Справедливость

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Справедливость
понятие морального сознания; категория, выражающая соотношение ценности и блага.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Справедливость
понятие морально-правового и социально политического сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав [18, с. 375].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Справедливость
понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных слоев, групп) в жизни общества и их социальным положением, их правами и обязанностями; между трудом и вознаграждением; между заслугами и их общественным признанием; между преступлением и наказанием.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Справедливость
лат. – правильно вести) – положительное духовно-нравственное качество личности и деятельности, характеризующее человека, живущего по принципу соответствия морали и закона. Справедливость включает в себя представление о должном порядке взаимоотношений между людьми, о соответствии прав и обязанностей личности, о воздаянии каждому по заслугам и др. Это понятие входит в сознание людей и служит критерием оценки всего, что происходит вокруг них. Философы утверждают, что «самое справедливое на свете… есть справедливость, вдохновляющаяся доброжелательством и любовью». Считается также, что «когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что бы могло придать ценность жизни людей». С точки зрения православного философа Вл. Соловьева «Справедливость, в нравственном смысле, есть некоторое самоограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является … некоторым пожертвованием, самоотрицанием». Разновидностью справедливости является социальная справедливость.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
общая нравственная санкция совместной жизни людей. С. рассматривается преимущественно под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. Специфический предмет С. - благо и зло совместного существования в рамках единого социального пространства. Существует два значения понятия С. - широкое и узкое. Соответственно можно говорить об общей С. и частной С. Общая С. совпадает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу. Частная С. есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении благ и зол совместной жизни людей в рамках единого социального, государственно-организованного пространства. Общая С. и частная С. связаны между собой столь органично, что одна невозможна без другой. Для понимания С. существенно признание того, что индивиды рассматриваются в совместной жизни как взаимно нуждающиеся друг в друге и потому равные между собой. Поскольку индивиды образуют вместе общество, постольку они имеют нечто общее. Именно это фундаментальное обстоятельство дает начало С. В этическом аспекте С. выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами. С. предполагает некий набор материальных и духовных благ, на которые все граждане изначально имеют право независимо от заслуг. Здесь точкой отсчета С. оказывается взаимность золотого правила нравственности. В правовом аспекте С. выступает как формальное равенство. Нравственная С. есть равенство бесконечностей, люди здесь равны друг другу постольку, поскольку каждый из них является незаменимым. Люди равны в качестве "соучредителей" социального пространства, но сам процесс учреждения предусматривает неравенство их занятий и положений. Проблема С. состоит в конституировании такого равенства, чтобы оно стало равенством неравных. Необычайная трудность решения этой проблемы составляет основной источник общественных смут, протекающих под знаменем борьбы за С.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СПРАВЕДЛИВОСТЬ
моральный и политико-правовой принцип, устанавливающий меру отношений между людьми, а также между обществ, институтами и гражданами. Как универсальный критерий поведения С. основывается на идее равенства. Это нашло отражение уже в одной из первых формулировок принципа С., фиксирующей отношения взаимного воздаяния, закрепленных в институте кровной мести: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе» (правило талиона), иными словами, возмездие (месть). должно быть непременным, но не превышающим нанесенного ущерба. С развитием нравственно-правового сознания мера воздаяния ограничивается требованием непричинения зла и воздержания даже от ответной несправедливости. В самом общем этич. плане С. состоит в ненанесении обид, сохранении беспристрастности, уважении законных прав человека, в воздаянии по заслугам (в частности, выражении благодарности благотворителю), соблюдении договоров (соглашений). и принятых обязательств, выполнении установлений, в почитании того, что достойно. Принято различать уравнивающую (коммутативную). и распределяющую (дистрибутивную). С. Первая относится к обмену, купле-продаже, взятию и возвращению кредита и т. п. и предполагает, что за равное воздается равным; вторая - к вопросу о положении и заслугах человека и имеет в виду, что каждому воздается по заслугам.
В правовом плане С. заключается в том, что каждый нарушитель закона отвечает за свои поступки и преступления, а гос-во берет на себя обязательство охраны граждан от покушения на их здоровье, жизнь, имущество, гарантирует соблюдение их гражд. прав. Нормативно-ценностное содержание С. изменчиво и определяется гл. обр. социальным идеалом. В совр. полит. теориях принято различать либертарианское понимание С., согласно к-рому высш. С. заключается в предоставлении человеку полной свободы действий в рамках закона; социалистич. понимание (социал-демократическое), означающее социальное равенство людей; либеральное понимание, предполагающее установление такого баланса между равенством и свободой граждан, к-рый ведет к наиб. благу людей; коммунитарное понимание, в соответствии с к-рым С. - это соблюдение принятых ценностей и увеличение собств. блага. Р. Г. Апресян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
94.25 кб

Итоги международной научно-практической конференции «Социальная справедливость в XXI веке»

Гуселетов Борис Павлович
В МГИМО 2 ноября 2010 года прошла международная научно-практическая конференция «Социальная справедливость в XXI веке».
Читать PDF
1.50 мб

СПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕРАВЕНСТВА, ИЛИ КТО И КАК ПОБЕЖДАЕТ НА ОЛИМПИАДЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Бойцова Ольга Юрьевна, Носов Дмитрий Михайлович, Тороп Валерия Валерьевна
Авторы статьи члены Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию обсуждают особенности школьного
Читать PDF
273.30 кб

Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни

Тухфетуллина Анна Минназимовна
В статье приведены результаты исследования педагогических условий воспитания у детей 5-6 лет справедливого отношения к сверстникам.
Читать PDF
2.65 мб

Критерии и показатели сформированности у детей 5-6-ти лет справедливого отношения к сверстникам

Тухфетуллина Анна Минназимовна
В статье охарактеризованы критерии и показатели сформированности справедливого отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста, обоснованы подходы к их выделению.
Читать PDF
124.87 кб

Определение понятия «Справедливое отношение дошкольников к сверстникам»

Тухфетуллина Анна Минназимовна
В статье обосновано авторское определение понятия «справедливое отношение дошкольников к сверстникам», необходимое для обсуждения содержания, средств и методов воспитания названного отношения у детей 5-6 лет.
Читать PDF
914.72 кб

«Хочется жить в справедливом мире». Интервью с О. Ф. Шабровым

Фан И.Б.
Читать PDF
266.61 кб

Сближение балансовой и справедливой стоимости как одна из актуальных проблем современного бухгалтерс

Яненко В. К.
Market value is often several times higher than company's balance value. This fact can be explained by underestimating of balance value of intangible assets in comparison with their market value.
Читать PDF
303.67 кб

Достижение справедливости в высшем образовании стран-членов ОЭСР

Меликян Алиса Валерьевна
В публикуемом материале представлены основные тенденции в отношении вопроса справедливости в высшем образовании, наблюдаемые в странах-членах ОЭСР, факторы, оказывающие влияние на решение этого вопроса, успешные практики других ст
Читать PDF
380.24 кб

Нормы справедливости в области образования

Карчагин Евгений Владимирович
В статье проблематизируется применимость идеи справедливости в области образования. Нормы справедливости в образовании можно разделить на внешние и внутренние.
Читать PDF
503.76 кб

Развитие представлений о социальной справедливости в древнетюркском обществе

Маликов Гайрат Рустамович
В статье представлен анализ поэмы «Кут адгу билик» («Благодатное знание») тюркского средневекового просветителя Юсуфа Баласагуни (XI в.
Читать PDF
475.95 кб

Проблемы справедливости в сфере образования КНР

Ли Сюй , Тенчурина Лидия Захаровна
В статье представлен анализ основных положений работ наиболее авторитетных в КНР исследователей проблем справедливости в сфере образования.
Читать PDF
170.12 кб

Проблемы и перспективы реализации принципа справедливости в государственной образовательной политике

Ли Сюй (Кнр) Сюй
Принцип справедливости стал важнейшим принципом образовательной политики Китая, а реализация этого принципа стратегической целью развития образования в КНР.
Читать PDF
145.06 кб

«Восстановление исторической справедливости…»: опрос сотрудников и студентов ДВФУ о воссоздании Вост

14 февраля Наблюдательный совет ДВФУ под председательством первого вице-премьера Правительства Игоря Шувалова принял решение о воссоздании на базе ШРМИ Восточного института.
Читать PDF
3.14 мб

Равенство в образовании - акт справедливости или источник конфронтации? Часть 1

Лурье Леонид Израилевич
Цель установление сущностных сторон равенства образовательных возможностей, существующие противоречия, источники кризиса их реализации. Методы и методики.
Читать PDF
0.00 байт

Инклюзивное образование – путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости

Демченко Ирина Ивановна
В статье речь идет о гуманистических принципах развития современного образования.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    форма моральной оценки учащихся, которая опирается на соответствие достоинств учащихся их общественному признанию.
  • Социальная справедливость

    мера равенства в жизненном положении людей, классов и социальных групп, объективно обусловленная уровнем материального и духовного развития общества.
  • Справедливость обеспечения в вопросах охраны здоровья

    (Equity in Health) – 1) создание равных возможностей для всех и каждого в вопросах охраны и улучшения здоровья; 2) меры, направленные на сокращение числа связанных со здоровьем проблем, чрезмерно воздейств
  • Справедливость в педагогической этике

    показатель объективности действий педагога, уровня его нравственной устойчивости.
  • СПРАВЕДЛИВОЕ СООБЩЕСТВО

    воспитательная система, ориентированная на приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям, построенная на демократических принципах управления детским коллективом. Идея «Справ
  • ОБРАЩЕНИЕ К ЧУВСТВУ СПРАВЕДЛИВОСТИ

    (метод педагогического воздействия) – опирается на присущее людям естественное стремление к честности, равенству, товариществу. Позволяет воспитанникам самим регулировать отношения в коллекти
  • ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В УПРАВЛЕНИИ

    теория мотивации, по которой люди субъективно связывают вознаграждение и затраченные для его получения усилия, а также сравнивают свое вознаграждение с вознаграждением, полученным другими людьм