СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Средства воспитания
различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Средства воспитания
материальные и идеальные объекты, которые используются в процессе воспитания для достижения его целей.

Источник: Военная педагогика

Средства воспитания
совокупность приемов, «инструментарий» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
предметы материальной и духовной культуры, окружающая среда и условия, которые используются для достижения воспитательных целей. См. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
это богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
то, посредством чего осуществляется воспитательная деятельность; предметы материальной и духовной культуры; окружающая среда и условия, которые используются для достижения воспитательных целей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Средства воспитания
вспомогательные источники воспитания, направленные на более глубокую реализацию методов воспитания; конкретные виды и формы деятельности учащихся, также предметы материальной и духовной культуры, средства массовой информации (картины, диафильмы, художественные произведения) и др.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
это те конкретные воспитательные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, вечера, экскурсии и т. д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т. д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ (основные)
Группу основных средств воспитательной работы составляют: коллективные творческие дела; коллективная организаторская деятельность; творческие игры; творческие праздники. Основные средства воспитательной работы являются ведущим звеном системы всех средств. В эту систему входят также воспитательные занятия (воспитательные мероприятия)— беседы, экскурсии, занятия кружков. (ИвановИ.П. Звено в бесконечной цепи.— Рязань, 1994.— c.28-29)

Источник: Педагогика общей заботы: понятийный аппарат

Средства воспитания
1. (традиционно-формирующий подход): рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация, упражнение, требование, приучение, пример, объяснение, убеждение, соревнование, поощрение, наставление, наказание, коррекция и т.д. реализуемые в процессе передачи однозначных знаний и опыта поведения, что способствует выработке умений и навыков их применения в социально-профессиональных ролях. 2. (гуманистический подход): создание условий для востребования личностного отношения к общим и социально-профессиональным ценностям за счет придания содержанию образования смысловых значений, способствующих продвижению учащихся от автоматического исполнения требований к пониманию и принятию смысла ценностей для развития своей личности и осмысленного участия в социально-профессиональных ролях.

Источник: Глоссарий по педагогике.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
основные виды педагогически целесообразно организованной деятельности формирующейся и развивающейся личности. В педагогической теории и практике нет резкого разграничения средств, условий и методов воспитания, и этому есть объективное объяснение. Один и тот же элемент воспитательного воздействия в зависимости от ракурса его рассмотрения может выступать в качестве метода и средства, рассматриваться в одних случаях как условие, в других – как средство.
Так, соревнование трактуется и как один из методов стимулирования, и как средство организации деятельности коллектива, направленное на развитие воли, стремления к повышению качества деятельности, воспитание чувства собственного достоинства. Игра может рассматриваться и как С.в., и как метод организации познавательной и коммуникативной деятельности. Включение учащихся в реальную созидательную деятельность в одних случаях рассматривают как непременное условие эффективности воспитательного процесса, в других – как С.в.
Принимая во внимание подобную неоднозначность трактовки понятий, характеризующих процесс воспитания, считаем наиболее целесообразным рассмотрение С.в. как комплекса воздействий на формирующуюся личность как на субъект труда, познания и общения.
Такой подход объясняется тем, что многофакторная система социальных и педагогических влияний на личность реализуется в различных сферах предметно- практической деятельности. Взаимосвязь методов, приемов и средств проявляется в следующей логике: методы информирования, научения, убеждения, принуждения, стимулирования выступают в роли внешних стимулов, направленных на возникновение побудительных мотивов; но только в том случае, когда в качестве С.в. предполагается активная деятельность самого воспитанника, полученные знания, вызванное стимулом ценностное отношение к социально одобряемым нормам реализуются в действиях, поступках учащегося и постепенно входят в привычку. Это можно отнести к любому направлению воспитательной работы, потому что трудовое, нравственное, экономическое, экологическое, эстетическое и другие направления воспитания результативны только при реализации трех компонентов: когнитивного (знания), ценностно-ориентационного (отношения), практически-деятельностного (опыт нравственно ценного поведения).
Исходя из структуры деятельности, в качестве основных средств воспитания следует выделить учебно-познавательную, коммуникативную (общение), трудовую, досуговую деятельность; учебно-производственную среду; средства массовой информации; факторы социальной среды; взаимодействие учебного заведения с объектами социальной среды. Процесс воспитания двусторонний, он предполагает деятельность педагога и воспитанника, кроме того, помимо целенаправленного процесса воспитания на личность оказывают влияние факторы окружающей среды, действующие помимо, а иногда и вразрез с процессом воспитания. Поэтому целесообразнее говорить не о С.в., а о средствах воздействия на формирующуюся и развивающуюся личность.
Учебно-познавательная деятельность как средство воздействия на личность дает не только определенный объем знаний и умений, она развивает умственные, аналитическиеспособности личности, воздействует на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций и нравственных принципов учащегося, служит средством развития познавательной, поисковой, творческой активности воспитанников.
Общение – специфический вид деятельности, предметом которой выступает другой человек, социальная общность, коллектив, источник информации, искусство. Общение служит средством познания окружающих, самого себя и явлений действительности; средством оценки и самооценки действий, поступков, конкретных ситуаций; средством развития эмоциональной сферы личности, нравственной и коммуникативной культуры.
Особое место в системе С.в. занимает искусство: непосредственное и опосредованное общение с ним человека. Многообразие функций искусства позволяет познавать прошлое, разбираться в настоящем, осознавать перспективы общественного прогресса; искусство формирует идеалы, потребности, жизненные цели личности; общение с искусством формирует опыт сопереживания, внимательного, небезразличного отношения к судьбам и потребностям окружающих, прежде всего – своих близких. Но поскольку силой образного воздействия способно формировать и возвышенные и низменные чувства, средством целенаправленного воспитания оно становится лишь при обоснованном выборе произведений того или иного вида искусства и педагогической инструментовке методов его использования.
Трудовая деятельность, практическая сознательная деятельность создают предметную основу для формирования трудолюбия, отношения к труду как к нравственной ценности, становится С.в. культуры деловых отношений, экономической, экологической, правовой культуры. Созидательная деятельность дает возможность личности оценить свои возможности, соотнести профессиональные намерения с личной подготовленностью к их реализации. Трудовая деятельность позволяет применить и закрепить полученные знания, освоить общие ориентировочные основы любой деятельности (целеполагание, планирование, контроль хода и оценка результатов), благодаря чему нередко успехи учащихся в созидательной деятельности оказывают плодотворное влияние на мотивацию и результаты учебно-познавательной деятельности. В труде развиваются психологические свойства и деловые качества личности: он становится средством воспитания воли, настойчивости, старательности, ответственности, самостоятельности, стремления доводить начатое до конца.
Игровая деятельность, традиционно считающаяся наиболее продуктивным С.в. детей дошкольного и младшего школьного возраста, в настоящее время получила признание и широкое распространение в системе обучения и воспитания на разных этапах непрерывного образования благодаря тому, что является средством раскрепощения, снятия «зажимов», неуверенности, благодаря чему облегчается доступ к сознанию и эмоциональной сфере участников игры. Игра позволяет имитировать жизненные и производственные ситуации, включать людей в реальные трудовые, экономические, нравственные отношения, ситуации выбора из предложенных альтернатив, что становится средством развития активности, готовности к принятию самостоятельных решений, формирования опыта сотрудничества и межличностного взаимодействия.
Состояние и организация учебной и учебно-производственной среды также выступает в качестве С.в.: упорядоченность в ее организации, соответствие санитарно- гигиеническим нормам, требованиям эргономики, техники безопасности, современным направлениям дизайна архитектурно-пространственной среды – все это воспитывает организованность, бережное отношение к среде обитания, средствам и результатам труда, аккуратность, стремление поддерживать установленный порядок, т.е. становится С.в. дисциплинированности, ответственности, патриотической гордости за свое учебное заведение. Напротив, низкий уровень организации среды становится одной из причин негативных последствий в формировании личности воспитанников: безалаберность, бесхозяйственность, беспорядок на рабочем месте обусловлены невниманием воспитателей к организации учебно-производственной среды.
Поскольку помимо процесса воспитания на социализацию личности воздействуют средства массовой информации, весь уклад жизни в семье, микросреде, регионе в целом, в качестве С.в. следует рассматривать комплекс мер по формированию нравственного иммунитета учащихся к воздействию негативных факторов социальной среды, нейтрализации той пропаганды жестокости, насилия и вредных привычек, которую ведут средства массовой информации: печать, телевидение, формы организации досуга.С.в. является взаимодействие учебного заведения с объектами социальной среды, поскольку учебно-воспитательный процесс – открытая система. Взаимодействие с предприятиями, организациями, фирмами позволяет расширять представления учащихся об экономике района, города, региона; находить объекты проведения практики воспитанников; обеспечить спонсорскую поддержку учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие с учреждениями культуры, творческими союзами, деятелями культуры и искусства становится средством обогащения эстетического кругозора учащихся, удовлетворения их творческих потребностей, средством влияния на обогащение содержания и форм досуговой деятельности воспитанников. Контакт с учреждениями правопорядка способствует предупреждению возможности асоциальной деятельности, проникновения в среду учащихся негативного влияния криминогенных сообществ.
Взаимодействие со службой занятости, социальной поддержки населения позволяет готовить будущих выпускников к поисковой активности в условиях конкуренции на рынке труда, решать проблему обеспечения молодых специалистов рабочими местами.
Поскольку воспитание – процесс комплексный, основанный на системно-синергетической теории, названные С.в. применяются не изолированно, а во взаимосвязи, обусловленной ведущими задачами воспитательной работы, общими целевыми ориентирами педагогического коллектива.
Лит.: Педагогика / Под. ред. С.П. Баранова и В.А. Сластенина. – М., 1986; Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М., 1985; Новиков А.М. Профессиональное образование России. – М., 1977; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
И.И. Зарецкая

