СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Тип школы, обеспечивающей базовое и полное среднее образование и подготовку к продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях. С 2001 г. в РФ в условиях реформирования системы образования ведется подготовка к переходу на 12-летний срок обучения в средней общеобразовательной школе и на профильную систему обучения в 10–11 классах. Предусматривается обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 класс начальной школы при двух часах в неделю, в основной школе (5–9 классы) – при трех часах в неделю, а на старшей ступени обучения (10–12 классы) – при двух часах в неделю. В классах гуманитарного профиля количество часов на изучение иностранного языка увеличивается до трех. Предусматривается также факультативное изучение второго иностранного языка. Работа по профилизации российских классов старшей ступени обучения начался в 2003 г. и закреплена в Государственном стандарте общего образования (2004), который определяет стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и среднего (полного) профильного образования по иностранному языку.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ШКОЛА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
тип школы, обеспе- чивающий становление личности и – на базе начального обучения – базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоятельной жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях. Формирование типа средней школы связано с дифференциацией общего и профессионального образования. С появлением в Европе (XI—XIV вв.) университетов их подготовительные отделения играли роль средних школ. Здесь преподавались семь свободных искусств. С XVI в. дети состоятельных родителей могли получать образование в городских школах (коллегиях, ученых или латинских школах) с 8–10-летним сроком обучения. Тип средней школы с ярко выраженным гуманитарно-филологическим уклоном – гимназия – получил распространение с XVII в. Перспектива образования в университете долгое время определяла представление о задачах Ш. с. о. Однако не все учащиеся могли получить высшее образование. Это привело к выделению типа неполной средней школы. На дальнейшее развитие Ш. с. о. в конце XIX в. оказали влияние идеи нового воспитания, единой школы и трудовой школы. Неполное среднее стало играть роль базового образования, в большинстве стран признанного как обязательное. Курс Ш. с. о. рассматривается как этап непрерывного образования. Ведущими тенденциями развития средней школы стали расширение доступности общего среднего образования для различных слоев населения и дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными склонностями учащихся (Педагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://dictionary.fio.ru). И. В. Мухортова
Источник: Глоссарий современного образования.
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА,
тип школы, обеспечивающий становление личности и - на базе начального обучения - базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоятельной жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях. Формирование типа средней школы связано с дифференциацией общего и профессионального образования. С появлением в Европе (11-14 вв.) университетов их подготовительные отделения играли роль средних школ. Здесь преподавались семь свободных искусств. С 16 в. дети состоятельных родителей могли получать образование в городских школах (коллегиях, ученых или латинских школах) с 8-10-летним сроком обучения. Тип средней школы с ярко выраженным гуманитарно-филологическим уклоном - гимназия - получил распространение с 17 в. Перспектива образования в университете долгое время определяла представление о задачах С.о.ш. Однако не все учащиеся могли получить высшее образование. Это привело к выделению типа неполной средней школы. На дальнейшее развитие С.о.ш. в конце 19 в. оказали влияние идеи нового воспитания, единой школы и трудовой школы. Неполное среднее стало играть роль базового образования, в большинстве стран признанного как обязательное. Курс С.о.ш. рассматривается как этап непрерывного образования. Ведущими тенденциями развития средней школы стали расширение доступности общего среднего образования для различных слоев населения и дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными склонностями учащихся. В России первые гимназии с обучением на русском языке появились в начале 18 в. Отечественные образовательные традиции С.о.ш. формировались в деятельности Академической гимназии (1726), а также гимназий при Московском (1755) и Казанском (1758) университетах. Как С.о.ш. действовали кадетские корпуса, военные гимназии и др. В 19 в. делались попытки создать стройную систему преемственно связанных между собой общедоступных школ, в т.ч. начальных и средних. Реформы 60-х гг. привели к созданию классических и реальных гимназий. По Уставу 1871 единственным типом полной средней школы объявлялась классическая гимназия. После 1917 в РСФСР С.о.ш. строилась как единая, трудовая, политехническая. Первыми документами, определившими структуру и содержание работы средней школы, были "Положение об единой трудовой школе РСФСР" и "Основные принципы единой трудовой школы" (1918). В них провозглашались равноправие в образовании, его всеобщность, развитие самостоятельности учащихся. Единая для всех слоев населения трудовая школа (9 лет обучения) имела две ступени: начальную с 5-летним (позднее с 4-летним) сроком обучения и среднюю с 4-летним (позднее с 5-летним) сроком обучения. С 1932/33 учебного года в средней школе был введен 10-летний срок обучения. По Закону "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) средняя школа стала учебно-воспитательным учреждением с производственным обучением, дававшим учащимся не только законченное среднее образование, но и начальную профессиональную подготовку в одной из отраслей народного хозяйства. Однако решение этой задачи было затруднено отсутствием необходимых условий для обязательной профессиональной подготовки учащихся. В середине 60-х гг. средняя школа была освобождена от несвойственных ей функций профессиональной подготовки. Получили развитие школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов. В середине 80-х гг. были сделаны первые шаги по дальнейшему реформированию С.о.ш. На один год увеличился срок обучения в начальной школе. Общее среднее образование учащиеся получали в общеобразовательных школах, в средних профессионально-технических училищах (СПТУ) или средних специальных учебных заведениях (см.Средние профессиональные учебные заведения). В начале 90-х гг. получили распространение и другие типы средних общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, колледжи). Были созданы негосударственные С.о.ш., в т.ч. ориентированные на работу по альтернативным и авторским образовательным программам обучения. Закон РФ об образовании (1992) закрепил государственно-общественный статус С.о.ш. В структуре школьного образования выделяются и отражаются в учебном плане федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. С 2001 в Рос. Федерации в условиях реформирования системы образования ведется подготовка к переходу на 12-летний срок обучения в средней общеобразовательной школе. См. также Средние профессиональые учебные заведения
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
тип школы, обеспечивающий становление личности и - на базе нач. обучения - базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоят.жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в проф. и высш. уч заведениях.
Формирование типа ср. школы связано с дифференциацией общего и проф. образования С появлением в Европе (11—14 вв). университетов их подготовит отделения играли роль ср. школ Здесь преподавались семь свободных искусств После 6—7-летнего обучения студенты получали возможность продолжать образование на одном из осн.ф-тов богословском, мед, юридическом С 16 в дети состоятельных родителей могли получить образование в гор ср. школах (коллегиях, ученых, или латинских, школах). с 8—10-летним сроком обучения.
Тип ср. школы с ярко выраженным гуманитарно-филол уклоном - гимназия - получил распространение с 17 в.
Перспектива образования в ун-те долгое время определяла представление о задачах С о III Однако, стремясь получить хорошее общее образование, не все учащиеся связывали свое будущее именно с ун-том, не все учащиеся располагали и соответствующими возможностями. Это привело к выделению типа неполной средней школы, в т.ч. гимназий с сокращенным уч курсом - прогимназий ит.н. В 19 в на т.н. университетские профессии ориентировалась определенная группа гимназий, дававших классическое образование. Альтернативой ему стало реальное образование, к-рое давали уч заведения с углубленным курсом естеств. -науч. предметов и математики, их выпускники могли поступать в вузы неуниверситетского статуса.
На дальнейшее развитие С о III в кон 19 в оказали влияние идеи нового воспитания, единой и трудовой школы После 2-й мировой войны С о III стала массовой в большинстве стран Европы и Америки С возрастанием сложности совр. уч материала увеличился срок обучения - в полной С о III до 12—13 лет Неполное среднее стало играть роль базового образования, в большинстве стран признанного как обязательное Курс С о III рассматривается как одно из направлений реализации непрерывного образования
Ведущими тенденциями развития ср. школы стали расширение доступности общего ср. образования для разл слоев населения и дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными склонностями учащихся
В России первые гимназии с обучением на рус языке появились в нач 18 в Отеч образоват. традиции С о III формировались в деятельности Академической гимназии (с 1726), а также гимназий при Московском (1755). и Казанском (1758). ун-тах В нач 19 в возникли у ч заведения, соединявшие в себе среднюю и высшую ступени образования (см Лицеи). Для подютовки учителей ср. школы при ун-тах учреждались учительские и пед. ин-ты, дававшие ср. проф. образование Как ср. общеобразоват. уч заведения действовали кадетские корпуса, военные гимназии и др.
Начало 19 в в России отмечено стремлением создать стройную систему преемственно связанных между собой общедоступных школ, в т.ч. начальных и средних Однако в кон 20-х гг 19 в в основу разделения был положен принцип сословности образования Гимназии как тип С о III превратились в гуманитарные с явно выраженным классич уклоном С о III для привилегиров сословий.
Начавшиеся в 60-е гг шк. реформы привели к созданию в 1864 гимназий двух типов классических и реальных По Уставу 1871 единств типом полной ср. школы объявлялась классич гимназия Лишь в 1912 выпускники реальных уч-щ получили право поступать не только в отраслевые вузы, но и в ун-ты.
После Окт революции в РСФСР. и др. сов республиках С о III строилась как единая, трудовая, политехническая Первыми документами, определившими структуру и содержание работы ср. школы, были «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1918). В них провозглашались равноправие в образовании, его всеобщность, развитие самостоятельности учащихся Единая для всех слоев населения трудовая школа (9 лет обучения). имела 2 ступени начальную с 5-летним (позднее с 4-летним). сроком обучения (возраст детей 8—13 лет). и среднюю с 4-летним (позднее 5-летним). сроком обучения (13—17 лет). С 1932/33 уч г. в ср. школе был введен 10-летний срок обучения
Существовали также фабрично-заводские семилетки (ФЗС), школы колхозной (крестьянской). молодежи (ШКМ), после окончания к-рых учащиеся могли поступать в 8-й кл. школы-десятилетки или в ср. спец. уч. заведения.
Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы нар. образования в СССР» (1958). ср. школа была определена как уч.-воспитат. учреждение с производств, обучением в составе 9—11-х кл., дающее учащимся не только законченное ср. образование, но и проф. подготовку для работы в одной из отраслей нар. х-ва или культуры. Решение такой задачи было затруднено отсутствием во мн. школах необходимых условий для обязательной проф. подготовки учащихся. В сер. 60-х гг. ср. школа была освобождена от несвойственной ей функции проф. подготовки, к-рая более успешно реализовалась в специально ориентированных системах образования. Срок обучения в С. о. ш. был сокращен в 1964 на 1 год. Получили развитие С. о. ш. с углубленным изучением отд. предметов - иностр. языков, математики, физики, химии, биологии и др.
В сер. 80-х гг. были сделаны первые шаги по дальнейшему реформированию школы. С. о. ш. стала 11-летней за счет увеличения срока нач. образования. Общее ср. образование учащиеся получали в 10-—11-х кл. общеобразоват. школы, в СПТУ или ср. спец. уч. заведениях. В Рос. Федерации в нач. 90-х гг. получили распространение и др. типы ср. общеобразоват. учреждений (гимназии, лицеи, колледжи). Были созданы негос. С. о. ш., в т. ч. ориентированные на работу по альтернативным и авторским программам обучения.
С. о. ш. призвана обеспечить реализацию важнейшей социальной функции - передачу подрастающим поколениям такого содержания образования, к-рое может быть освоено в рамках возрастных возможностей школьников в установленные сроки обучения. Обучение в С. о. ш. направлено: на формирование социально значимых качеств личности; черт личности, сочетающих социальную направленность и способность удовлетворить личные потребности; на дальнейшее развитие культуры; на приобщение подрастающих поколений к общекультурным и национальным ценностям; на воспитание у молодежи эмоциональной культуры, гуманистич. установок, гражданственности и любви к Родине.
Деятельность С. о. ш. во многом определяется тем, что она является частью целостной системы непрерывного образования: общеобразоват. подготовка всегда выступает как база профессиональной. Реализация С. о. ш. обществ, потребностей и социальных установок поставлена в жесткие пед. рамки, ибо невозможно учить всему. Отд. ступени С. о. ш. инвариантно направлены на усвоение того содержания, к-рое доступно большинству учащихся и вместе с тем достаточно для выполнения индивидом общих для всех граждан функций независимо от их специфич. (напр., производственной). деятельности, а также для осознанной ориентации в изменяющихся условиях и адаптации к ним. Содержание образования, отвечающее запросам совр. цивилизации, требует 11—12-летнего срока обучения. Деятельность С. о. ш. направлена на изучение учащимися базового содержания (см. Базовое образование), к-рое обеспечивало бы единый общекультурный уровень, а также овладение дифференциров. частью общего образования, отвечающей склонностям, интересам и способностям учащихся, и соответствовало нац.-региональной специфике.
В широкой трактовке С. о. ш. совр. Рос. Федерации состоит из 3 ступеней: нач., неполной средней (или основной). и полной средней.
Нач. школа вооружает учащихся элементарными навыками уч. труда и общения, знакомит 6—9-летних детей в доступном для них объеме и на соответствующем уровне с достижениями отеч. и мировой культуры (см. Начальное образование).
Неполная средняя (основная). школа дает учащимся знания и умения в объеме, определяемом гос. образоват. стандартом, закладывает основы общей культуры, обеспечивает выпускникам осн. школы возможности для жизненной ориентации и осознанного участия в последующем общем и проф. образовании.
В полной ср. школе обеспечивается профильное обучение в соответствии с потребностями, склонностями и способностями учащихся, что подразумевает расширение объема, углубление теоре-тич. уровня и направленность профильных для данного уч. заведения уч. дисциплин. При этом сохраняется базисный объем изучаемых непрофильных уч. предметов.
Осуществляемый в 90-х гг. переход от набора конкретных уч. предметов к образоват. областям открывает возможности для повышения вариативности С. о. ш., что, в свою очередь, позволяет полнее удовлетворить разнообразные образоват. потребности отд. категорий учащихся, а в ст. классах - обеспечить допроф. подготовку.
В неполной средней и полной ср. школе представлен функционально необходимый набор образоват. областей: язык (родной, русский, иностр.). и лит-ра, иск-во, математика, системы неживой природы (физика и астрономия); вещество (химия); Земля (география, экология); самоуправляемые системы (кибернетика и информатика); биол. системы; человек; общество (история, социальные дисциплины и др.); труд; техника; технология; физич. культура. Наполнение образоват. областей конкретными уч. предметами и интегрированными курсами вариативно, различно в разных регионах и школах, на разных ступенях образования.
Рус. язык изучается во всех школах в неодинаковом объеме в зависимости от языковой ситуации в регионе и особенностей конкретной школы. Различным может быть набор и др. предметов, относящихся к образоват. области «Язык и лит-ра». В образоват. область «Иск-во» включены изобразит, иск-во, музыка, мировая худож. культура, а также курсы, отражающие специфику и культурные традиции регионов. Образоват. область «Общество» может быть представлена предметами: история Отечества, всеобщая история, право, человек и общество, основы совр. цивилизации, совр. мир, граждановедение, мировая экономика и междунар. отношения, политология, экономика, социология и др. «Математика» включает алгебру, геометрию, алгебру и начала анализа, комплексный курс математики, логику, статистику, теорию вероятностей и др. «Труд» объединяет трудовое и проф. обучение, курс «Техника как средство жизнедеятельности человека», черчение.
«Физич. культура» включает основы физич. культуры, интегрированные курсы физич. подготовки, основ безопасности жизнедеятельности, дающие знания о поведении в экстремальных ситуациях.
В структуре шк. образования выделяются и отражаются в уч. плане федеральный, нац.-региональный и школьный компоненты. При этом ряд образоват. областей (иск-во, общество, биол. системы, труд, физич. культура). представлен как федеральным, так и нац.-региональным компонентами.
Нац.-региональный компонент отвечает специфичным образоват. потребностям и интересам отд. народов.
Шк. компонент (занятия, обязательные по выбору, факультативы). позволяет каждому образоват. учреждению самостоятельно разрабатывать и реализовывать уч. программы и планы, использовать отведенное базисным уч. планом время для расширения и углублени,. знаний учащихся.
Закон «Об образовании» (1992). закрепляет гос.-обществ, статус С. о. ш. В нем определены гарантии общества молодым гражданам в приобщении к культуре, социальному опыту, науч. и нравств. ценностям, а также обязанности овладевать ими в той мере, в к-рой это доступно им по способностям.
Гос. органы управления образованием устанавливают обязат. минимум содержания осн. образоват. программ, макс, объем уч. нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников С. о. ш. Закон ориентирует на многообразие форм обучения, предоставляет большие права руководителям С. о. ш. в выборе технологии обучения, позволяет корректировать уч. план при обеспечении уровня знаний и умений, установленных гос. образоват. стандартом.
Управление С. о. ш. носит гос.-обществ. характер. Директор школы как представитель гос-ва является единоначальником, его распоряжения обязательны для всех работников школы и учащихся. Он несет персональную ответственность за организацию, состояние и нормальное функционирование уч.-вос-питат. процесса. Директор осуществляет управление, опираясь на педагогический совет.н. совет школы. Закон предоставляет руководителям С. о. ш. широкие полномочия в вопросах финансирования. Каждая С. о. ш. имеет самостоят. баланс и расчетный счет; финансовые и материальные средства являются ее собственностью. С. о. ш. принадлежит также право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физич. или юрид. лицами в качестве дара, пожертвования или др. форме.
В. С. Леднев, В. С. Грибов, А. Т. Кинкуль-кин, А. Г. Колосков, H. M. Сватков.
Формирование типа ср. школы связано с дифференциацией общего и проф. образования С появлением в Европе (11—14 вв). университетов их подготовит отделения играли роль ср. школ Здесь преподавались семь свободных искусств После 6—7-летнего обучения студенты получали возможность продолжать образование на одном из осн.ф-тов богословском, мед, юридическом С 16 в дети состоятельных родителей могли получить образование в гор ср. школах (коллегиях, ученых, или латинских, школах). с 8—10-летним сроком обучения.
Тип ср. школы с ярко выраженным гуманитарно-филол уклоном - гимназия - получил распространение с 17 в.
Перспектива образования в ун-те долгое время определяла представление о задачах С о III Однако, стремясь получить хорошее общее образование, не все учащиеся связывали свое будущее именно с ун-том, не все учащиеся располагали и соответствующими возможностями. Это привело к выделению типа неполной средней школы, в т.ч. гимназий с сокращенным уч курсом - прогимназий ит.н. В 19 в на т.н. университетские профессии ориентировалась определенная группа гимназий, дававших классическое образование. Альтернативой ему стало реальное образование, к-рое давали уч заведения с углубленным курсом естеств. -науч. предметов и математики, их выпускники могли поступать в вузы неуниверситетского статуса.
На дальнейшее развитие С о III в кон 19 в оказали влияние идеи нового воспитания, единой и трудовой школы После 2-й мировой войны С о III стала массовой в большинстве стран Европы и Америки С возрастанием сложности совр. уч материала увеличился срок обучения - в полной С о III до 12—13 лет Неполное среднее стало играть роль базового образования, в большинстве стран признанного как обязательное Курс С о III рассматривается как одно из направлений реализации непрерывного образования
Ведущими тенденциями развития ср. школы стали расширение доступности общего ср. образования для разл слоев населения и дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными склонностями учащихся
В России первые гимназии с обучением на рус языке появились в нач 18 в Отеч образоват. традиции С о III формировались в деятельности Академической гимназии (с 1726), а также гимназий при Московском (1755). и Казанском (1758). ун-тах В нач 19 в возникли у ч заведения, соединявшие в себе среднюю и высшую ступени образования (см Лицеи). Для подютовки учителей ср. школы при ун-тах учреждались учительские и пед. ин-ты, дававшие ср. проф. образование Как ср. общеобразоват. уч заведения действовали кадетские корпуса, военные гимназии и др.
Начало 19 в в России отмечено стремлением создать стройную систему преемственно связанных между собой общедоступных школ, в т.ч. начальных и средних Однако в кон 20-х гг 19 в в основу разделения был положен принцип сословности образования Гимназии как тип С о III превратились в гуманитарные с явно выраженным классич уклоном С о III для привилегиров сословий.
Начавшиеся в 60-е гг шк. реформы привели к созданию в 1864 гимназий двух типов классических и реальных По Уставу 1871 единств типом полной ср. школы объявлялась классич гимназия Лишь в 1912 выпускники реальных уч-щ получили право поступать не только в отраслевые вузы, но и в ун-ты.
После Окт революции в РСФСР. и др. сов республиках С о III строилась как единая, трудовая, политехническая Первыми документами, определившими структуру и содержание работы ср. школы, были «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1918). В них провозглашались равноправие в образовании, его всеобщность, развитие самостоятельности учащихся Единая для всех слоев населения трудовая школа (9 лет обучения). имела 2 ступени начальную с 5-летним (позднее с 4-летним). сроком обучения (возраст детей 8—13 лет). и среднюю с 4-летним (позднее 5-летним). сроком обучения (13—17 лет). С 1932/33 уч г. в ср. школе был введен 10-летний срок обучения
Существовали также фабрично-заводские семилетки (ФЗС), школы колхозной (крестьянской). молодежи (ШКМ), после окончания к-рых учащиеся могли поступать в 8-й кл. школы-десятилетки или в ср. спец. уч. заведения.
Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы нар. образования в СССР» (1958). ср. школа была определена как уч.-воспитат. учреждение с производств, обучением в составе 9—11-х кл., дающее учащимся не только законченное ср. образование, но и проф. подготовку для работы в одной из отраслей нар. х-ва или культуры. Решение такой задачи было затруднено отсутствием во мн. школах необходимых условий для обязательной проф. подготовки учащихся. В сер. 60-х гг. ср. школа была освобождена от несвойственной ей функции проф. подготовки, к-рая более успешно реализовалась в специально ориентированных системах образования. Срок обучения в С. о. ш. был сокращен в 1964 на 1 год. Получили развитие С. о. ш. с углубленным изучением отд. предметов - иностр. языков, математики, физики, химии, биологии и др.
В сер. 80-х гг. были сделаны первые шаги по дальнейшему реформированию школы. С. о. ш. стала 11-летней за счет увеличения срока нач. образования. Общее ср. образование учащиеся получали в 10-—11-х кл. общеобразоват. школы, в СПТУ или ср. спец. уч. заведениях. В Рос. Федерации в нач. 90-х гг. получили распространение и др. типы ср. общеобразоват. учреждений (гимназии, лицеи, колледжи). Были созданы негос. С. о. ш., в т. ч. ориентированные на работу по альтернативным и авторским программам обучения.
С. о. ш. призвана обеспечить реализацию важнейшей социальной функции - передачу подрастающим поколениям такого содержания образования, к-рое может быть освоено в рамках возрастных возможностей школьников в установленные сроки обучения. Обучение в С. о. ш. направлено: на формирование социально значимых качеств личности; черт личности, сочетающих социальную направленность и способность удовлетворить личные потребности; на дальнейшее развитие культуры; на приобщение подрастающих поколений к общекультурным и национальным ценностям; на воспитание у молодежи эмоциональной культуры, гуманистич. установок, гражданственности и любви к Родине.
Деятельность С. о. ш. во многом определяется тем, что она является частью целостной системы непрерывного образования: общеобразоват. подготовка всегда выступает как база профессиональной. Реализация С. о. ш. обществ, потребностей и социальных установок поставлена в жесткие пед. рамки, ибо невозможно учить всему. Отд. ступени С. о. ш. инвариантно направлены на усвоение того содержания, к-рое доступно большинству учащихся и вместе с тем достаточно для выполнения индивидом общих для всех граждан функций независимо от их специфич. (напр., производственной). деятельности, а также для осознанной ориентации в изменяющихся условиях и адаптации к ним. Содержание образования, отвечающее запросам совр. цивилизации, требует 11—12-летнего срока обучения. Деятельность С. о. ш. направлена на изучение учащимися базового содержания (см. Базовое образование), к-рое обеспечивало бы единый общекультурный уровень, а также овладение дифференциров. частью общего образования, отвечающей склонностям, интересам и способностям учащихся, и соответствовало нац.-региональной специфике.
В широкой трактовке С. о. ш. совр. Рос. Федерации состоит из 3 ступеней: нач., неполной средней (или основной). и полной средней.
Нач. школа вооружает учащихся элементарными навыками уч. труда и общения, знакомит 6—9-летних детей в доступном для них объеме и на соответствующем уровне с достижениями отеч. и мировой культуры (см. Начальное образование).
Неполная средняя (основная). школа дает учащимся знания и умения в объеме, определяемом гос. образоват. стандартом, закладывает основы общей культуры, обеспечивает выпускникам осн. школы возможности для жизненной ориентации и осознанного участия в последующем общем и проф. образовании.
В полной ср. школе обеспечивается профильное обучение в соответствии с потребностями, склонностями и способностями учащихся, что подразумевает расширение объема, углубление теоре-тич. уровня и направленность профильных для данного уч. заведения уч. дисциплин. При этом сохраняется базисный объем изучаемых непрофильных уч. предметов.
Осуществляемый в 90-х гг. переход от набора конкретных уч. предметов к образоват. областям открывает возможности для повышения вариативности С. о. ш., что, в свою очередь, позволяет полнее удовлетворить разнообразные образоват. потребности отд. категорий учащихся, а в ст. классах - обеспечить допроф. подготовку.
В неполной средней и полной ср. школе представлен функционально необходимый набор образоват. областей: язык (родной, русский, иностр.). и лит-ра, иск-во, математика, системы неживой природы (физика и астрономия); вещество (химия); Земля (география, экология); самоуправляемые системы (кибернетика и информатика); биол. системы; человек; общество (история, социальные дисциплины и др.); труд; техника; технология; физич. культура. Наполнение образоват. областей конкретными уч. предметами и интегрированными курсами вариативно, различно в разных регионах и школах, на разных ступенях образования.
Рус. язык изучается во всех школах в неодинаковом объеме в зависимости от языковой ситуации в регионе и особенностей конкретной школы. Различным может быть набор и др. предметов, относящихся к образоват. области «Язык и лит-ра». В образоват. область «Иск-во» включены изобразит, иск-во, музыка, мировая худож. культура, а также курсы, отражающие специфику и культурные традиции регионов. Образоват. область «Общество» может быть представлена предметами: история Отечества, всеобщая история, право, человек и общество, основы совр. цивилизации, совр. мир, граждановедение, мировая экономика и междунар. отношения, политология, экономика, социология и др. «Математика» включает алгебру, геометрию, алгебру и начала анализа, комплексный курс математики, логику, статистику, теорию вероятностей и др. «Труд» объединяет трудовое и проф. обучение, курс «Техника как средство жизнедеятельности человека», черчение.
«Физич. культура» включает основы физич. культуры, интегрированные курсы физич. подготовки, основ безопасности жизнедеятельности, дающие знания о поведении в экстремальных ситуациях.
В структуре шк. образования выделяются и отражаются в уч. плане федеральный, нац.-региональный и школьный компоненты. При этом ряд образоват. областей (иск-во, общество, биол. системы, труд, физич. культура). представлен как федеральным, так и нац.-региональным компонентами.
Нац.-региональный компонент отвечает специфичным образоват. потребностям и интересам отд. народов.
Шк. компонент (занятия, обязательные по выбору, факультативы). позволяет каждому образоват. учреждению самостоятельно разрабатывать и реализовывать уч. программы и планы, использовать отведенное базисным уч. планом время для расширения и углублени,. знаний учащихся.
Закон «Об образовании» (1992). закрепляет гос.-обществ, статус С. о. ш. В нем определены гарантии общества молодым гражданам в приобщении к культуре, социальному опыту, науч. и нравств. ценностям, а также обязанности овладевать ими в той мере, в к-рой это доступно им по способностям.
Гос. органы управления образованием устанавливают обязат. минимум содержания осн. образоват. программ, макс, объем уч. нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников С. о. ш. Закон ориентирует на многообразие форм обучения, предоставляет большие права руководителям С. о. ш. в выборе технологии обучения, позволяет корректировать уч. план при обеспечении уровня знаний и умений, установленных гос. образоват. стандартом.
Управление С. о. ш. носит гос.-обществ. характер. Директор школы как представитель гос-ва является единоначальником, его распоряжения обязательны для всех работников школы и учащихся. Он несет персональную ответственность за организацию, состояние и нормальное функционирование уч.-вос-питат. процесса. Директор осуществляет управление, опираясь на педагогический совет.н. совет школы. Закон предоставляет руководителям С. о. ш. широкие полномочия в вопросах финансирования. Каждая С. о. ш. имеет самостоят. баланс и расчетный счет; финансовые и материальные средства являются ее собственностью. С. о. ш. принадлежит также право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физич. или юрид. лицами в качестве дара, пожертвования или др. форме.
В. С. Леднев, В. С. Грибов, А. Т. Кинкуль-кин, А. Г. Колосков, H. M. Сватков.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия