СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Тип школы, обеспечивающей базовое и полное среднее образование и подготовку к продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях. С 2001 г. в РФ в условиях реформирования системы образования ведется подготовка к переходу на 12-летний срок обучения в средней общеобразовательной школе и на профильную систему обучения в 10–11 классах. Предусматривается обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 класс начальной школы при двух часах в неделю, в основной школе (5–9 классы) – при трех часах в неделю, а на старшей ступени обучения (10–12 классы) – при двух часах в неделю. В классах гуманитарного профиля количество часов на изучение иностранного языка увеличивается до трех. Предусматривается также факультативное изучение второго иностранного языка. Работа по профилизации российских классов старшей ступени обучения начался в 2003 г. и закреплена в Государственном стандарте общего образования (2004), который определяет стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и среднего (полного) профильного образования по иностранному языку.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ШКОЛА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
тип школы, обеспе- чивающий становление личности и – на базе начального обучения – базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоятельной жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях. Формирование типа средней школы связано с дифференциацией общего и профессионального образования. С появлением в Европе (XI—XIV вв.) университетов их подготовительные отделения играли роль средних школ. Здесь преподавались семь свободных искусств. С XVI в. дети состоятельных родителей могли получать образование в городских школах (коллегиях, ученых или латинских школах) с 8–10-летним сроком обучения. Тип средней школы с ярко выраженным гуманитарно-филологическим уклоном – гимназия – получил распространение с XVII в. Перспектива образования в университете долгое время определяла представление о задачах Ш. с. о. Однако не все учащиеся могли получить высшее образование. Это привело к выделению типа неполной средней школы. На дальнейшее развитие Ш. с. о. в конце XIX в. оказали влияние идеи нового воспитания, единой школы и трудовой школы. Неполное среднее стало играть роль базового образования, в большинстве стран признанного как обязательное. Курс Ш. с. о. рассматривается как этап непрерывного образования. Ведущими тенденциями развития средней школы стали расширение доступности общего среднего образования для различных слоев населения и дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными склонностями учащихся (Педагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://dictionary.fio.ru). И. В. Мухортова

Источник: Глоссарий современного образования.

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА,
тип школы, обеспечивающий становление личности и - на базе начального обучения - базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоятельной жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях. Формирование типа средней школы связано с дифференциацией общего и профессионального образования. С появлением в Европе (11-14 вв.) университетов их подготовительные отделения играли роль средних школ. Здесь преподавались семь свободных искусств. С 16 в. дети состоятельных родителей могли получать образование в городских школах (коллегиях, ученых или латинских школах) с 8-10-летним сроком обучения. Тип средней школы с ярко выраженным гуманитарно-филологическим уклоном - гимназия - получил распространение с 17 в. Перспектива образования в университете долгое время определяла представление о задачах С.о.ш. Однако не все учащиеся могли получить высшее образование. Это привело к выделению типа неполной средней школы. На дальнейшее развитие С.о.ш. в конце 19 в. оказали влияние идеи нового воспитания, единой школы и трудовой школы. Неполное среднее стало играть роль базового образования, в большинстве стран признанного как обязательное. Курс С.о.ш. рассматривается как этап непрерывного образования. Ведущими тенденциями развития средней школы стали расширение доступности общего среднего образования для различных слоев населения и дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными склонностями учащихся. В России первые гимназии с обучением на русском языке появились в начале 18 в. Отечественные образовательные традиции С.о.ш. формировались в деятельности Академической гимназии (1726), а также гимназий при Московском (1755) и Казанском (1758) университетах. Как С.о.ш. действовали кадетские корпуса, военные гимназии и др. В 19 в. делались попытки создать стройную систему преемственно связанных между собой общедоступных школ, в т.ч. начальных и средних. Реформы 60-х гг. привели к созданию классических и реальных гимназий. По Уставу 1871 единственным типом полной средней школы объявлялась классическая гимназия. После 1917 в РСФСР С.о.ш. строилась как единая, трудовая, политехническая. Первыми документами, определившими структуру и содержание работы средней школы, были "Положение об единой трудовой школе РСФСР" и "Основные принципы единой трудовой школы" (1918). В них провозглашались равноправие в образовании, его всеобщность, развитие самостоятельности учащихся. Единая для всех слоев населения трудовая школа (9 лет обучения) имела две ступени: начальную с 5-летним (позднее с 4-летним) сроком обучения и среднюю с 4-летним (позднее с 5-летним) сроком обучения. С 1932/33 учебного года в средней школе был введен 10-летний срок обучения. По Закону "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) средняя школа стала учебно-воспитательным учреждением с производственным обучением, дававшим учащимся не только законченное среднее образование, но и начальную профессиональную подготовку в одной из отраслей народного хозяйства. Однако решение этой задачи было затруднено отсутствием необходимых условий для обязательной профессиональной подготовки учащихся. В середине 60-х гг. средняя школа была освобождена от несвойственных ей функций профессиональной подготовки. Получили развитие школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов. В середине 80-х гг. были сделаны первые шаги по дальнейшему реформированию С.о.ш. На один год увеличился срок обучения в начальной школе. Общее среднее образование учащиеся получали в общеобразовательных школах, в средних профессионально-технических училищах (СПТУ) или средних специальных учебных заведениях (см.Средние профессиональные учебные заведения). В начале 90-х гг. получили распространение и другие типы средних общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, колледжи). Были созданы негосударственные С.о.ш., в т.ч. ориентированные на работу по альтернативным и авторским образовательным программам обучения. Закон РФ об образовании (1992) закрепил государственно-общественный статус С.о.ш. В структуре школьного образования выделяются и отражаются в учебном плане федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. С 2001 в Рос. Федерации в условиях реформирования системы образования ведется подготовка к переходу на 12-летний срок обучения в средней общеобразовательной школе. См. также Средние профессиональые учебные заведения

