СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Найдено 1 определение
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
. Развитие национальных систем среднего профессионального (специального) образования ближнего зарубежья (Беларусии, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и др.) происходит в условиях сложившейся общей структуры обучения молодежи в бывшем Союзе ССР и отражает особенности историко-культурного развития отдельных государств. В связи с этим все более актуальной становится проблема установления эквивалентности аттестатов, свидетельств и дипломов образовательных учреждений различного типа и уровня в странах СНГ и интегрирования их в мировую образовательную систему.
В развитых зарубежных странах (США, Япония, Германия и т.д.) профессиональная подготовка на уровне среднего профессионального образования строится, как правило, на базе достаточно широкого общего образования, полученного в средней школе или в системе дуального обучения молодежи.
Например, в Германии отдельные Федеральные Земли осуществляют подготовку специалистов среднего звена в ряде инженерных, экономических школ и профессиональных академиях с 3-годичным сроком обучения. Указанные учебные заведения были включены в систему высшего образования. Здесь также, как и в профессиональной школе, используется принцип дуального обучения (50% времени отдается теоретическому обучению в академии и 50% – практической работе на предприятиях).
В США обучение после окончания средней школы относится к категории высшего образования, и все учебные заведения, основывающие свои программы на базе среднего образования, называются высшими учебными заведениями независимо от срока обучения и уровня подготовки.
Профессиональная (специальная) подготовка кадров в США осуществляется по различным каналам. Во всех случаях предполагается, что ученик получает среднее образование в возрасте 17–18 лет.
В США имеется большое количество разных типов высших учебных заведений (в указанном понимании этого термина). Их можно разделить на основные категории.
Младшие колледжи (junior college), имеющие обычно двухлетний срок обучения. Колледж дает общеобразовательную и общенаучную подготовку, сходную с программой первых двух курсов университетов (многие предметы, изученные в младшем колледже, засчитываются при дальнейшем обучении в колледжах, университетах). Кроме того, эти учебные заведения часто дают некоторую специальную подготовку в области техники, гуманитарных наук и др.
Технические институты (technical institute) со сроком обучения два-три года, дающие профессиональную подготовку по какой-либо технической специальности. Как младшие колледжи (наиболее распространенные учебные заведения), так и технические институты не могут быть отнесены к высшим учебных заведениям в принятом в РФ и других
странах-членах СНГ значении этого понятия.Подготовка специалистов в младших, или местных (коммунальных) 2-годичных колледжах финансируется местными органами управления и рассчитана на удовлетворение региональных нужд в кадрах рабочих и специалистов. Местные колледжи зачастую бывают весьма крупными. Так, колледж г. Майами графства Дейд во Флориде насчитывает около
55 тыс. учащихся.
Общий рост сети учебных заведений, как и рост числа студентов в американской высшей школе происходит в основном за счет двухгодичных колледжей. Этот процесс был обусловлен сравнительно низкой платой за обучение и тем, что указанное звено системы послесреднего образования США в наибольшей степени ориентировано на запросы сферы производства и воплощает идею «открытого доступа» и демократизации высшего образования.
В настоящее время двухгодичный колледж США представляет из себя гибкое многоцелевое учебное заведение. Такие колледжи предлагают абитуриентам различные программы обучения: академические и общеобразовательные, профессионально-технические; целевые, ориентированные на «заказы» фирм и организаций, «восстановительные» и «развивающие» и другие программы непрерывного образования, охватывающие дневные и особенно безотрывные формы подготовки кадров. По мнению экспертов США дальнейшее развитие этого типа учебных заведений является одной из самых надежных стратегий государственной политики в современных условиях.
Современная профессиональная школа африканских стран сложилась как синтез английской и американской систем образования, что находит отражение как в ее структуре, так и характере подготовки специалистов. Она, как правило, отличается многоступенчатостью и растянутым сроком обучения от начальной школы до учебного заведения, готовящего квалифицированных специалистов. Необходимость готовить как можно больше квалифицированных кадров привела к превращению университетов в комплексные учебные заведения по подготовке специалистов с высшим, послесредним и средним специальным образованием. Это позволило более интенсивно использовать имеющуюся в университетах материально-техническую и научно-педагогическую базу и без больших дополнительных затрат значительно увеличить подготовку специалистов. В настоящее время во многих странах Африки считается, что любое учебное заведение, следующее за средней школой, дает высшее образование.
Среднее специальное (профессиональное) образование в Японии осуществляется через сеть технических колледжей с 5-летним сроком обучения и младших колледжей с 2–3- годичным сроком обучения. В них принимаются лица, окончившие как неполную, так и полную среднюю школу (в последнем случае срок обучения – 2 года). Технические колледжи готовят техников в области механики, электротехники, электроники, промышленной химии и т.д. Их выпускники могут продолжить свое обучение в университетах на соответствующих факультетах.
Во Франции среднее техническое образование осуществляется в технических лицеях и в технических секциях общеобразовательных лицеев по двум направлениям, ведущим к получению квалификации и диплома техника (I направление) и техника-бакалавра (II направление). Обучение по первому направлению в отличие от второго имеет отчетливо выраженную профессиональную направленность и дает главным образом техническую подготовку в ущерб общеобразовательной. В этом случае выдается диплом техника.
Обладатель такого диплома имеет более ограниченные возможности доступа к высшему образованию.
Подготовка на диплом техника-бакалавра, в которой сочетаются как общеобразовательные, так и профессиональные цели, считается достижением французской средней школы.
Во Франции существует высшее техническое образование краткого цикла, которое осуществляется через университетские технологические институты, предназначенные для подготовки инженерно-технических кадров среднего звена.
При некоторых обычно наиболее крупных технических и сельскохозяйственных лицеях работают отделения по подготовке специалистов с квалификацией «старший техник». На отделении старших техников могут поступать обладатели дипломов бакалавра, техника- бакалавра, а также свидетельств техника.В Великобритании система профессионального образования представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов и т.д., в которых осуществляется подготовка на различных уровнях – от профессионально-технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования Великобритании насчитывается около 700 специализированных учебных заведений – от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от производства молодежь в возрасте 16–18 лет, до политехникумов – комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший. Помимо указанных ведущих учебных заведений, в системе дальнейшего образования работает более 7 тыс. вечерних институтов и центров по обучению взрослых. Эти учебные заведения ведут подготовку по различным рабочим профессиям или обеспечивают повышение образовательного и культурного уровня взрослого населения.
Лит.: Уровни подготовки специалистов в развивающихся странах. – М., 1979; Система образования в США. – М., 1988; Система образования в Японии. – М., 1988; Подготовка инженерно-технических кадров во Франции. – М., 1988.
В.Г. Шипунов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.