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
148.01 кб

Биография школьника как средство воспитания

Соловьев Геннадий Егорович
Рассмотрены вопросы формирования биографического подхода в зарубежной и отечественной педагогике, акцентируется внимание на изучении процесса воспитания как биографического феномена.
Читать PDF
954.78 кб

Пословица как средство обучения и воспитания

Иманакунова Кулнар Шеримбековна
Приводятся цели использования пословиц на уроках кыргызского языка. Рассматриваются общие и различные признаки пословиц и поговорок. Анализируются языковые характеристики пословиц и синтаксическая природа пословиц.
Читать PDF
348.91 кб

Воспитание студентов в вузе средствами театра

Поселягина Лариса Вячеславовна
В статье представлены результаты исследования по созданию в вузе социально и эстетически гармонизирующего пространства средствами театра.
Читать PDF
878.10 кб

Игры – важное средство воспитания сотрудничества

В статье раскрыто социально-педагогическое значение игры в развитии учащихся, формировании у них навыков сотрудничества, изложена классификация игр по их содержанию и направленности, приведены определения известных психологов, пед
Читать PDF
2.48 мб

Игры как средство обучения и воспитания студентов

Дуркин Пётр Калистратович, Лебедева Марина Петровна
В статье освещается сложный, противоречивый и многоаспектный характер проблемы, связанной с оценкой сущности игры в жизни человека, указывается на целесообразность ее комплексного изучения с использованием разнообразных научных те
Читать PDF
437.61 кб

Средства обучения в физическом воспитании учащихся

Васьков Юрий Вадимович
В статье рассматриваются теоретические вопросы определения средств обучения как важной составляющей организации процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.
Читать PDF
147.96 кб

Речевые средства в процессе социального воспитания

Липаев Алексей Петрович
Читать PDF
288.09 кб

Киноискусство как средство воспитания толерантности

Жмырова Е. Ю.
Толерантность нравственное качество личности, которое подразумевает уважение к иным культуре, языку, мыслям, способам самовыражения и творчества. Воспитание толерантности это педагогическая проблема.
Читать PDF
1.69 мб

Образ территории как средство воспитания патриотизма

Четверикова Дарья Павловна
В современных условиях глобализации, усиливающейся дезинтеграции российского общества (и мира в целом) по экономической, социальной (этнической, конфессиональной, субкультурной), политической и другим причинам особенно важна роль
Читать PDF
132.55 кб

Воспитание толерантности средствами иностранного языка

Лейфа Ирина Ильинична
В работе рассматриваются возможности воспитания толерантности при обучении иностранному языку, предпринимается необходимая в связи с этим корректировка содержания обучения иностранному языку.
Читать PDF
134.42 кб

Воспитание толерантности средствами иностранного языка

Лейфа И. И.
В статье рассматриваются возможности воспитания толерантности при обучении иностранному языку, предпринимается необходимая в связи с этим корректировка содержания обучения иностранному языку.
Читать PDF
112.81 кб

Народная сказка - средство воспитания и обучения детей

Снопова Татьяна Константиновна
Автор рассматривает народную сказку как одно из важных средств духовно-нравственного становления личности, показывает важность обращения к народной педагогике, определяет особенности народной сказки
Читать PDF
298.09 кб

Нравственное воспитание дошкольников средствами сказки

Вареца Елена Сергеевна
Основой воспитания нравственной привычки является положительная мотивация поведения детей. Показателем сформированности нравственных качеств личности будет наличие внутреннего контроля.
Читать PDF
133.02 кб

Эстетическое воспитание школьников музейными средствами

Раджабов Исмаил Магомедович, Гусейнова Сияра Магомедовна
В статье рассматривается необходимость поиска наиболее эффективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной степени приобщения учащихся к культурным ценностям, а также создании необходимых педагогических усл
Читать PDF
351.15 кб

Воспитание школьников средствами спортивных единоборств

Сен В. Д.
В статье рассматриваются результаты экспериментальной работы по реализации технологии нравственно-волевого воспитания подростков, занимающихся спортивной дисциплиной кудо.

Похожие термины:

  • Средства обучения и воспитания

    (Means of training and education) приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникаци