества дошкольного образования в условиях его стандартизации

Богуславская Татьяна Николаевна
В статье на основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыт потенциал основных подходов и направлений оценки качества современного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Читать PDF
616.50 кб

Стандартизация информационно-коммуникационных технологий в образовании

Позднеев Б. М.
This paper is devoted to the state and future trends of national and international standards on regulating the Information and Communication Technologies in Education (ICTE) development.
Читать PDF
482.08 кб

Механизмы стандартизации как способ повышения эффективности образования

Атопшева Наталья Сергеевна
Современное общество сейчас невозможно представить без образования. Оно присутствует в нашем мире каждый день и идет с нами по жизни.
Читать PDF
773.11 кб

Стандартизация разработок в области электронного образования по авионике

Осипцов Алексей Владимирович, Плотников Александр Александрович, Плотников Павел Александрович
Изложены результаты исследований в области стандартизации международных требований к технологиям электронного образования, сформулированы цели стандартизации разработок в данной области и приведены примеры разработок.
Читать PDF
300.01 кб

Стандартизация образования одна из болевых точек образовательной политики

Разумова Е. И.
В статье излагается позиция автора на введение государственных образовательных стандартов в общеобразовательной школе.
Читать PDF
342.15 кб

Системе стандартизации образования в Российской Федерации - четверть века

Коршунов Сергей Валерьевич
В статье проведён анализ результатов разработки трёх поколений федеральных государственных образовательных стандартов.

Похожие термины:

  • СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    деятельность, направленная на установление и применение правил с целью организации эффективной системы обучения и воспитания, управления образованием и педагогической наукой.
  • СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНАЯ

    процесс, обеспечивающий наиболее полное и оптимальное удовлетворение требований заинтересованных организаций, согласование показателей взаимосвязанных компонентов, входящих в характеристику
  • СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОПЕРЕЖАЮЩАЯ

    установление повышенных по отношению к действующим норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые в соответствии с прогнозами развития будут оптимальными в последующее время.