СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
установление в государственном масштабе единых норм и требований, предъявляемых к уровню образования, в целях сохранения единого образовательного уровня населения.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
процесс установления и применения правил упорядочения деятельности по реализации целей образования на определенном этапе развития общественных отношений, который основывается на объединении науки, техники и передового педагогического опыта и обусловливает направление не только настоящего, но и будущего развития образования.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
установление единых требований к результатам образовательной деятельности в однотипных образовательных учреждениях, не исключающее многообразия способов их достижения. Идея стандартизации имеет в виду прежде всего подготовку к различным видам деятельности. Она исходит из того, что требования жизни едины по отношению ко всем членам общества. Другим ее основанием служит забота о том, чтобы выпускник образовательного учреждения имел право на свободный выбор и был способен продолжать образование на более высоких ступенях.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
установление единых требований к результатам образовательной деятельности в однотипных учебных заведениях, не исключающее многообразия способов их достижения. Реализация стандартизации на практике означает прежде всего подготовку рабочих к различным видам деятельности. Другим ее основанием служит забота о том, чтобы выпускник учебного заведения имел право на свободный выбор содержания дальнейшей учебы и был способен продолжать образование на более высоких ступенях.
Государственные образовательные стандарты установлены Законом РФ об образовании. Они определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт профессионального образования – совокупностьтребований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.
Стандартизация профессионального образования требует учета специфической цели и задач данного уровня образования.
Разработка стандарта профессионального образования позволяет:
1) установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста-профессионала;
2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивной блочно- модульной системы обучения, контроля за эффективностью деятельности учебных заведений;
3) упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов системы профессионального образования, установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования;
4) обеспечить конвертируемость (надежность) профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.
В зависимости от области применения и уровня утверждения возможны следующие варианты: международный стандарт профессионального образования, государственный (федеральный, национальный), региональный, разрабатываемый для отдельных районов в соответствии с их межотраслевыми и специфическими условиями.
С.Я. Батышев
Государственные образовательные стандарты установлены Законом РФ об образовании. Они определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт профессионального образования – совокупностьтребований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.
Стандартизация профессионального образования требует учета специфической цели и задач данного уровня образования.
Разработка стандарта профессионального образования позволяет:
1) установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста-профессионала;
2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивной блочно- модульной системы обучения, контроля за эффективностью деятельности учебных заведений;
3) упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов системы профессионального образования, установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования;
4) обеспечить конвертируемость (надежность) профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.
В зависимости от области применения и уровня утверждения возможны следующие варианты: международный стандарт профессионального образования, государственный (федеральный, национальный), региональный, разрабатываемый для отдельных районов в соответствии с их межотраслевыми и специфическими условиями.
С.Я. Батышев
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
деятельность, направленная на установление норм, правил и требований к образовательному процессу с целью достижения оптимальной упорядоченности и устойчивости системы образования. Появление термина «стандартизация образования» непосредственно связано с введением систем менеджмента качества обучения/образования в учебных заведениях и необходимостью интеграции российской системы образования в международное образовательное пространство. Сегодня наблюдается значительный интерес к научно-теоретическим и технологическим аспектам стандартизации образования. В соответствии с требованиями к стандартизации систем управления качеством образования, принятыми в международном сообществе, выделяются основные принципы стандартизации образования: государственное лицензирование образовательных учреждений; добровольность применения стандартов (самоаттестация); учет интересов потребителей образовательных услуг; возможность применения международных стандартов (Болонское соглашение); единообразие применения национальных стандартов; внедрение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности учебных заведений; единство оценки качества обучения в разных учебных заведениях; защита обучающихся от воздействия внешней среды; модульная система обучения на основе выбора дисциплин и т.д. Учитывая тот факт, что Россия присоединилась к Болонскому соглашению об унификации стандартов образования (2003 г), в российское образование внедряются его основные компоненты: двухуровневое высшее образование (бакалавры, магистры) и взаимное признание дипломов, перезачет и накопление кредитов, мобильность обучающихся и контроль качества и т.д. Новые требования к организации образовательного процесса и управлению им привели к необходимости разработки и внедрения новых стандартов образования, призванных решать стратегические задачи совершенствования содержания и технологий образования. Образовательный стандарт как нормативный документ определяет содержание, объемы и требования к подготовке выпускников и, по мнению специалистов, является основой объективной оценки уровня образования. Рассматривая стандартизацию как существенное условие формирования и функционирования системы образования, следует принимать во внимание, что основными методами стандартизации являются симплефикация, типология, унификация. В силу этого упорядочение любой организованной целостности (в том числе и системы образования) неизбежно влечет за собой устранение неопределенного многообразия одноименных объектов, разработку и внедрение типовых технологических и организационных решений, переход к единообразию на основе установления рационального числа разновидностей элементов одинакового функционального назначения. Как следствие, стандартизированные нормы распространяются не только на хозяйственно-экономическую деятельность, но и на социокультурное пространство человеческого бытия, что влечет за собой подавление национальных традиций, размывание культурных различий. В связи с этим актуализируется необходимость эпистемологического анализа сущности стандартизации в целом, комплексного междисциплинарного подхода к проблеме стандартизации образования и поиска новых методологических моделей, которые бы способствовали как усовершенствованию организационно-технологических процессов в сфере образования, так и осмыслению социальных аспектов стандартизации образования, ее возможностей и перспектив в контексте современных цивилизационно-культурных процессов. Современная эпоха — период глобальных трансформаций мировой цивилизации, существенную роль в которых играют информационные технологии. Выявляя перспективы стандартизации в информационную эпоху, исследователи выдвигаются различные гипотезы. Одни из них утверждают, что информационное общество «неуклонно отходит от стандартизации» и предоставляет больше возможностей для разнообразия: формируются новые средства массовой информации, происходит диверсификация массовой аудитории, которая сегментирована по идеологиям, ценностям, вкусам и стилям жизни и т.д.; происходящие процессы свидетельствуют о дестандартизации и установлении «постстандартизированного» общества (Э. Тоффлер). Другие полагают, что, несмотря на значительное стремление к позицированию в силу коммерциализации знания и информации как основных ресурсов информационного общества и подчинения информационных потоков интересам политических и финансовых групп, разнообразие зачатую носит поверхностный характер, так как фактическое содержание оказывается идентичным (Ж. Бодрийяр). Третьи утверждают, что в условиях глобальной информатизации мира транснациональные корпорации и международные сети формируют (более того, вынуждены формировать) «коалиции по стандартам», устанавливая «потенциальные глобальные стандарты», которые обеспечивают консенсус в производственно-управленческой деятельности (М. Кастельс). Для того чтобы избежать унификации и единообразия в образовательном процессе, с одной стороны, и деструктуризации образовательного пространства, с другой, необходима полистандартизация образования, которая направлена на обеспечение вариативности образования, его соответствия международным, государственным и региональным требованиям. Стандартизация (полистандартизация) образования должна быть ориентирована как на «культурную адаптацию», так и на «культурную изобретательность» (по терминологии А. Печчеи), что достигается посредством приверженности к существующим социальным и культурным нормам-традициям, получившим распространение в том или ином обществе, и введением новых международных стандартов как закономерных результатов современных процессов глобализации мира. Литература: Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 2001; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М., 2000; Тоффлер Э. Шок будущего. - М., 2001. Л.Ф. Матронина
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.