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
тип школы, обеспечивающий становление личности и - на базе нач. обучения - базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоят.жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в проф. и высш. уч заведениях.
Формирование типа ср. школы связано с дифференциацией общего и проф. образования С появлением в Европе (11—14 вв). университетов их подготовит отделения играли роль ср. школ Здесь преподавались семь свободных искусств После 6—7-летнего обучения студенты получали возможность продолжать образование на одном из осн.ф-тов богословском, мед, юридическом С 16 в дети состоятельных родителей могли получить образование в гор ср. школах (коллегиях, ученых, или латинских, школах). с 8—10-летним сроком обучения.
Тип ср. школы с ярко выраженным гуманитарно-филол уклоном - гимназия - получил распространение с 17 в.
Перспектива образования в ун-те долгое время определяла представление о задачах С о III Однако, стремясь получить хорошее общее образование, не все учащиеся связывали свое будущее именно с ун-том, не все учащиеся располагали и соответствующими возможностями. Это привело к выделению типа неполной средней школы, в т.ч. гимназий с сокращенным уч курсом - прогимназий ит.н. В 19 в на т.н. университетские профессии ориентировалась определенная группа гимназий, дававших классическое образование. Альтернативой ему стало реальное образование, к-рое давали уч заведения с углубленным курсом естеств. -науч. предметов и математики, их выпускники могли поступать в вузы неуниверситетского статуса.
На дальнейшее развитие С о III в кон 19 в оказали влияние идеи нового воспитания, единой и трудовой школы После 2-й мировой войны С о III стала массовой в большинстве стран Европы и Америки С возрастанием сложности совр. уч материала увеличился срок обучения - в полной С о III до 12—13 лет Неполное среднее стало играть роль базового образования, в большинстве стран признанного как обязательное Курс С о III рассматривается как одно из направлений реализации непрерывного образования
Ведущими тенденциями развития ср. школы стали расширение доступности общего ср. образования для разл слоев населения и дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными склонностями учащихся
В России первые гимназии с обучением на рус языке появились в нач 18 в Отеч образоват. традиции С о III формировались в деятельности Академической гимназии (с 1726), а также гимназий при Московском (1755). и Казанском (1758). ун-тах В нач 19 в возникли у ч заведения, соединявшие в себе среднюю и высшую ступени образования (см Лицеи). Для подютовки учителей ср. школы при ун-тах учреждались учительские и пед. ин-ты, дававшие ср. проф. образование Как ср. общеобразоват. уч заведения действовали кадетские корпуса, военные гимназии и др.
Начало 19 в в России отмечено стремлением создать стройную систему преемственно связанных между собой общедоступных школ, в т.ч. начальных и средних Однако в кон 20-х гг 19 в в основу разделения был положен принцип сословности образования Гимназии как тип С о III превратились в гуманитарные с явно выраженным классич уклоном С о III для привилегиров сословий.
Начавшиеся в 60-е гг шк. реформы привели к созданию в 1864 гимназий двух типов классических и реальных По Уставу 1871 единств типом полной ср. школы объявлялась классич гимназия Лишь в 1912 выпускники реальных уч-щ получили право поступать не только в отраслевые вузы, но и в ун-ты.
После Окт революции в РСФСР. и др. сов республиках С о III строилась как единая, трудовая, политехническая Первыми документами, определившими структуру и содержание работы ср. школы, были «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1918). В них провозглашались равноправие в образовании, его всеобщность, развитие самостоятельности учащихся Единая для всех слоев населения трудовая школа (9 лет обучения). имела 2 ступени начальную с 5-летним (позднее с 4-летним). сроком обучения (возраст детей 8—13 лет). и среднюю с 4-летним (позднее 5-летним). сроком обучения (13—17 лет). С 1932/33 уч г. в ср. школе был введен 10-летний срок обучения
Существовали также фабрично-заводские семилетки (ФЗС), школы колхозной (крестьянской). молодежи (ШКМ), после окончания к-рых учащиеся могли поступать в 8-й кл. школы-десятилетки или в ср. спец. уч. заведения.
Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы нар. образования в СССР» (1958). ср. школа была определена как уч.-воспитат. учреждение с производств, обучением в составе 9—11-х кл., дающее учащимся не только законченное ср. образование, но и проф. подготовку для работы в одной из отраслей нар. х-ва или культуры. Решение такой задачи было затруднено отсутствием во мн. школах необходимых условий для обязательной проф. подготовки учащихся. В сер. 60-х гг. ср. школа была освобождена от несвойственной ей функции проф. подготовки, к-рая более успешно реализовалась в специально ориентированных системах образования. Срок обучения в С. о. ш. был сокращен в 1964 на 1 год. Получили развитие С. о. ш. с углубленным изучением отд. предметов - иностр. языков, математики, физики, химии, биологии и др.
В сер. 80-х гг. были сделаны первые шаги по дальнейшему реформированию школы. С. о. ш. стала 11-летней за счет увеличения срока нач. образования. Общее ср. образование учащиеся получали в 10-—11-х кл. общеобразоват. школы, в СПТУ или ср. спец. уч. заведениях. В Рос. Федерации в нач. 90-х гг. получили распространение и др. типы ср. общеобразоват. учреждений (гимназии, лицеи, колледжи). Были созданы негос. С. о. ш., в т. ч. ориентированные на работу по альтернативным и авторским программам обучения.
С. о. ш. призвана обеспечить реализацию важнейшей социальной функции - передачу подрастающим поколениям такого содержания образования, к-рое может быть освоено в рамках возрастных возможностей школьников в установленные сроки обучения. Обучение в С. о. ш. направлено: на формирование социально значимых качеств личности; черт личности, сочетающих социальную направленность и способность удовлетворить личные потребности; на дальнейшее развитие культуры; на приобщение подрастающих поколений к общекультурным и национальным ценностям; на воспитание у молодежи эмоциональной культуры, гуманистич. установок, гражданственности и любви к Родине.
Деятельность С. о. ш. во многом определяется тем, что она является частью целостной системы непрерывного образования: общеобразоват. подготовка всегда выступает как база профессиональной. Реализация С. о. ш. обществ, потребностей и социальных установок поставлена в жесткие пед. рамки, ибо невозможно учить всему. Отд. ступени С. о. ш. инвариантно направлены на усвоение того содержания, к-рое доступно большинству учащихся и вместе с тем достаточно для выполнения индивидом общих для всех граждан функций независимо от их специфич. (напр., производственной). деятельности, а также для осознанной ориентации в изменяющихся условиях и адаптации к ним. Содержание образования, отвечающее запросам совр. цивилизации, требует 11—12-летнего срока обучения. Деятельность С. о. ш. направлена на изучение учащимися базового содержания (см. Базовое образование), к-рое обеспечивало бы единый общекультурный уровень, а также овладение дифференциров. частью общего образования, отвечающей склонностям, интересам и способностям учащихся, и соответствовало нац.-региональной специфике.
В широкой трактовке С. о. ш. совр. Рос. Федерации состоит из 3 ступеней: нач., неполной средней (или основной). и полной средней.
Нач. школа вооружает учащихся элементарными навыками уч. труда и общения, знакомит 6—9-летних детей в доступном для них объеме и на соответствующем уровне с достижениями отеч. и мировой культуры (см. Начальное образование).
Неполная средняя (основная). школа дает учащимся знания и умения в объеме, определяемом гос. образоват. стандартом, закладывает основы общей культуры, обеспечивает выпускникам осн. школы возможности для жизненной ориентации и осознанного участия в последующем общем и проф. образовании.
В полной ср. школе обеспечивается профильное обучение в соответствии с потребностями, склонностями и способностями учащихся, что подразумевает расширение объема, углубление теоре-тич. уровня и направленность профильных для данного уч. заведения уч. дисциплин. При этом сохраняется базисный объем изучаемых непрофильных уч. предметов.
Осуществляемый в 90-х гг. переход от набора конкретных уч. предметов к образоват. областям открывает возможности для повышения вариативности С. о. ш., что, в свою очередь, позволяет полнее удовлетворить разнообразные образоват. потребности отд. категорий учащихся, а в ст. классах - обеспечить допроф. подготовку.
В неполной средней и полной ср. школе представлен функционально необходимый набор образоват. областей: язык (родной, русский, иностр.). и лит-ра, иск-во, математика, системы неживой природы (физика и астрономия); вещество (химия); Земля (география, экология); самоуправляемые системы (кибернетика и информатика); биол. системы; человек; общество (история, социальные дисциплины и др.); труд; техника; технология; физич. культура. Наполнение образоват. областей конкретными уч. предметами и интегрированными курсами вариативно, различно в разных регионах и школах, на разных ступенях образования.
Рус. язык изучается во всех школах в неодинаковом объеме в зависимости от языковой ситуации в регионе и особенностей конкретной школы. Различным может быть набор и др. предметов, относящихся к образоват. области «Язык и лит-ра». В образоват. область «Иск-во» включены изобразит, иск-во, музыка, мировая худож. культура, а также курсы, отражающие специфику и культурные традиции регионов. Образоват. область «Общество» может быть представлена предметами: история Отечества, всеобщая история, право, человек и общество, основы совр. цивилизации, совр. мир, граждановедение, мировая экономика и междунар. отношения, политология, экономика, социология и др. «Математика» включает алгебру, геометрию, алгебру и начала анализа, комплексный курс математики, логику, статистику, теорию вероятностей и др. «Труд» объединяет трудовое и проф. обучение, курс «Техника как средство жизнедеятельности человека», черчение.
«Физич. культура» включает основы физич. культуры, интегрированные курсы физич. подготовки, основ безопасности жизнедеятельности, дающие знания о поведении в экстремальных ситуациях.
В структуре шк. образования выделяются и отражаются в уч. плане федеральный, нац.-региональный и школьный компоненты. При этом ряд образоват. областей (иск-во, общество, биол. системы, труд, физич. культура). представлен как федеральным, так и нац.-региональным компонентами.
Нац.-региональный компонент отвечает специфичным образоват. потребностям и интересам отд. народов.
Шк. компонент (занятия, обязательные по выбору, факультативы). позволяет каждому образоват. учреждению самостоятельно разрабатывать и реализовывать уч. программы и планы, использовать отведенное базисным уч. планом время для расширения и углублени,. знаний учащихся.
Закон «Об образовании» (1992). закрепляет гос.-обществ, статус С. о. ш. В нем определены гарантии общества молодым гражданам в приобщении к культуре, социальному опыту, науч. и нравств. ценностям, а также обязанности овладевать ими в той мере, в к-рой это доступно им по способностям.
Гос. органы управления образованием устанавливают обязат. минимум содержания осн. образоват. программ, макс, объем уч. нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников С. о. ш. Закон ориентирует на многообразие форм обучения, предоставляет большие права руководителям С. о. ш. в выборе технологии обучения, позволяет корректировать уч. план при обеспечении уровня знаний и умений, установленных гос. образоват. стандартом.
Управление С. о. ш. носит гос.-обществ. характер. Директор школы как представитель гос-ва является единоначальником, его распоряжения обязательны для всех работников школы и учащихся. Он несет персональную ответственность за организацию, состояние и нормальное функционирование уч.-вос-питат. процесса. Директор осуществляет управление, опираясь на педагогический совет.н. совет школы. Закон предоставляет руководителям С. о. ш. широкие полномочия в вопросах финансирования. Каждая С. о. ш. имеет самостоят. баланс и расчетный счет; финансовые и материальные средства являются ее собственностью. С. о. ш. принадлежит также право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физич. или юрид. лицами в качестве дара, пожертвования или др. форме.
В. С. Леднев, В. С. Грибов, А. Т. Кинкуль-кин, А. Г. Колосков, H. M. Сватков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
213.33 кб

Подготовка коммерсантов в средних общеобразовательных школах царской России

Фомичев И. В.
В статье рассматриваются исторические аспектыподготовки коммерсантов в царской России.
Читать PDF
2.23 мб

Организация работы по воспитанию толерантности в средних общеобразовательных школах

Абдуллаева Шахзода Абдуллаевна, Хужаназарова Санобар Файзуллаевна
В статье освещены вопросы, касающиеся организации работы по воспитанию толерантности учащихся общеобразовательных средних школ Республики Узбекистан.
Читать PDF
265.99 кб

Опыт создания системы профориентации в МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №3»

Меркушева Марина Евгеньевна, Бюллер Алексей Геннадьевич
Читать PDF
667.22 кб

Экспериментальные площадки в средних общеобразовательных школах: анализ основных направлений деятель

Павлов А. В., Терлецкий О. Л.
На сегодняшний день средние школы в регионах активно участвуют в экспериментальной деятельности по различным направлениям.
Читать PDF
48.60 кб

Итоги реализации экспериментального проекта в средних общеобразовательных школах городского округа г

Такаев Р. М., Кучимова Н. А., Ахметшина Р. А., Сайфуллин А. С., Саморукова И. П., Рублева И. Е., Сысолятин И. В., Зулькарнаев Т. Р., Поварго Е. А., Минин Г. Д., Пределина Л. А., Макарова З. Т.
В ходе реализации экспериментального проекта по совершенствованию системы питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан стало возможным выполнение ряда меро
Читать PDF
319.49 кб

Система профориентации в МОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №3» в условиях профилизац

Кирикович Татьяна Евгеньевна, Долгунова Наталия Сергеевна
Представлены особенности системы предпрофильной подготовки в МОУ «Добрянская СОШ №3» и опыт работы педагогического коллектива в рамках данной системы.
Читать PDF
106.40 кб

Гражданское воспитание подрастающего поколения в комплексе «Средняя общеобразовательная школа - Высш

Лапшина Ирина Николаевна, Шесхопалюк Александр Васильевич

Похожие термины: