среднее образование

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕЕ
см. Образование начальное среднее, Образование базовое среднее, Образование полное среднее.

Источник: Глоссарий современного образования.

Среднее образование
уровень образования, обеспечивающий сознательное, активное участие человека в жизни общества, способствующий его профессиональной деятельности, даёт основу для высшего образования.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Уровень образования, являющийся основой для получения высшего образования. В РФ различают общее С. о. (обучение в общеобразовательных учебных заведениях) и среднее профессиональное образование (обучение в колледжах и лицеях).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

среднее образование
гарантированное Конституцией Республики Казахстан образование, получаемое гражданами в результате освоения общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

Среднее образование
уровень общего или профессионального образования, получаемый в результате усвоения соответствующих учебных программ. В общем образовании различают неполное среднее (7-9 лет обучения по общеобразовательной программе; открывает путь к получению начального или среднего профессионального образования) и полное среднее (10-13 лет обучения; дает возможность осваивать основные программы университетов и др. вузов). В большинстве стран неполное общее среднее образование признается обязательным.

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
уровень образования, обеспечивающий сознательное, активное участие человека в жизни общества, способствующий его профессиональной деятельности; дает основу для высшего образования. Различают общее С.о. (см.Общее образование) и среднее профессиональное образование. Осн. пути С.о. - обучение в общеобразовательных учебных заведениях, средних профессиональных учебных заведениях, средних профессионально-технических училищах и самообразование. См. также Общее образование, Среднее профессиональное образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
уровень образования, обеспечивающий сознательное, активное участие человека в жизни общества, способствующий его самостоят. проф. деятельности; дает основу для высш. образования. Различают общее С. о. и среднее профессиональное образование. Осн. пути общего С. о. - обучение в общеобразоват. школе, ср. спец. уч. заведениях, ср. проф.-тех. уч-щах, самообразование.
Цель общего С. о. - становление личности и мировоззрения учащегося, осознание им целостной картины мира и своего места в нем, включающее выбор жизненного пути. В совр. условиях общее С. о. - центральное звено в системе непрерывного образования. Общему С. о. предшествуют дошкольное и нач. школьное образование.
Наиболее четко общее С. о. оформилось к кон. средних веков. В 18—19 вв. формировалось ср. проф. образование, в к-ром наряду с неск. упрощенным и ограниченным С. о. учащиеся получали тео-ретич. и практич. знания и умения в конкретной проф. деятельности, а также в техн. руководстве малоквалифициров. работниками. Развивались спец. уч. заведения: военные, мореходные, пед., мед., техн., с.-х., лесные и др.
Продолжительность С. о. в 15—18 вв. составляла 2—4 года, позднее увеличилась до 5—6 лет при обязательном предварит, нач. обучении в течение 4—6 и даже 8 лет (Австрия, Германия в нач. 20 в., совр. Япония). Общее С. о. предоставляется преим. подросткам и юношеству (12—18 лет), а также взрослым, не получившим его ранее.
Содержанием С. о. в ср.-век. Европе (12—15 вв.), общим для высшего и только вычленявшегося ср. школьного образования, считались семь свободных искусств. В 15—16 вв. возникло классическое образование, предусматривавшее систематич. изучение древних языков и математики в качестве гл. уч. предметов; сохранялось в Европе и Америке до нач. 20 гвА постепенно уступив место реальному Образованию. В содержании С. о. древние языки стали необязательными, существенно расширено изучение совр. иностр. языков (2—3), физики, механики, химии, естествознания, техники, введены черчение, обработка металла, дерева, ткани, агрокультура. Возникли новые типы общего С. о. - промежуточные между «классическим» и специальным, проф. С. о. - т. н. С. о. с углубленным изучением как традиционных, так и новых уч. предметов, построенных на интегрировании данных неск. наук: экон. география, агрохимия, прикладная математика и др.
Содержание общего С. о. подразделяется на группы уч. предметов, к-рые по своей общей доминантной направленности соответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственное воспитание - основы наук, воспитание направленности - предметы социального цикла, эстетич. воспитание - предметы эстетич. цикла, воспитание коммуникативности - предметы языкового цикла, трудовое воспитание - трудовое обучение, физич. воспитание - физкультура. Формирование каждой из сторон опыта личности осуществляется в процессе шк. обучения в целом, т.е. не только в циклах уч. предметов, выделенных по соответствующему преобладающему признаку, но и во всех остальных уч. предметах, что предопределяет осн. линии их взаимосвязи (см. Содержание образования).
Предметная дифференциация разл. типов общего С. о. весьма разнообразна и достаточно условна. В частных паблик скулз Великобритании нач. 20 в. преподавалось 5 предметов: языки, лит-ра, математика, иск-ва разного рода, танцы - физич. упражнения - спор-. Во Франции того же времени С. о. отличалось многопредметностью (15—16 предметов): прикладная арифметика, элементарные алгебра и геометрия, счетоводство и бухгалтерия, основы физики и естествознания в применении к агрокультуре, индустрии и гигиене, черчение, рисование, основы права в применении к х-ву, отеч. история с элементами всеобщей, франц. лит-ра, экон. география, новые языки, обработка металла и дерева (мальчики), кройка и шитье (девочки). Промежуточное положение по набору уч. предметов занимало С. о. в Германии, скандинавских странах, США, Италии и России.
Сами уч. предметы в структуре общего С. о. традиционно строились с опорой на «свои базовые науки». Это не исключало спец. конструирования предметов, учитывающих особенности отд. стран и школ («Домоводство»).
По мере развития науч. знания и его дифференциации по разл. областям культуры содержанию уч. предметов все труднее становилось отражать достижения «базовых наук». Противоречия обострились в связи с осознанием пед. общественностью в 80-х гг. 19 в. принципиальных различий целей наук и целей шк. предметов. Для первых цель - приращение новых знаний о человеке и среде его обитания (о Вселенной). и способов их использования, тогда как для вторых - передача молодому поколению наиб. существенного и ценного из культуры (включая науку). Во 2-й пол. 20 в. все уч. предметы стали полинаучными, объединяя под своим названием материалы многих совр. самостоят. наук. Возникла потребность в радикальной перестройке содержания общего С. о. - перевод его от «базовых наук» к преподаванию в системе «образовательных областей», число к-рых задается психологически допустимой нормой членения содержания совр. культуры в интересах эффективного обучения подростков и юношества (в режиме 5-дневной рабочей недели при 6—8-часовом дне занятий в классе). Выделяется 13 таких «областей»: родной язык и лит-ра, иностр. язык, иск-во, математика, система неживой природы, вещество, самоуправляемые системы, Земля, биол. системы, человек, общество, труд и техника с технологией, физич. культура.
Организация общего С. о. отличается разнообразием в связи с ист. и нац. традициями. В ряде гос-в (Франция, Китай и др.). общее С. о. йентрализовано: разрабатываются программы, учебники и др. средства обучения, унифицирована подготовка учительских кадров. Местные особенности обучения не поощряются. В федеративных (Германия, Бельгия, США, Бразилия, Мексика, Индия и др.). и конфедеративных (Швейцария, Канада и др.). гос-вах С. о. при официально декларированных генеральных целях обладает выраженными региональными особенностями. Особую пед. и социальную проблему представляет язык обучения. Программы, учебники и др. компоненты С. о. многонац. гос-в, сохраняя в той или иной мере общегос. составляющую (напр., по математике, физике, химии, астрономии), разрабатываются для соответствующих регионов на местных материалах. Для малочисленных этнич. групп разрабатывается содержание С. о. с резким усилением местного материала, что реализуется с трудом. Организуются спец. ф-ты высш. пед. уч. заведений (напр., ф-т учителей народов Севера в РГПУ им. А. И. Герцена), выпускники к-рых и разрабатывают соответствующее содержание образования. В совр. России С. о. также построено на основе федеральных, региональных и местных составляющих.
Управление С. о. осуществляют мин-ва образования, их регион, органы и советы самоуправляющихся уч. заведений, обладающие нек-рой бюджетно-финан-совой самостоятельностью и реализующие собств. образоват. программы. Полной противоположностью этому является управление материально независимыми частными уч. заведениями, самостоятельно разрабатывающими уч. курсы, программы, учебники, режим обучения (как правило, интернатный). Известны многочисленные промежуточные формы управления С. о. Общим для всех вариантов управления является ин-т инспекторов, методистов, наставников, призванный контролировать и совершенствовать нормы, организацию и содержание С. о. В 20 в. усилилось гос. влияние на управление С. о. Разные типы общего С. о. не всегда предоставляют право на полное высшее или университетское образование (без доп. обучения).
В учебных планах предметы, как правило, подразделяются на общеобязательные, обязательные по выбору и факультативные. В централизованных гос. шк. системах все предметы уч. плана обязательны, но практически учащиеся нек-рым из них отводят второстепенное место, ориентируясь на вступительные экзамены в вузы. В целом уч. план предопределяет уч. нагрузку учащихся разных возрастов в соответствии с требованиями шк. гигиены. Самостоят. домашняя работа официально не регламентируется.
Программы учебные С. о. разрабатываются на основе учета социальных потребностей и развития наук, некогда положенных в основу уч. предмета. Для совр. С. о. постоянен поиск психол.-пед. подходов к обновлению содержания уч. курсов с учетом тенденций в самой «базовой науке» и допустимых для школьников информац.-технол. нагрузок. Одно из направлений такого поиска - разработка стандартов образовательных.
Средства обучения в системе С. о. претерпели значит. развитие - от дидактически необработанных лит. текстов к специально конструируемым комплектам книг, наглядных пособий, моделей, лабораторным приборам, предметам уч. и производств, труда. Особым разнообразием отличаются учебники, число к-рых тем не менее отстает от числа разработанных уч. программ. Привлечение к уч. процессу средств вычислит, техники обусловило возникновение особой формы уч. деятельности - составление учащимися индивид, программ работы на компьютере для решения поставленной учителем уч. задачи.
Методы обучения в системе общего С. о. обусловлены его целями. В сословном обществе (Зап. Европа 16—18 вв.). и на стадии С. о. практиковались методы зубрежки, по сути противоречившие духу классического образования. В условиях формирования гражд. общества в зап.-европ. странах и США (19 в.). методы обучения в С. о. стали шире использовать достижения науч. педагогики, в частности требования гармонизации умств., физич. и нравств. развития подростков, их самостоятельности и активности в освоении нац. и мировой культуры.
В 19 в. весьма острой стала проблема совмещения общего образования и трудовой и проф. подготовки молодежи. Рост потребности в воспитании активности и инициативности работника вызвал развитие новых приемов обучения («школа действия» - В. А. Лай, «трудовая школа» - Г. Кершенштейнер, П. П. Блонский). Динамика социального и науч.-техн. прогресса направила внимание специалистов к разработке проблематики С. о. гл. обр. в аспектах культивирования творч. начал личности и гармонизации становления индивида и интересов развития уч. коллектива, а также гуманитаризации образования.
Подготовка педагогов для системы С. о. вплоть до 19 в. осуществлялась в высш. уч. заведениях. С расширением структуры С. о. в качестве преподавателей привлекались выпускники ун-тов, а с сер. 19 в. - выпускники специально созданных уч. заведений (высш. школ, отраслевых академий, ин-тов). для подготовки учителей для системы реального образования. Ускоренное развитие С. о. с нач. 20 в. потребовало создания учительских ин-тов с укороченным периодом обучения и предоставлением права преподавать уч. предметы на нач. этапе общего С. о. (5-—7-е годы обучения). Учительские кадры пополнялись образованными людьми из числа отставных военных, инженеров, юристов, писателей и др. В связи с постоянной нехваткой квалифициров. педагогов-учителей в 20 в. возникли разл. частные, муниципальные и гос. курсы, центры, ин-ты и ф-ты повышения квалификации и методических консультаций для действующих учителей.
В России динамика распространения С. о. полностью не изучена. Подвергаются сомнению офиц. данные Всес. переписи населения 1939. В России, по данным Всес. переписи 1989, на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 596 чел. с общим С. о., включая получивших ср. специальное и высшее (в СССР. - 612 чел.). По рос. микропереписи 1994, этот показатель составил 615 чел. Незначит. ельны различия в числе мужчин и женщин, получивших С. о. (соответственно 675 и 639), но они сохраняются в целом для гор. и сел. населения (710 и 496). Имеются различия по отд. регионам. Среди лиц, получающих зарплату в разл. секторах экономики, на 1000 чел. приходилось св. 820 чел. СО С. О. H. M Сватков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
344.37 кб

Образование для среднего класса

Куркин Евгений Борисович
Средний класс самая многочисленная, образованная и социально устойчивая часть населения высокоразвитых стран постиндустриальной эпохи.
Читать PDF
230.46 кб

Иноязычное образование в средних школах Китая

Хрисанова Елена Геннадьевна, Ма Ися
В статье раскрываются история становления, периоды развития и современное состояние иноязычного образования в средних школах Китая в контексте социально-экономических, политических и этнокультурных факторов.
Читать PDF
262.66 кб

Проблемы среднего профессионального образования

Доленко Георгий Николаевич
рассматриваются проблемы среднего профессионального образования в современной России. Предлагается ряд мер, способствующих повышению качества такого образования
Читать PDF
818.80 кб

Антиномии среднего профессионального образования

Листвин Александр Анатольевич
Процесс модернизации среднего профессионального образования длится уже много лет.
Читать PDF
1.76 мб

Особенности среднего и высшего образования в Китае

Новикова Людмила Александровна, Ушакова Людмила Константиновна
Современные тенденции и особенности развития среднего и высшего образования в Китае связаны с процессами реформирования, которые обусловлены противоречием между новыми требованиями высокотехнологичной экономики и промышленности к
Читать PDF
898.38 кб

От редакции. Инклюзивное образование в Средней Азии

Читать PDF
1.19 мб

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИЗИС РЕФОРМ

Листвин Александр Анатольевич
Среднее профессиональное образование (СПО), как базовый уровень образования для динамичного роста эконо-мики, длительное время находится то в со-стоянии реформирования, то модернизации.
Читать PDF
179.05 кб

Среднее профессиональное образование: взгляд изнутри

Мирсаетова Альфия Абелкарамовна, Тесленко Ирина Владимировна
Современная социально-экономическая ситуация, ситуация на российском рынке труда в очередной раз вынуждают уделить особое внимание системе профессионального образования.
Читать PDF
296.43 кб

Модернизация общего среднего образования в Казахстане

Сайтимова Татьяна Николаевна
Статья освещает современное состояние общего среднего образования в Республике Казахстан.
Читать PDF
120.78 кб

Общее среднее образование в условиях неопределенности

Назарова Татьяна Сергеевна
В статье сделана попытка рассмотреть проблему модернизации современного среднего общего образования в условиях неопределенности, обусловленной неясностью приоритетных целей обучения, воспитания и развития, несформированностью сист
Читать PDF
6.01 мб

Функции интеграции среднего математического образования

Гордина С. В.
Читать PDF
309.29 кб

Факторы развития среднего профессионального образования

Никифорова Т. Г.
В статье рассматривается влияние факторов, целей, тенденций и традиций на развитие среднего профессионального образования.
Читать PDF
2.89 мб

Криминологические аспекты качества среднего образования

Караченцев Олег Валерьевич
Причины преступлений, совершаемых учащимися, скрыты не в качестве образования, а в качестве воспитания, в первую очередь, семейного.
Читать PDF
1,002.98 кб

Качество и оценка среднего профессионального образования

Сумбатян Михаил Суренович
Возрастающая потребность в специалистах среднего звена предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования.
Читать PDF
446.73 кб

Образование в странах Средней Азии на рубеже тысячелетий

Найденова Н.Н.
В статье рассмотрено образование в странах Средней Азии по ряду показателей, включая демографические и компаративистские. Указаны проблемы, по которым эти страны сотрудничают с международными организациями.

Найдено книг по теме — 12

Похожие термины:

  • СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    совокупность знаний основ наук и соответствующих умений и навыков, обеспечивающих возможность активного участия в трудовой и социальной жизни общества или дальнейшего обучения в высшей школе.
  • ОБРАЗОВАНИЕ БАЗОВОЕ СРЕДНЕЕ

    Основная школа (5–9 классы) дает базовое общее среднее образование, которое является фундаментом общеобразовательной подготовки всех школьников, формирует в них готовность к выбору, реализации ф
  • ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ

    в Украине длится 4 года. К его получению допускаются дети, которым на момент начала обучения (до 1-го сентября) исполнилось 6 лет и по результатам медицинского и психологического обследования не име
  • АТТЕСТАТ о среднем образовании

    (Аттестат зрелости) – документ, выдаваемый лицам, окончившим среднюю общеобразовательную школу; дает право на поступление в профессиональные образовательные учреждения начального, среднего и вы
  • ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

    совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для специалиста средней квалификации, полученных в результате обучения в техникумах, училищах и других средних специальных учебных заведениях
  • ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ

    (общедоступное), X-XI КЛАССЫ —совокупность знаний основ наук и соответствующих умений и навыков, обеспечивающих возможность активного участия в трудовой жизни общества или дальнейшего обучения в
  • СИСТЕМА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    система образования, призванного обеспечить полноценное развитие школьника, дать знания по основам фундаментальных наук, заложить базу для получения в дальнейшем профессионального образования.
  • СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального обр
  • СТАНДАРТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    документ, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования обучающихся.
  • Учреждение общего среднего образования

    учреждение образования, которое реализует образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу среднего специа
  • ИНСТИТУТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РАО

    один из старейших институтов. Его история начинается с 1922 г., когда был образован Научно-педагогический институт методов школьной работы Наркомпроса России. В 1995 г. в целях эффективной реализации
  • Содержание общего и среднего образования

    сумма знаний, умений и навыков, в основном соответствующая современному состоянию научного знания, педагогически переработанная в общие основы наук, общественные отношения, производство.
  • ИНСТИТУТ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    организован в 1975 г. (г. Казань). Проводит комплексные исследования для развития теории и практики непрерывного профессионального образования в РФ и Республике Татарстан; координирует и прогнозиру
  • Виды учреждений общего среднего образования

    - начальная школа; - базовая школа; - средняя школа; - вечерняя школа; - гимназия; - гимназия-интернат; - лицей; - специализированный лицей; - суворовское училище; - кадетское училище; - школа-интернат для