СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая биопсихологические предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Изучение этих проблем осуществляется путем сопоставления данных психологии человека и зоопсихологии (науки о психике животных). При этом выявляются как гомологичные (истинно тождественные), так и аналогичные (лишь внешне сходные) компоненты и детерминанты психической деятельности животных и человека, свидетельствующие об общности их происхождения и унаследованные человеком от животных предков, равно как и о коренных качественных отличиях поведения и психики человека, возникших и развившихся в результате действия социально-исторических факторов. Вопрос о соотношениях между психикой человека и животных, их психических функциях и особенностях интенсивно изучался еще античными мыслителями и всегда был объектом борьбы мировоззрений. Научное изучение этой проблемы в конце 18 - начале 19 вв. связано прежде всего с именами Ж.Л. Бюффона и Ж.Б. Ламарка, позже Ч. Дарвина, а в России - К.Ф. Рулье, а затем В.А. Вагнера. Данные С.п. имеют существенное значение для решения проблем психологии, философии, антропологии и других наук. Для детской психологии и дошкольной педагогики важно сравнительно-онтогенетическое изучение поведения детей и детенышей высших млекопитающих, анализ основ и факторов психического развития ребенка и т.д. Другой аспект таких сравнительных исследований - познание закономерностей и взаимоотношений и взаимопонимания между детьми и животными и их использование в целях умственного, природоохранительного и нравственного воспитания. Практическое применение данные С.п. находят также в нейропсихологии и медицине.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая биопси-хол предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеч сознания, общее и различное в психич. деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Изучение этих проблем осуществляется путем сопоставления данных психологии человека и зоопсихологии (науки о психике животных, ее происхождении и развитии в ходе эволюции и формировании психич. процессов в онтогенезе). При этом выявляются как гомологичные, так и аналогичные (истинно тождественные и лишь внешне сходные). компоненты и детерминанты психич. деятельности животных и человека, свидетельствующие об общности их происхождения и унаследованные человеком от животных предков, равно как и о коренных качественных отличиях поведения и психики человека, возникших и развившихся в результате действия социально-историч факторов Особое внимание уделяется в этой связи выявлению биопсихол предпосылок зарождения трудовой деятельности, человеческого общества и членораздельной речи на основе изучения манипулирования, орудийных действий, интеллекта, стадного поведения, коймуникативных и др. психич. функций современных обезьян Биол. детерминанты поведения человека (общие с поведением животных или непосредственно произошедшие от него). изучаются с привлечением методов и результатов этологических исследований.
Вопрос о соотношениях между психикой человека и животных, их психич. функциях и особенностях интенсивно изучался еще античными мыслителями и всегда был объектом борьбы мировоззрений, в частности занимал важное место во всех верованиях (представление об особой, «бессмертной» душе человека и «смертной» душе животных или даже отсутствии у них таковой и т и). Науч. изучение этой проблемы в кон 18 - нач 19 вв связано прежде всего с именами Ж Л Бюффона и Ж Б Ламарка, позже Ч Дарвина, а в России К Ф Рулье а затем В А Вагнера.
В 1-й пол 20 в значит. вклад в развитие С и в России внесли Л С Выготский, H H Ладыгина-Коте, А Н Леон-тьев, Н Ю Войтонис, Г 3 Рогинский, позднее - К Э Фабри, Н А Тих, С Л Новоселова, В С Мухина и др.
Науч. поиск в совр. С и предполагает обязательный учет единства поведения и психики при установлении животными жизненно необходимых связей с компонентами окружающей среды в рамках сугубо биол. закономерностей и перехода психич. деятельности на качественно новый - социальный - уровень развития в процессе антропогенеза, с сохранением, однако, определенных биологических (морфо-функциональных). закономерностей Несостоятельны редукцио-нистское упрощенчество при сопоставлении поведения человека и животных, подмены социальных факторов и закономерностей биологическими.
Данные С и имеют существенное значение для решения проблем психологии, философии, антропологии и др. наук Для детской психологии и дошкольной педагогики важно сравнительно-онтогенетическое изучение поведения детей и детенышей высших млекопитающих, анализ биол. основ и факторов психич. развития ребенка, хотя он рождается с преимущественно качественно иными, чем у детеныша животного, предпосылками, требующими для своей реализации специфически человеческих, социальных условий. Другой аспект таких сравнительных исследований - познание закономерностей взаимоотношений и взаимопонимания между детьми и животными и их использование в целях умственного, природоохранительного и нравственного воспитания. Практич. применение данные С. и находят также в нейропсихологии и медицине.
Лит Дарвин Ч, Происхождение человека и половой отбор Выражение эмоций у человека и животных Соч, т 5, М -Л, 1953; Вагнер В. А., Биол. основания сравнительной психологии, т. 1—2, СПБ-М., 1910—13; его же, Этюды по сравнительной психологии. Возникновение и развитие психич. способностей. Вып. 1—9, Л., 1925—29; Выготский Л С., Лурия А. Р., Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок, M., 19932; Ладыгина-Коте H. H., Дитя шимпанзе и дитя человека, М., 1935; ее же, Предпосылки человеч. мышления, М., 1965; Войтонис Н. Ю., Предыстория интеллекта, М.-Л., 1949; Л с о н-т с в А. Н., Проблемы развития психики, M., 19814; Фабри К. Э., Основы зоопсихологии, M., 19932; его же, Игра у животных, М., 1985; Брушлинский А. В., О природных предпосылках психич. развития человека, М., 1977 К. Э. Фабри, H H. Майкова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.12 мб

Сравнительный анализ психологии возрастов Фрейда и Юнга

Трунёва Виктория Александровна
В данной статье рассмотрена проблема понимания возраста и деления жизни человека на этапы. Проанализированы два типа периодизации: по Фрейду и Юнгу.
Читать PDF
264.75 кб

Понимание сознания и воли в психологии и праве: сравнительный анализ. .

Шепель Т. В., Балашов П. П.
Анализ психиатрической литературы о сознании и воле позволил автору статьи сделать вывод о том, что характеристика субъекта права как обладателя сознания и воли несколько условна, достаточно указания на обладание им сознанием.
Читать PDF
152.81 кб

Актуальные проблемы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии

Мешкова Н. Н., Федорович Е. Ю.
В статье поднимается проблема преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии в вузах России в наши дни.
Читать PDF
355.66 кб

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Волкова А.А.
Сближение народов и наций одно из важнейших особенностей развития современного общества. Процесс интернационализации жизни ведет к взаимообогащению и взаимовлиянию культур.
Читать PDF
9.26 мб

Китайское "экономическое чудо": опыт сравнительного психологического анализа

Сухарев Александр Владимирович
Предпринята попытка научного анализа психологических причин возникновения феномена «китайского экономического чуда».
Читать PDF
607.24 кб

Сравнительный анализ отношения к опасностям студентов и работающих психологов

Маралов Владимир Георгиевич
В статье дается сравнительный анализ отношения к опасностям студентов будущих психологов и работающих психологов образования.
Читать PDF
95.41 кб

Сравнительно-психологические особенности трейдеров профессионалов и любителей

Барлас Т. В., Ютландова Е. А.
Статья раскрывает личностные психологические качества успешных профессиональных трейдеров.This article reveals the individual psychological characteristics of successful professional traders as compared to amateur traders.
Читать PDF
1,022.41 кб

Сравнительный анализ понятий "препятствие" и "барьер" в психологической науке

Гарданова Жанна Робертовна, Манина Валерия Алексеевна
Статья посвящена рассмотрению проблемы дифференциации понятий «препятствие» и «барьер» в психологической науке. Предметом исследования являются различные психологические подходы к рассмотрению понятий «препятствие» и «барьер».
Читать PDF
85.11 кб

Сравнительный анализ понятий «Субъект» и «Субъектность» в зарубежной психологии

Селезнева М.В.
Англоязычные литературные источники постмодернистского периода принадлежат авторам, малоизвестным отечественному психологу. Дана критика современных подходов.
Читать PDF
169.69 кб

Сравнительный анализ социально-психологических характеристик коллектива и команды

Короткина Елена Дмитриевна
Представлен теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы, посвященной изучению социально-психологических свойств малой группы, коллектива и команды как субъектов совместной деятельности.
Читать PDF
172.79 кб

Сравнительный анализ методологических аспектов клинической психологии и психиатрии

Кравцова Н.А.
The problem of a subject and method of knowledge and intervention of clinical psychology in comparative aspect with a subject and a method of knowledge and intervention of psychiatry is studied.
Читать PDF
347.58 кб

Сравнительный анализ социально-психологических проблем молодых и пожилых инвалидов

Паршина В.В.
В статье анализируются основные проблемы, возникающие у лиц с ограниченными возможностями двух категорий населения, преимущественного, молодого и пожилого возраста.
Читать PDF
30.18 мб

Психологическая готовность молодежи к брачно-семейным отношениям: сравнительный аспект

Семенова-Полях Галина Геннадьевна, Ванюхина Надежда Владимировна
В работе показан недостаток эмпирической конкретизации категории "психологическая готовность к браку" в ее возрастных и половых аспектах.
Читать PDF
88.16 кб

Сравнительное исследование мотивации выбора профессии психолога студентами из Москвы и Баку

Родина Ольга Николаевна, Прудков Павел Наумович
Статья содержит описание кросскультурного исследования мотивации выбора профессии психолога у первокурсников, обучающихся в МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Москве и в филиале МГУ в г. Баку.
Читать PDF
405.68 кб

Сравнительный клинико-психологический анализ мигрени у пациентов молодого и старшего возораста

Снопкова Елена Владимировна, Сергеев Алексей Владимирович, Осипова Вера Валентиновна
В статье рассматриваются клинические особенности приступов мигрени, межприступного периода, коморбидных и сопутствующих нарушений, обезболивающей терапии и качества жизни пациентов с мигренью старшего возраста по сравнению с таков