СПИРМЕН Чарлз Эдуард

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СПИРМЕН (Spearman) ЧАРЛЗ ЭДУАРД (1863-1945)
английский психолог. С 1923 профессор Лондонского университета. Предложил первый метод оценки надежности психологических тестов. Пытаясь соединить психологическую теорию интеллекта с теорией физических измерений и корреляционными методами, С. заложил основы факторного анализа.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СПИРМЕН Чарлз Эдуард
10.09.1863, Лондон, - 17.09.1945, там же), англ. психолог. Психологией начал заниматься в 90-е гг. 19 в. Стажировался в ун-тах Геттингена, Вюрцбурга; в 1904 защитил докторскую дисс. у В. Вундта в Лейпцигском ун-те. С 1923 проф. Лондонского ун-та. Под руководством Ф. Гальтона и У. Мак-Дугалла изучал возможность применения статистич. методов в психол. обследовании детей в англ. школах. Предложил первый метод оценки надежности психол. тестов. Пытаясь соединить психол. теорию интеллекта с теорией физич. измерений и корреляционными методами, С. заложил основы факторного анализа. Согласно С., эффективность любой интеллектуальной деятельности обусловлена нек-рой врожденной «общей способностью», названной им Gфактором (General ability), и рядом «специфических способностей» - S-факторов (Special ability), свойственных конкретным видам деятельности. Впоследствии, уточняя свою теорию, С. ввел также т. н. групповые факторы (промежуточные между G и S), напр., арифметич., техн., лингви-стич. способности. Тем не менее осн. целью тестирования, по С., должно быть измерение у индивида Gфактора. Теория С. вызвала широкую дискуссию, породившую, в частности, альтернативную многофакторную теорию интеллекта (Дж. Гилфорд). Развитие идей С. в заруб. психологии идет по пути усовершенствования матем. процедуры и попыток психол. анализа выделяемых факторов, в первую очередь G. Однако признание G врожденным и неизменным приводит к предвзятой оценке результатов тестирования. Разрабатывал также вопросы восприятия пространства и истории психологии.
Соч.: The nature of intelligence and the prin-ciples of cognition, L., 19272; Creative mind, L. - Camb., 1930; The abilities of man: their nature and measurement, L., 1932; Psychology down the ages, v. l—2, L., 1937; Human ability, by C. Spearman and L. W. Jones, L., 1950. Я. С. Сергеев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия