СРЕДНИЕ ВЕКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СРЕДНИЕ ВЕКА (педагогические аспекты)
период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени (обычно датируется концом 5 - серединой 17 вв.), время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии человечества. В С.в. консолидировались и расширились культурные области Европы и других регионов мира, получили развитие христианство и другие мировые религии, сложились жизнеспособные нации и их языки, были созданы классические произведения мировой литературы и искусства, заложены фундаментальные принципы образования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие учащихся, но и взращивание их как нравственных личностей. Характер и формы образования и воспитания определялись господствующим положением религии и церкви в обществе. В Западной Европе исчезли последние сохранившиеся школы, устроенные по римскому образцу. Началось приспособление духовного наследия Античности к требованиям христианской церкви. Создавались обобщающие компендиумы, ставшие классическими учебниками: "О браке Филологии и Меркурия" Марциана Капеллы, трактаты Боэция по арифметике, музыке, геометрии и астрономии (последние два не сохранились), "Наставления в науках божественных и человеческих" Кассиодора, "Начала, или Этимология" Исидора Севильского. Постепенно образование и воспитание монополизировалось церковью. Получил развитие новый тип школы - христианский. В 6-8 вв. школы были сосредоточены преимущественно при монастырях, где находились скриптории для переписки религиозной литературы и хранились сочинения античных авторов. Центры монастырской культуры располагались в Ирландии и на территории современной Италии, Англии, Германии и Франции. Центры позднеантичной образованности до 6-7 вв. сохранялись в Византии. Попытка осуществить идею образования не только для клириков, но и для мирян была предпринята в конце 8 - 1-й половине 9 вв. в период культурного подъема в империи Каролингов. Указами Карла Великого (768-814) предписывалось создавать школы при монастырях и церковных приходах с обучением чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счету. Центром образования стала придворная школа в Ахене под руководством Алкуина. Однако во 2-й половине 9 в. образовательная деятельность вновь сосредоточилась в монастырях. Сформировались монастырские школы, кафедральные или соборные школы, приходские школы, обеспечивающие элементарное обучение. С 14 в. своеобразным типом народной школы стали школы при поминальных часовнях, где дети обучались началам грамоты. С ростом городов, появлением третьего сословия и развитием цехов возникли городские школы, не находившиеся непосредственно в ведении церкви, а также частные школы. Центрами ремесленного образования с 12 в. были цехи. В 12-13 вв. сформировалось сословие профессиональных учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье. У наиболее знаменитых преподавателей стремились обучаться бродячие школяры (ваганты, или голиарды) - выходцы из городской или рыцарской среды, низшего клира (см.Странствующие учителя). Среди школяров возникла латинская поэзия ("лирика вагантов"). Обучение в школе осуществлялось на латинском языке, с 14 в. появились учебные заведения с преподаванием на разговорных языках. Жесткое деление на возрастные этапы обучения отсутствовало. После освоения учащимися осн. норм христианской нравственности, чтения по Псалтыри и письма излагался средневековый куррикулум - семь свободных искусств, унаследованный от римской школы и систематизированный Марцианом Капеллой, Боэциэм и Кассиодором. Куррикулум подразделялся на низшую ступень - тривиум (грамматика, риторика, диалектика или логика) и повышенную - квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Изучение свободных искусств до 15-16 вв. оставалось основой средневековой образованности и позволяло перейти к восприятию высшей мудрости - теологии и философии. Преподавание латинской грамматики и риторики подчинялось задаче использования античных риторических приемов при составлении проповедей, классическая теория стихосложения должна была стать основой созданий церковных ритмов. Античное учение о добродетелях применялось при разработке христианской этики. Система грамматического и риторического образования оказалась одинаково приемлемой и для церковных деятелей и для лиц, управляющих государством, вотчиной, занимающихся дипломатической деятельностью и др. Христианство, определявшее сознание общества, было религией Священного Писания, книжным учением. Знание имело комментаторский характер и опиралось на классические сочинения, поэтому ведущую роль в обучении играло развитие памяти. Схоластика подняла авторитет образования и учителя. Развитие городов, расширение кругозора европейцев, знакомство с мусульманской культурой стимулировали развитие школьного дела и системы образования. Соборные школы в крупнейших центрах Европы превратились во "всеобщие школы", а затем в университеты, которые получили право присуждения ученых степеней и выдачи разрешений на преподавание. Если до 12 в. книжные собрания хранились в монастырях, то с 12-14 вв. появились библиотеки при университетах, получили распространение личные собрания. Развитию образования способствовало возникновение книгопечатания (15 в.). Педагогическая мысль Средневековья опиралась на Священное Писание и сочинения отцов Церкви. Мир рассматривался как школа Христа, в которой история и жизнь каждого человека обретают смысл, поскольку они являются объектом воспитания, обращающего их к единой цели - познанию Бога. Педагогическое понимание взаимоотношений Бога и человека представлено в патристике у Климента Александрийского, Оригена, Иеронима, Августина. Августин оказал определяющее влияние на средневековую педагогику, определил содержание христианского образования, допускающего усвоение некоторых достижений античных авторов под руководством духовных наставников. Августин определил образовательный минимум интеллектуала в сочинении "О христианском учении". На первое место он ставил "словесные" науки и историю как особенно важные для понимания Священного Писания, затем шли математика и естественные дисциплины. В образовательном процессе Августин придавал особое значение вере и авторитету. Кассиодор и Исидор Севильский считали образование необходимым и для мирян. "Нищете мирских знаний" папа Григорий I (6 в.) противопоставил "просвещенную неученость" святых подвижников. Оба эти направления были представлены в педагогике раннего Средневековья, отличавшейся религиозной экзальтацией, суровостью и аскетизмом. В средневековом сознании человек мыслился не только как "венец творения", но и как целостный мир (микрокосм), заключающий в себе то же, что и большая Вселенная (макрокосм). Этим определялась одна из главных целей воспитания - самосовершенствование. Детство воспринималось как пора несовершенства, т.е. социально отрицательно. Не случайно в средние века младенцев изображали со взрослыми лицами (т.н. путти). Юность считалась порой процветания. Воспитание основывалось на скрупулезном исследовании традиций, соблюдении ритуалов и этикета. Значительный вклад в развитие образования внесли Алкуин, Рабан Мавр, Гуго Сен-Викторский, Винцент из Бове, Ж. Жемерсон и др. Идеологи еретических движений 12-15 вв. отрицали воспитательную роль церкви, выступали против употребления в школах латинского языка. Вместе с тем в педагогической теории и практике отразились тенденции, связанные с сословной организацией общества. В 8-10 вв. получил развитие особый жанр педагогической литературы - "Зерцала", т.е. наставления будущему правителю о должном поведении в жизни. С возвышением в 11- 13 вв. рыцарства - новой служилой знати - стало оформляться рыцарское воспитание. Женское воспитание ограничивалось чисто женскими занятиями (домоводство, ткачество, рукоделие). Обучение грамоте не было обязательным. Девочки в большинстве воспитывались дома, но дочери из знатных семей могли посещать специальные монастырские школы, а позднее и частные учебные заведения. В качестве домашних учителей приглашались лица духовного звания, чаще монахи. Рыцарская культура выдвинула идеал дамы, вдохновлявшей рыцаря на подвиги. Появились "Назидания даме", в которых проблемы воспитания и морали в основном сводились к тонкостям этикета. Для знатной дамы было желательно уметь читать и писать, хорошо разбираться в поэзии, слагать стихи, выразительно говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. С 13 в. развитие естественных наук оказало решающее влияние на сложившиеся представления об образовании. Широко трактуемый опыт был признан одной из основ обучения и воспитания. В 15-17 вв. средневековые традиции образования вытеснялись педагогикой Возрождения и Реформации. От Средневековья Западная Европа унаследовала этические идеалы, идею народного образования, элементы организационной структуры (школы разных степеней, университеты), а также интерес к гуманитарному знанию, усовершенствованную систему преподавания Древняя Русь не унаследовала непосредственно ни традиций античного образования, ни характерного для европейского средневековой христианской культуры рационалистического образа мышления. Не получили развития латинский и греческий языки. На протяжении всего Средневековья (в России принято продлевать этот период до 18 в.) продолжалась борьба церкви с языческими представлениями. Отождествление античного культурного наследия с язычеством способствовало тому, что античная мифология, ставшая в Западной Европе и Византии своего рода языком культуры и образования, на Руси воспринималась негативно и противопоставлялась православной вере. Также не была унаследована византийская система светского образования. Русь восприняла образец византийской монастырской образованности, негативно относящейся к светским знаниям. Первые учителя и религиозная литература появились на Руси, вероятно, при содействии южных славянских государств. Кириллицей на Руси пользовались уже в 10 в. Древнеболгарский (старославянский) язык стал использоваться при богослужениях. Возможность обучения на языке, близком к родному, во многом определила формы получения образования. Элементарное обучение на Руси оказалось не таким сложным, как при освоении латинской грамматики, поэтому не возникло и потребности в многолетнем школьном образовании. Первоначально школы организовывала княжеская власть, но в период татаро-монгольского нашествия (13-15 вв.) они исчезли. Освоение христианской книжности стало профессиональной задачей священства. У православных священников отсутствовал обет безбрачия, поэтому они стремились передать полученные знания своим детям. Такая практика не требовала создания системы школьного обучения. В Древней Руси школа не приобрела характера стабильного социального института. Важнейшим фактором социализации была семья. Профессиональное обучение осуществляли государственная, монастырская, общинная системы обучения. Овладением грамотой, счетом и церковно-книжными знаниями связывалось с профессиональными потребностями. Начальное образование ограничивалось обучением чтению, усвоением молитвенных текстов и церковным пением. Первой книгой для чтения была Псалтырь. К письму переходили далеко не все обучающиеся, т.к. соответствующие навыки считались необходимыми лишь для людей, посвятивших себя книжному делу. Письменные источники и берестяные грамоты свидетельствуют о достаточно широком распространении грамотности среди горожан. Начальное образование получали либо в семье, либо обучались индивидуально у грамотного лица или мастера грамоты, который совмещал педагогическую деятельность с другой профессией. Мастер мог обучать несколько человек, которые и составляли "училище". Осн. центрами культуры и книжности являлись монастыри. Важнейшим направлением воспитания было приобщение детей к православию. Основы христианского учения распространялись, как правило, в устной форме, через учительную деятельность духовенства. Гл. целью православного воспитания было наставление человека на путь спасения своей бессмертной души, на нравственное совершенствование. Знания ценились лишь в приложении к этой цели. Обучение "внутреннее", нравственное, как истинное противопоставлялось "внешнему", основанному на схоластических науках. Важнейшие знания доносила учительная литература. Гл. роль в православном воспитании играл духовный отец, несший перед Богом ответственность за просвещение чад духовных. Большое значение имела народная система воспитания, которая в большой степени была нацелена на мирскую жизнь человека. Законы, этические нормы общежития, правила семейной жизни и ведения хозяйства были изложены в "Домострое". Учреждение в 1598 Патриаршества в России открыло возможности для приглашения наставников от патриархов восточной церкви. Интерес к образованию возрос в связи с полемикой между сторонниками ориентации на латинизированную схоластическую культуру (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев) и грекофилами, культивировавшими византийские церковные и образовательные традиции. В привилегированных сословиях дети получали домашнее образование. В качестве учителей приглашались, как правило, иностранцы, в т.ч. и из пленных. Наиболее грамотный слой - дьяки и подьячие московских приказов - получал образование непосредственно на службе под руководством старших наставников. Приглашенные царем Алексеем Михайловичем представители украинского и белорусского духовенства стали организовывать в Москве "училищные монастыри" с преподавание свободных искусств и древних языков. Первым таким училищем стал Андреевский монастырь (1645). Молодежь обучалась также в Чудовом и Заиконоспасском монастырях, на Государевом, Патриаршем и Типографском дворах. В конце 17 в. осн. Славяно-греко-латинская академия. Дальнейшее развитие московских школ шло в направлении высшего духовного образования, светские школы для подготовки профессиональных кадров появились позднее в результате Петровских реформ. См. также История образования в России, Мусульманская культура, Семь свободных искусств, Старообрядческие школы, Странствующие учителя

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание)
период, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории (обычно датируется кон. 5 - сер. 17 вв.), время возникновения, развития и упадка ср.-век. цивилизации и феодализма как особого этапа ист. развития человечества. В С. в. консолидировались и расширились культурные области Европы и др. регионов мира, получили развитие христианство и др. мировые религии, сложились жизнеспособные нации и их языки, были созданы классич. произведения мировой лит-ры и иск-ва, заложены фундаментальные принципы формирования человеческой индивидуальности, образования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие учащегося, но и взращивание его как нравственной личности.
Характер и формы образования и воспитания определялись господствующим значением христ. религии и церкви в культурной жизни общества. В средневековье религия была для человека своеобразным энциклопедич. компендиумом, с помощью к-рого можно было составить определ. картину мира, обрести знание о месте человека в нем. В моральной сфере религ. установки регулировали проведение и образ жизни людей, их взаимоотношения, способствовали выражению социальных и личных эмоций, создавая ощущение человеческой общности.
В Зап. Европе 5—7 вв. исчезли последние школы, устроенные по римскому образцу. Началась систематизация антич. духовного наследия и приспособление его к требованиям христ. церкви. Создавались обобщающие компендиумы, ставшие классич. учебниками средневековья: «О браке Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, трактаты Боэция по арифметике, музыке, геометрии и астрономии (последние два не сохранились), «Наставления в науках божественных и человеческих» Кассио-дора, «Начала, или Этимологии» Исидора Севилеского и др. Постепенно образование и воспитание монополизировались церковью. Получил развитие новый тип школы - христианский. Лат. письменность и книжное дело сыграли важнейшую роль в преемственности антич. и ср.-век. культур в Зап. Европе. Лат. язык во взаимодействии с герм, и кельт, наречиями стал основой развития большинства языков народов Зап. Европы.
В 6—8 вв. редкие школы были сосредоточены преим. в монастырях, где находились скриптории для переписки релит, лит-ры и сохранившихся сочинений антич. авторов, собирались б-ки. Центры монастырской культуры располагались в Ирландии и на континенте: Виварий, Монтекассино (терр. совр. Италии); Тур, Корби, Клюни (Франции); Фульда, Рей-хенау (Германии); Санкт-Галлен (Швейцарии); Глэнстонбери, Кентербери (Англии). Центры позднеантич. образованности долгое время (до 6—7 вв.). сохранялись в Византии.
В кон. 8 - 1-й пол. 9 вв., в период культурного подъема в империи Каролингов, объединившей почти всю Зап. Европу, впервые была предпринята попытка осуществить идею образования не только для клириков, но и для мирян («Каролингское возрождение»). Указами Карла Великого (768—814). предписывалось создавать школы при монастырях и церк. приходах с обучением чтению, письму, церк. пению, лат. грамматике и счету. Центром образования стала придворная школа в Ахене, к-рой руководил Алкуин. Во 2-й пол. 9 в. светские тенденции в культуре постепенно угасали, образоват. деятельность вновь сосредоточилась в монастырях. Мн. школы, в т. ч. школа в Ахене, перестали функционировать.
В период средневековья сформировались своеобразные образоват. институты разных уровней: монастырские школы, кафедральные, или соборные, школы и специально для элементарного обучения - приходские школы. С 14 в. большое значение приобрели школы при поминальных часовнях, по существу народные, в к-рых дети обучались началам грамоты. С ростом городов, появлением третьего сословия и развитием цехов возникли гильдейские и др. городские школы, не находившиеся непосредственно в ведении церкви, организовывались частные школы. Центрами ремесл. образования с 12 в. были цехи.
В 12—13 вв. сформировалось сословие проф. учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье. Обучение у наиб. знаменитых и авторитетных преподавателей того или иного предмета сделалось целью странствий бродячих школяров (вагантов, или голиардов) - выходцев из городской или рыцарской среды, низшего клира (см. также Странствующие учителя). В среде бродячих школяров возникала яркая и самобытная лат. поэзия.
Обучение в школах велось на лат. языке, с 14 в. появились уч. заведения с преподаванием на разговорных языках. В средневековье не существовало жесткого деления на возрастные этапы обучения, не учитывались специфика дет. восприятия и психологии. После освоения учащимися осн. норм христ. нравственности, чтения по Псалтыри и письма излагался традиц. ср.-век. куррикулум - семь свободных искусств (septem artes liberales), унаследованный от рим. школы и систематизированный Map цианом Капеллой, Боэцием и Кассиодором. Он подразделялся на низшую ступень - тривиум (грамматика, риторика, диалектика или логика). и повышенную - квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Знание семи свободных искусств считалось необходимым для правильного понимания Священного Писания; они вошли во все энциклопедии и до 15—16 вв. оставались основой ср.-век. образованности. Изучение свободных искусств подводило к восприятию высш. мудрости - теологии и философии. В процессе обучения толковались не только Священное Писание и сочинения отцов церкви, но и произв. нек-рых антич. авторов: Аристотеля, Платона, Виргилия, Овидия, Горация, Цицерона, Саллюстия и др.
Преподавание лат. грамматики и риторики подчинялось задаче использования антич. риторич. приемов при составлении проповедей, классич. теория стихосложения должна была стать основой создания церк. ритмов, предназначенных для богослужения. Антич. учение о добродетелях применялось при разработке христ. этики. Система грамматич. и риторич. образования оказывалась одинаково приемлемой как для проповед-нич. и миссионерской деятельности, так и для управления гос-вом и вотчиной, исполнения поручений полит. и диплома-тич. характера, отправления судопроизводства.
Христианство, определявшее сознание общества, было религией Писания, книжным учением. В целом для средневековья, когда осн. часть населения оставалась неграмотной, характерно, тем не менее, почтительное, часто сакральное отношение к слову, книге. Ср.-век. знание имело комментаторский характер и опиралось на авторитетные классич. сочинения, поэтому в процессе обучения ведущую роль играло развитие памяти. Схоластика подняла авторитет образования и учителя.
Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с мусульманской культурой послужили стимулами развития шк. дела и системы образования. Соборные школы в крупнейших интеллектуальных центрах Европы превратились во «всеобщие школы», а затем в университеты (к 15 в. в Европе их насчитывалось ок. 60). Ун-ты получили право присуждения ученых степеней и выдачи разрешения на преподавание, что ранее было привилегией архиепископа или епископа. Расширился спрос на книгу. Если до 12 в. книги были сосредоточены гл. обр. в монастырских б-ках, то в 12—14 вв. появились многочисл. б-ки при ун-тах, королевских и княжеских дворах, в домах крупных землевладельцев и состоятельных граждан. Интересу к образованию способствовало распространение книгопечатания (кон. 15 в.).
Педагогическая мысль средневековья опиралась на Священное Писание и сочинения отцов церкви, рассматривавших мир как школу Христа, в к-рой история и жизнь каждого человека обретает смысл постольку, поскольку они являются объектами воспитания, обращающего их к единой цели - познанию Бога. «Пед.» понимание взаимоотношений Бога и человека наиб. ярко представлено в патристике у Климента Александрийского, Оригена, Иеронима, Августина. По Августину, все знание своей основой имеет Библию, в к-рой отразилась вечная и универсальная истина, открывающаяся верующему через слово, язык. Августин оказал определяющее влияние на ср.-век. педагогику, определил содержание христ. образования, допускающего усвоение нек-рых достижений антич. знания под руководством духовных наставников. Он указал на направляющую роль божественной благодати и свободы выбора в движении человека к высш. истине. При определении образоват. минимума христ. интеллектуала Августин в соч. «О христианском учении» ставил «словесные» науки и историю на первое место как особенно важные для понимания Священного Писания, затем шли математика и естеств. дисциплины. В образоват. процессе Августин придавал особое значение вере и авторитету. Кассиодор, Исидор Севильский указывали на необходимость изучения наряду со Священным Писанием антич. авторов и считали образование необходимым не только для монахов и клириков, но и для мирян. «Нищете мирских знаний» папа Григорий I (6 в.). противопоставил «просвещенную неученость» святых подвижников. Оба эти направления были представлены в педагогике раннего средневековья, отличавшейся религ. экзальтацией, суровостью и аскетизмом. Устав бенедиктинских монастырей, в противовес представлениям античности, подчеркивал воспитат. значение физич. труда.
В ср.-век. сознании человек мыслился не только как «венец творения», но и как целостный мир (микрокосм), заключающий в себе то же, что и большая Вселенная (макрокосм). Этим определялась одна из гл. целей воспитания - самосовершенствование. Детство воспринималось как пора несовершенства, т.е. социально отрицательно. Не случайно средневековье долгое время не знало изображений младенцев (они представлялись с лицами взрослых, т. н. путти). Отношение к юности было ярким и эмоциональным; она считалась порой цветения, игры. Юношеский разгул как символ жизненной силы был узаконен в обществе, к-рое в целом в своих моральных установках тяготело к целомудрию и стабильности. Вступление во «взрослую» жизнь требовало от молодежи отказа от вольностей в поведении, энергия юности должна была направляться в социально одобряемое русло. Воспитание основывалось на скрупулезном следовании традиции, соблюдении ритуалов и этикета.
Перспективное и долговременное значение для распространения образования имела преподавательская практика Алкуина и Рабат. Мавра. В 12 в. опыт систематизации разл. видов человеческого знания, оказавший длит, воздействие на пед. представления средневековья, дал Гуго Сен-Викторский. В 13 в. Винцент из Бове сделал одну из первых попыток проанализировать особенности психологии ребенка, отметив в том числе, что чрезмерная строгость в воспитании может привести к отчаянию и ненависти. Жан Жемерсон в своих сочинениях осуждал родителей, чрезмерно заботившихся о благополучии своих детей, забывая о себе. Джованни Доминчи считал, что при выборе будущего рода деятельности ребенка необходимо учитывать его естеств. склонности. Идеологи еретич. движений 12—15 вв. отрицали воспитат. роль церкви, выступали против употребления в школах лат. языка.
Вместе с тем в пед. теориях и практике отразились тенденции, связанные с сословной организацией ср.-век. общества и соответствующими представлениями о роли образования для разл. социальных групп. В 8—10 вв. получил развитие особый жанр пед. лит-ры - «Зерцала», т.е. наставления будущему правителю о должном поведении в жизни. «Зерцала» составлялись не только лицами духовного звания, но и родителями князей, графов и др. С возвышением в 11—13 вв. рыцарства - новой служилой знати - стал оформляться комплекс т. н. рыцарского воспитания. Идеалы рыцарства зародились в раннем средневековье, они основывались на воен. традициях варварских народов, и отчасти на христ. концепции служения. Рыцарское воспитание противопоставляло «благородных» «простолюдинам». Воспитание рыцаря включало разностороннюю физич. и воен. подготовку. Мальчики из дворянских семей неск. лет находились в качестве пажей и оруженосцев при дворах знатных сеньоров. После соответствующих испытаний юноши посвящались в рыцари. Обя-зат. часть воспитания рыцаря - усвоение определенного этич. комплекса, в к-ром величайшими доблестями считались личная храбрость, стремление к славе, великодушие, куртуазная любовь (поклонение даме). Существовали своеобразные учебники рыцарства, трактаты, кодифицировавшие идеальное поведение рыцаря («Книга о рыцарстве» Раймунда Луллия, «Бревиарий знатных» Алена Шартье и др.). Воспитат. значение имели и рыцарский эпос, рыцарские романы, поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров. С14 в. рыцарство постепенно утрачивало реальное социальное значение. Рыцарский идеал все более отдалялся от реального статуса рыцарства, однако его этич. влияние на развитие европ. воспитания сохранялось и в последующие эпохи.
Женское воспитание предусматривало наставления в нравственности, занятия домоводством, ткачеством, прядением, в более состоят, семьях - рукоделием. Обучение грамоте не было обязательным. Девочки, как правило, воспитывались дома, но дочери из знатных семей могли посещать спец. монастырские школы, в позднем средневековье - частные школы. Иногда учитель духовного звания, чаще монах, приглашался в качестве домашнего учителя. Рыцарская культура выдвинула новый идеал дамы, вдохновлявшей рыцаря на подвиги и любовное служение. Появились «Назидания даме», в к-рых проблемы воспитания и морали часто сводились к тонкостям этикета. Для знатной дамы в 12—15 вв. было желательно уметь читать и писать, хорошо разбираться в поэзии и самой слагать стихи, правильно и выразительно говорить, петь, играть на муз. инструментах, танцевать, в совершенстве владеть иск-вом очаровывать. Женщины из дворянской среды часто получали более широкое образование, чем мужчины, владели греч. и лат. языками, писали стихи на родном языке.
С 13 в. накопление и систематизация новых данных медицины, географии, механики и техники, химии и фармации повысили интерес к опытному познанию действительности. Развитие естеств. наук оказало возрастающее влияние на сложившиеся представления об образовании. Постепенно широко трактуемый опыт был признан одной из основ обучения и воспитания. В 15—17 вв. средневековые традиции образования и воспитания вытеснялись педагогикой Возрождения и Реформации. От средневековья Зап. Европа унаследовала этич. идеалы, идею нар. образования, развитие и претворение к-рой в жизнь позднее осуществлялось на иных социальных и идеология, основаниях; элементы организац. структуры образования (школы разных ступеней, ун-ты), а также интерес к гуманитарному знанию, усовершенствованную систему преподавания логики, что имело значение для развития матем. и естеств. наук, философии.
Лит.: Из истории культуры средних веков и Возрождения, М., 1976; Гуревич А. Я., Категории средневековой культуры, М., 1984; Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения, М., 1988; Уколова В. И., Антач. наследие и культура раннего средневековья (конец V - сер. VII в.), М., 1989; Западноевроп. средневековая школа и пед. мысль, М., 1989; Eby F., Arrowood Ch. F., The History and philo-sophy of education - Ancient and Medieval, N. Y., 1942; L a i s t n e r M. L. W., The intel-lectual heritage of the early Middle Ages, N. Y., 1957; Ab e l so n P., The seven liberal Am. A study in medieval culture, N. Y., 1965; W a l s h J. J., High points of medieval culture, N. Y., 1969; B o wen J., A history of Western education, v. l—2, L., 1972—75; F r o v a K., Institu-zione e educatione nel Medioevo, Torino, 1974; R i с h e P., Les ecoles et lenseignement dans lOccident chretien de la fin V-e siecle au milieu du XI-е siecle, P., 1979; Schulen und Studium in Sozialen Wandel des Konen und Spaten Mittelalters, hrsg. von J. Pried, Sigmaringen, Thorbecke, 1986; Ukolova V., The last of the Romans and European culture, Moscow, 1989.
В. И. Уколова.
В Древней Руси становление и развитие образования имело свои отличит, особенности. В Зап. Европе характер и формы образования определялись не только влиянием христ. культуры, но и античностью, а также народными воспитат. традициями. Др.-рус. гос-во не наследовало непосредственно ни традиций антич. образования, ни характерного для ср.-век. христ. культуры рационали-стич. образа мышления. Не получили здесь развития латинский и греческий в качестве языков богослужения и науки.
Ко времени принятия христианства на Руси существовала языч. культура слав, племен. На протяжении всего средневековья (в России принято продлевать этот период до нач. 18 в.). борьба церкви с языч. представлениями сохраняла свою актуальность. Отождествление антич. культурного наследия с язычеством способствовало тому, что антич. мифология, ставшая в Зап. Европе и Византии своего рода языком культуры и образования, на Руси воспринималась негативно и противопоставлялась православной вере. Т. о., тип зап.-европ. средневековой школы на рус. почве не мог быть освоен. Сложившаяся в Византии система светского образования не была унаследована, т. к. гос., обществ, и церк. институты Киевской Руси были развиты слабо и не испытывали большой потребности в подготовке специалистов.
Русь восприняла образец визант. монастырской образованности, негативно относившейся к светским знаниям. Первые учителя и религ. лит-ра появились на Руси, вероятно, при содействии юж.-слав. гос-в. Известно, что кириллицей на Руси пользовались уже в 10 в. Древнебол-гарский (старославянский). язык стал использоваться при богослужениях. На нем же были написаны книги, по к-рым начинали учить грамоте. Возможность обучения на языке, близком к родному, во многом определила формы получения образования. Элементарное обучение на Руси оказалось не таким сложным, как усвоение лат. грамматики, поэтому потребности в упорядоченном, многолетнем шк. образовании, включавшем чтение и комментирование антич. авторов, не возникло.
Заботу о распространении христианства и устройстве школ первоначально взяла на себя княжеская власть. Однако в период татаро-монг. нашествия (13—15 вв.). школы, организованные княжеской властью, исчезли. Освоение христ. книжности стало проф. задачей священства. У православных священников отсутствовал обычай целибата (обет безбрачия). Имелась возможность потомственной передачи сыновьям профессии и связанных с ней знаний. Это же обстоятельство делало излишним для детей священников спец. шк. обучение. В Др. Руси сложилась своеобразная система обучения и воспитания, в к-рой регулярная школа не приобрела характера стабильного гос. и церк. института. В 16 в. предпринимались попытки создать контролируемую церковью систему обучения священнослужителей, что нашло отражение в послании архиепископа Новгородского Геннадия (ум. в 1505). и постановлениях Стоглавого собора (1550).
Важнейшим фактором социализации ребенка была семья. Воспитание начиналось с раннего возраста и осуществлялось в соответствии со сложившимися в каждом сословии традициями. Профессиями овладевали через гос., монастырскую, общинную системы обучения, домашнее образование.
Овладение грамотой, счетом и церк.-книжными знаниями связывалось с проф. потребностями. Нач. образование сводилось к обучению чтению с помощью бук-вослагательного метода и к усвоению осн. молитвенных текстов. Первой книгой для чтения была Псалтырь. Тексты псалмов и молитв не только читались, но также заучивались наизусть и пелись. Церк. пение являлось непременной частью нач. обучения. Следующим этапом было письмо, к к-рому переходили далеко не все обучающиеся, т. к. соответствующие навыки считались необходимыми в первую очередь для людей, посвятивших себя книжному делу. Письменные источники Др. Руси, в т. ч. берестяные грамоты, показывают достаточно широкое распространение бытовой письменной грамотности в гор. среде.
Нач. образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица из ближайшего окружения (чаще всего из приходского клира), либо у мастера грамоты, к-рый занимался обучением детей, часто совмещая пед. деятельность с другой профессией. Мастер мог иметь неск. учеников, к-рые и составляли «училище». Образование повышенного типа можно было получить только с помощью самостоят. труда, через чтение и беседы с разл. наставниками (в первую очередь с духовным отцом). Монастыри и епископские центры имели значит. книжные собрания, включавшие богослужебную лит-ру, сочинения святых отцов, учительные сборники, иногда светские произведения. Они привлекали книжников, гл. обр. лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами.
Важнейшей стороной обучения и воспитания ребенка являлось его приобщение к православию, катехизация. Основы христ. вероучения в народе распространялись, как правило, устным путем, через учительную деятельность духовенства. Дети с ранних лет участвовали во всех церк. обрядах. Гл. целью православного воспитания было наставление человека на путь спасения своей бессмертной души. Пед. усилия направлялись на нравств. совершенствование человека. Знания ценились не сами по себе, а лишь в приложении к этой цели. Рус. православие, в отличие от зап. христианства, пре-им. ориентированного на постижение божеств, истин через знание, шло по пути духовного, нравств.-деятельного богопостижения. Обучение «внутреннее», нравственное, как истинное противопоставлялось «внешнему», основанному на схоластич. науках. «Внутреннее» обучение предопределяло особое содержание образования, соответствовавшее его цели. Важнейшие, с точки зрения христ. педагогики, знания доносила учительная литература, утверждавшая в сознании людей нормы христ. этики.
Родителям православие вменяло в обязанность воспитывать детей в «страхе Божьем», вызывающем раскаяние за неблаговидные поступки. Дети должны были безоговорочно подчиняться родителям и наставникам. В противном случае следовали строгие наказания. Гл. роль в православном воспитании играл духовный отец, несший перед Богом ответственность за просвещение чад духовных. Ему дети исповедовались, зная, что невозможно утаить от священника дурные мысли и поступки.
Процесс социализации определялся не только влиянием церкви, но и народной системой воспитания, к-рая была в большей степени нацелена на мирскую жизнь человека. Дети включались и в усвоение устной нар. традиции восприятия космоса и окружающего мира. Каждому человеку необходимо было знать и «мирское строение», т.е. законы и этич. нормы людского, в т. ч. сословного, общежития, и «домостроение» - правила семейной жизни и ведения х-ва, изложенные в «Домострое».
Социально-экон. развитие России во 2-й пол. 17 в., усложнение ее гос. аппарата оказало влияние на рост грамотности и распространение светских знаний. Россия активно втягивалась в сферу европ. политики, необходимость приобщения к зап.-европ. культуре и науке становилась все более очевидной. Потребность в развитии философии и богословия, обучения проповедников логич. и риторич. навыкам ощутила и церковь в связи с участившимися «прениями» с иноверцами, с притоком в Московию образованного духовенства из Юго-Зап. Руси, а также из-за раскола в самой рус. церкви. Учреждение в 1598 патриаршества в России открыло возможности для приглашения наставников от патриархов вост. церкви. Интерес к проблемам образования в рус. обществе обострился в связи с богословской полемикой между «латин-ствующими» сторонниками ориентации на латинизированную схоластич. культуру (в их числе Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев). и грекофилами, культивировавшими визант. церк. и образоват. традиции.
В привилегиров. сословиях появилось стремление дать детям светское образование и знание иностр. языков. Обучение осуществлялось на дому учителями-иноземцами, часто из пленных. Наиб. грамотный слой гос. населения - дьяки и подьячие моек, приказов - получали образование непосредственно на службе под руководством «старых» наставников.
Приехавшие по приглашению царя Алексея Михайловича представители православного укр. и белорус, духовенства стали, помимо переводч. деятельности, организовывать в Москве «училищные монастыри» с преподаванием свободных искусств и древних языков. Первым таким уч-щем стал Андреевский мон. (с 1645). Обучение молодежи осуществлялось в Чудовом мон., на Государевом и Патриаршем дворах, Типографском дворе, в Заиконоспасском мон. и др. В кон. 17 в. открыта Славяно-греко-латинская академия. Однако школ было мало. Более развитым по-прежнему оставалось индивидуальное, церк.-приходское обучение. Дальнейшее развитие первых моек, школ шло в направлении высш. духовного образования, светские школы для подготовки техн., воен. и науч. кадров появились позднее в результате Петровских реформ.
Публ.: Лавровский Н. А., Памятники старинного рус. воспитания, ЧОИДР, 1861, кн. 3; Б у III В. В., Памятники старинного рус. воспитания, П., 1918; Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая хрестоматия, ч. 1, М., 1992.
Лит.: О духовных уч-щах в Москве в 17 столетии, в кн.: Прибавления к изданию творений святых отцов в рус. переводе, ч. 3, М., 1845; Забелин И. Е., Характер древнего нар. образования в России, «Отеч. записки», 1856, т. 105, №3; Соболевский А. И., Образованность Московской Руси XV-XVII вв., СПБ, 1892; Д емкое М. И., История рус. педагогии, ч. 1, Ревель, 1895; Каптерев П. Ф., История рус. педагогии, СПБ, 1915; Просвещение и пед. мысль Др. Руси, М., 1983; Румянцев В. С., Шк. образование на Руси в 16—17 вв., СП, 1983, № 1; Успенский Б. А., Языковая ситуация Киевской Руси и ее значение для истории рус. лит. яз., М., 1983; Живов В. М., Успенский Б. А., Метаморфозы антич. язычества в истории рус. культуры 17—18 вв., в кн.: Античность в культуре и иск-ве последующих веков, М., 1984; ДнепровЭ. Д., Историография школы и пед. мысли Др. Руси, СП, 1984, № 4; К о III е-лева О. Е., Дорев. историография о рус. школах 17 в., СП, 1988, № 3; ее же, Ист. особенности средневекового этапа становления рус. школы. Опыт сравнительной характеристики, в кн.: Историография, и методология, проблемы изучения истории отеч. школы и педагогики, М., 1989; ее же, Античность в рус. средневековой лед. традиции, в кн.: Школа и пед. мысль ср. веков, Возрождения и начала Нового времени, М., 1991; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. с древнейших времен до кон. XVII в., М., 1989 (библ.); Ключевский В. О., Два воспитания, Соч., т. 9, М., 1990. О. Е. Кошелева.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
992.81 кб

Теория суппозиции в средние века

Лисанюк Е. Н.
Читать PDF
107.49 кб

Мокшанский политеизм в средние века

Первушкин В. И.
В статье показаны некоторые стороны мокшанского политеизма в средние века. Его реконструкция была проведена на основе письменных, археологических и этнографических источников.
Читать PDF
614.29 кб

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Матаков Константин Анатольевич
Статья раскрывает развитие онтологического доказательства бытия Божьего в истории философской мысли.
Читать PDF
291.15 кб

ЧУВСТВО ЖИЗНИ И КАРТИНА МИРА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Романо Гвардини
Читать PDF
1.03 мб

История христианской философии в средние века.

Этьен Жильсон
Читать PDF
102.89 кб

Концепты Средневековья в культуре Серебряного века

Трушина Ирина Александровна
В статье исследуются социокультурные и философские основания культуры Серебряного века, феномен которого связан с возрождением в ней русской средневековой традиции.
Читать PDF
2.31 мб

Педагогика в Античности и в средние века: идеал человека

Филимонова Екатерина Алексеевна
Педагогика как искусство воспитания отражает историю культуры как системы идеалообразования.
Читать PDF
396.38 кб

Из истории средней школы в Крыму в первой половине XIX века

Громова Наталья Федоровна
В статье на основе архивных материалов освещена история создания и становление в первой половине XIX в. Таврической губернской гимназии в Симферополе.
Читать PDF
1.11 мб

РОЛЬ ЧУЖОГО В ФОРМИРОВАНИИ ГРАНИЦ ИДЕНТИЧНОСТИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Авторханова Дагмара Мовсаровна
Данная статья посвящена проблеме Чужого как фактора формирования границ идентичности в Средние века.
Читать PDF
288.33 кб

Интеллектуальные субкультуры в средние века и эпоху Возрождения

Е.А. Бондаренко, С.Н. Борисов, В.П. Римский
В статье дается объяснение и интерпретация процессов институализации и трансформации интеллектуального труда, духовного производства и культурного капитала в античности, средние века и в эпоху ренессанса, которые связаны с появлен
Читать PDF
288.33 кб

Интеллектуальные субкультуры в средние века и эпоху Возрождения

Бондаренко Е. А., Борисов С. Н., Римский В. П.
В статье дается объяснение и интерпретация процессов институализации и трансформации интеллектуального труда, духовного производства и культурного капитала в античности, средние века и в эпоху ренессанса, которые связаны с появлен
Читать PDF
282.04 кб

Культура и духовная жизнь на средневековом Западе (XI-XIII века)

Гладков Александр Константинович
В статье, отражающей опыт работы над вузовским учебником «Истории Средних веков», анализируется развитие интеллектуальной культуры средневекового Запада, философских и богословских учений, литературных жанров и стилей и в целом ду
Читать PDF
2.28 мб

Среднее математическое образование в России в XIX – начале XX века

В.Д. Павлидис
Данная статья посвящена изучению процесса развития системы среднего математического образования России в XIX – начале XX века: дан аналитический обзор ее реформирования на протяжении 100 лет.
Читать PDF
195.99 кб

Стыд как демаркация видимого и невидимого: античность и средние века

Баженов М. В.
Прослеживаются исторические изменения соотношения постыдного и внестыдного в античности и в европейском средневековье. Связь постыдного и внестыдного раскрывается с помощью понятий «видимое» и «невидимое».
Читать PDF
64.42 кб

Красота способ воспитания духа и богомерности человека в средние века

Девдараидзе Екатерина Анатольевна
В статье отражено стремление автора вычленить те содержательные моменты понятия «красота», которые составляют, с одной стороны, истинный смысл понятия, а с другой далеко не очевидны в современных условиях.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины: