СПРАВЕДЛИВОЕ СООБЩЕСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

"Справедливое сообщество"
воспитательная система, ориентированная на приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям, построенная на демократических принципах управления детским коллективом. Идея «Справедливого сообщества» предложена американским психологом Лоуренсом Кольбергом (1927 — 1987), разработавшим когнитивную концепцию морального развития личности и методику эволюционного нравственного воспитания. Центральным методом в системе является метод нравственных дискуссий на основе свободного обмена мнениями между взрослыми и детьми. Обсуждение гипотетических моральных дилемм, по Кольбергу, должно сочетаться с включением учащихся в реальный процесс демократического принятия решений. Такая система формирует способность к открытому диалогу, учит разделять коллективную ответственность и позволяет каждому чувствовать себя равноправным членом школьного сообщества. Учителя и воспитанники обладают равными правами, в том числе правом на выражение своих взглядов, на уважение окружающих и на свободу от нанесения морального ущерба. Главной обязанностью членов «Справедливого сообщества» является соблюдение совместного договора. Регулировался этот процесс специальным органом — дисциплинарным комитетом.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

СПРАВЕДЛИВОЕ СООБЩЕСТВО
англ. - just community), воспитат. система, построенная на демокр. принципах управления дет. коллективом и методе нравств. дискуссий взрослых и учащихся. Идея «С. с.» предложена амер. психологом Лоуренсом Кольбергом (1927—87), разработавшим когнитивную концепцию морального развития личности и методику эволюционного нравств. воспитания. Первое «С. с.» он организовал в 1971—73 в жен. тюрьме (шт. Коннектикут, США). Обобщив положит, результаты эксперимента, предпринял попытку перенести элементы эволюционного воспитания в практику обще-образоват. уч. заведений.
Первое школьное «С. с.» - «Кластер скул» («Cluster school»). возникло в 1974 в ср. школе Кембриджа (шт. Массачусетс, США). и представляло собой своеобразную «школу внутри школы», объединявшую 70 старшеклассников и 8 педагогов. Члены сообщества обучались вместе со своими сверстниками по обязат. школьной программе, но дополнительно 2 раза в неделю посещали занятия по англ. языку и обществ, наукам, а также общие собрания. Организация жизни сообщества основывалась на принципах демократии и гуманизма, выработанных комитетом, в к-рый входили учащиеся, педагоги, родители (науч. консультант - Кольберг).
Особенности воспитания в «С. с.» (неформальные межличностные отношения, свободный обмен мнениями, приобщение к общечеловеческим нравств. ценностям и др.). привлекли внимание амер. педагогов. Подобные воспитат. системы стали создаваться в амер. школах, в основном на базе 9—12-х кл., и включали 75—125 учащихся и 4—5 педагогов. Управление жизнью учащихся осуществляли: к-т (8—12 учащихся и 2—3 педагога), предлагавший вопросы для обсуждения; консультативная группа (10—15 учащихся и 1 педагог), отвечающая за проведение дискуссии; общее собрание; дисциплинарный комитет (6—8 учащихся и 2 педагога), к-рый рассматривал случаи нарушения принятых правил.
Гл. обязанностью членов «С. с.» являлось соблюдение совместного договора, закрепляющего права каждого из них. Учителя и воспитанники обладали равными правами, в т. ч. правом на выражение своих взглядов, на уважение окружающих и на свободу от нанесения морального ущерба. Педагоги, будучи старшими по возрасту и более зрелыми по социальному опыту, были призваны постоянно стимулировать сообщество к углублению взаимной свободы и справедливости, взаимопонимания.
Методологии, основой теории «С. с.» являлись идеи Э. Дюркгейма о роли группы и коллектива сверстников в создании нравственно воспитывающего климата школы и мысли Дж. Дьюи об отсутствии противоречия между стремлением человека к собств. благополучию и одновременно заботой об окружающих его людях и активном участии в их делах. Практич. реализация «С. с.» строилась на опыте школы Саммерхилл (Summer-hill). А. С. Нила (Великобритания). и вос-питат. учреждений израильских кибуцев. В методике Кольберга сама по себе группа учащихся являлась нейтральным воспитат. средством для выработки независимости в моральных суждениях. В групповых моральных дискуссиях создавались условия для поощрения более зрелых мнений. Учитывая, что обсуждение гипотетич. моральных дилемм непосредственно не затрагивает реальную жизнь учащихся, Кольберг интегрировал метод моральных дискуссий с процессом демокр. принятия решений. Он пришел к выводу, что воспитанники, получив возможность самостоятельно решать вопросы своей жизнедеятельности, скорее почувствуют себя равноправными членами шк. сообщества. По мере нравств. развития у школьников формировались заботливость, доверие, справедливость, способность к открытому диалогу, разделение коллективной ответственности и др.
Кольберг (в соавторстве с др.). разработал спец. методики определения эффективности сообщества: «Вопросник по школьному климату» (H i g g i n s A., Kohlberg L., «The school cli-mate questionnaire»). и «Обзор морального климата» (Power F. C., The moral culture survey).
Распространению идей сообществ. способствовало создание в Гарвардском унте и школах, применявших эту систему, постоянных семинаров и курсов для педагогов, проведение ежегодных конференций Ассоциации по нравств. воспитанию (Association of moral education, осн. в 1976). Сообщества распространились за пределами США, в т. ч. в Германии, с 1987—90. В США предложена программа организации сообществ. на базе нач. школы (1991). Нек-рые идеи «С. с.» близки по духу принципам коллективной творческой деятельности, разработанным в Рос. Федерации (см. в ст. Коммунарская методика).
Лит.: Цырлина Т. В., Встречное движение, М., 1991; с е ж е, Штрихи к портрету Л. Кольберга, ПЖ, 1992, т. 13, № 3; Пауэр Ф. К., Справедливые сообщества в нравств. воспитании школьников, в кн.: Воспитательная система уч. заведения, под ред. Л. И. Новикова, М., 1992; Пауэр Ф. К., X и г-гинс Э., Кольберг Л., Подход Лоуренса Кольберга к нравств. воспитанию школьников, ПЖ, 1992, т. 13, № 3; К о h 1-b с г. g L., Education for justice, в кн.: Moral education, ed. by N. and Th. Sizer, Camb., 1970; его же, Essaysonmoraldevelopment,v. l—2, S. F., 1981—84; его же, A just community approach to moral education in theory and practi-ce, в кн.: Moral education, ed. M. Berkowitz and F. Oser, Hilsdale (№. J.) - L., 1985; Power C., H i g g i n s A., Lawrence Kohlbergs approach to moral education, N. Y., 1989; Kuh-merker L., The Kohlberg legacy for the hel-ping professions, Birmingham, 1991.
T. В. Цырлина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
131.59 кб

Справедливость и идея сообщества

Канарш Григорий Юрьевич
В статье на примере концепции А. Макинтайра рассмотрены представления о социальной справедливости в политической философии современного коммунитаризма.
Читать PDF
128.21 кб

Сообщества, справедливость, активизм: экологическая перспектива в социальном познании

Сафронов Петр Александрович
В статье исследуется проблема формирования социально-политической субъектности локальных сообществ. Анализируются причины, затрудняющие развитие этого процесса в России.