Способ обученияспособности Дивергентные

СПОСОБНОСТИ

Найдено 12 определений термина СПОСОБНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Способности

совокупность устойчивых психологических особенностей человека, предопределяющих успешность деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Военная педагогика

Способности

индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

Способность

1) природная склонность к занятиям чем-либо; природная одаренность, талант; 2) возможность осуществлять какую-нибудь деятельность, умение делать что-либо, вести себя каким-нибудь образом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

Способности

индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Использование командиром в практике подготовки подчиненных данных психологической науки о способностях способствует повышению эффективности их обучения и воспитания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

СПОСОБНОСТИ

индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятия талантами гениальности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

СПОСОБНОСТИ

индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления [61, c. 142; 66, c. 353; 67, c. 381; 70, c. 225; 80, c. 640; 82, c. 729].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

СПОСОБНОСТИ

индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности; не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

СПОСОБНОСТИ

особенности человека, которые позволяют ему успешно овладеть тем или иным видом деятельности, совершенствоваться в ней. Одни из С. носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например, умственные и физические С., С. к обучению; другие – узкий, специальный: технические, художественные, математические и др. Формирование С. предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Способности

индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятия таланта и гениальности. Способности педагогические – обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в пед. деятельности. Различают виды С.п.: гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение общаться, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать); конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал); организаторские (умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей); перцептивные (умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния, способность к эмпатии); прогностические (умение осуществлять пед. предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности); суггестивные (эмоционально-волевое внушающее влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм учителя, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой).  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

СПОСОБНОСТИ

психические и личностные особенности человека, которые позволяют ему успешно осуществлять ту или иную деятельность, совершенствоваться в ней, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях и удовлетворяться результатами применения.

Различают общие и специальные способности. Первые носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические С., С. к обучению; вторые – узкий, специальный: технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные С. развиваются в единстве. При этом каждая С. включает целый ряд индивидуальных психических особенностей человека и зависит от них. К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота). Природными предпосылками развития С. являются задатки, а также индивидуально-типологические особенности (Б.М.Теплов).

Личностно-психологическими предпосылками развития С. являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др. В практической деятельности человека велика роль склонностей, которые отличаются от С. личности. Склонности обусловливают интересы человека. Вызывая его активность, они положительно влияют на развитие С., помогают овладению специальностью. Формирование С. предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.

Наиболее крупным теоретиком проблемы С. в отечественной психологии является Б.М.Теплов, проводивший исследование музыкальных С. С.Л.Рубинштейн определял С. как обобщение психических деятельностей, подчеркивая их индивидуальный характер, с одной стороны, с другой, сближая С. выдающихся личностей (таланты) со С. обычных людей. В школе Рубинштейна проблема С. была поставлена в контексте соотношения потенциального и актуального (Т.И.Артемьева, Г.С.Тарасов и др.), который существенен для акмеологии. Актуальные С. не исчерпывают всех не раскрытых, нереализованных возможностей человека, которые необходимо диагносцировать, актуализировать, поддерживать.

В современной психологии и акмеологии наиболее актуальной оказывается, во-первых, проблема соответствия (несоответствия) С. человека его профессиональной деятельности (последнее, согласно акмеологии, должно быть минимизировано), во-вторых, проблема личности как субъекта, максимально, целенаправленно использующего свои С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Акмеологический словарь

СПОСОБНОСТИ

индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации С. используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные С. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем С. могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные. Различают также общие и специальные С. Общие С. - это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных С., выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные С. и т.п.). Выявлены компоненты, составляющие структуру специальных С., что позволяет сформулировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования С. учащихся. Известны две крайние точки зрения по вопросу о природе и происхождении С. Одна из них (ведет традицию от Р. Декарта и Г.В. Лейбница) характеризует С. как врожденные образования. Другая (следуя традиции Дж. Локка) исходит из тезиса о полной зависимости человека от внешних условий его жизни. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., не следует недооценивать их природной основы, необходимости опоры на своеобразие природных особенностей человека, его одаренность (см.Одаренные дети). Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называется талантом. Гениальность - высшая степень одаренности; она проявляется в творчестве, имеющем историческое значение для общества. В отечественной психологии разработана проблема сенситивных периодов - возрастных этапов, на которых возникают оптимальные условия для развития определенных психических качеств и С. Обоснована идея неповторимости каждого возрастного периода в развитии С. Высокая степень одаренности некоторых детей - результат суммирования предпосылок С. двух или нескольких возрастных периодов (Н.С. Лейтес). Оптимальное использование возможностей каждого сенситивного периода - актуальная практическая задача педагогов и родителей. Помощь в проведении работы по диагностике и прогнозированию С. оказывает диагностика психологическая. — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Одаренные дети

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

СПОСОБНОСТИ

индивидуально-пси-хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С - это свойства ума, к-рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в к-рых они проявляются (техн, худож, муз. С и т и). В психол исследованиях выявлены компоненты, составляющие структуру спец. С Напр., в математических различают С к формализованному восприятию матем. материала и матем. обобщению, рациональному решению задач, к «свертыванию» рассуждения и др. Подобным образом выявлены и исследованы осн. компоненты муз., лит., изобразит, и др. С., что позволило сформулировать пед. рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования С. учащихся.

Фундаментальная проблема в изучении С. - их природа и происхождение. Известны две крайние точки зрения по этому вопросу. Одна из них (ведущая традицию от воззрений Р. Декарта и Г. В. Лейбница). характеризует С. как врожденные образования, к-рые даются человеку в готовом виде. Другая (следуя традиции Дж. Локка). исходит из тезиса о полной зависимости С. человека от внеш. условий его жизни и утверждает, что, организуя соответствующим образом деятельность человека, можно добиться сколь угодно высокого уровня развития любых С. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., неправомерно недооценивать их природной основы: эффективным может быть лишь то воспитание, к-рое учитывает своеобразие природных особенностей человека и его одаренность. Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, наз. талантом. Гениальность - высшая степень одаренности; она проявляется в творчестве, имеющем ист. значение для общества.

Характеристика природной основы С. включает в себя возрастные предпосылки их развития. В отеч. психологии разработана проблема сенситивных периодов - возрастных этапов, на к-рых возникают оптимальные условия для развития определенных психич. качеств и С. Обоснована идея о неповторимости каждого возрастного периода в развитии С. Совмещение достоинств разных этапов возрастного развития - условие общего подъема возможностей ребенка; высокая степень одаренности нек-рых детей - результат суммирования предпосылок С. двух или неск. возрастных периодов (Н. С. Лейтес). Оптимальное использование возможностей каждого сенситивного периода - актуальная практич. задача педагогов и родителей.

Большое значение имеет работа по диагностике и прогнозированию С. Помощь в проведении такой работы оказывает психол. диагностика, к-рая стала складываться как самостоят. науч. дисциплина в нач. 20 в. под воздействием требований практики. Были разработаны показатели общего умственного развития, методы индивидуального и группового тестирования, тесты способностей и достижений (см. Тесты).

В ходе диагностики и прогнозирования С. необходимо иметь в виду относительность деления учащихся на способных и малоспособных: в большинстве случаев «малоспособные» школьники – это дети, чьи С. еще не востребованы, не раскрыты, не найдены пути их эффективного воспитания. Значимым для воспитания С. является формирование индивидуального стиля деятельности. Науч. основы его исследования были заложены в работах Б. М. Теплова, В. С. Мерлина, Е. А. Климова, К. М. Гуревича и др. В основе данного подхода лежит тезис о том, что успех в деятельности может быть достигнут психологически разными путями. Это означает, в частности, что предпосылками успеха могут быть разные С. или разные компоненты одной и той же С. Отсюда следует, что развитие С. существенно зависит от того, насколько удается сформировать у школьника свой особый индивидуальный стиль деятельности, оптимальный именно для него, компенсирующий его природные недостатки и максимально использующий его достоинства.

В психол. исследованиях рассмотрена взаимосвязь понятий «С.» и «склонность»; последняя характеризуется как избирательная направленность на определенную деятельность, к-рая стала потребностью человека и в к-рой проявляются и развиваются его С. Обосновано положение о связи линий развития трудоспособности и одаренности, что открывает возможность построения общей модели ресурсов личности (Б. Г. Ананьев). Разработано понятие об обучаемости как показателе развития продуктивного (творческого). мышления учащихся и сформулированы психол.-пед. принципы развития такого мышления (3. И. Калмыкова). Показано, что эффективным средством развития умственных С. является создание проблемных ситуаций в обучении, диалогич. форма изложения уч. материала (А. М. Матюшкин).

Логика проведенных исследований привела к необходимости выйти за рамки «компонентного» рассмотрения отд. С. и изучать их в контексте целостной личности. Личностный подход к С. предполагает, что наиб. эффективным средством развития С. у школьников признается опосредованное воздействие на личность, формирование ее определенной структуры. Напр., экспериментально доказано, что проявление лит. С. у школьников существенно зависит от их умения выходить за пределы собств. «читательской позиции» и становиться на позицию др. человека - автора произведения, лит. критика, героя произведения и т. д. В данном случае речь идет не просто о выработке определенных умений, а о формировании целостного личностного отношения к лит.-худож. явлениям.

Лит: Леонтьев А Н., О формировании способностей, ВП, 1960, № 1; P у б и н-штейн С. Л, Проблема способностей и вопросы психол. теории, ВП, 1960, № 3; Лейтес Н. С., Умственные способности и возраст, М., 1971; его же, Способности и одаренность в дет. годы, М., 1984; Платонов К. К., Проблемы способностей, М., 1972; В с и г. с p Л. А., Педагогика способностей, М., 1973; Мелик-Пашаев А. А., Педагогика иск-ва и творческие способности, М., 1981; Т с и л о в Б. М., Способности и одаренность, Избр. тр., т. 1, М., 1985; Чудновский В. Э., Воспитание способностей и формирование личности, М., 1986; Spearman С, The abilities of man, L., 1927; Vernon P. E., The measurement of abilities, N. Y., 1961; The gifted and the talented: their education and development, ed. by A. Har-ry Passow, Chi., 1979; С a 11 e 11 R. B., The inheritance of personality and ability: rese-arch methods and findings, N. Y., 1982.

В. Э. Чудновский.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме СПОСОБНОСТИ — 0

Найдено научныех статей по теме СПОСОБНОСТИ — 0

Найдено книг по теме СПОСОБНОСТИ — 0

Найдено презентаций по теме СПОСОБНОСТИ — 0

Найдено рефератов по теме СПОСОБНОСТИ — 0