СПЕКТР ЗВУКАСПЕРАНСКИЙ Георгий Несторович

СПЕНСЕР Герберт

Найдено 3 определения термина СПЕНСЕР Герберт

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

СПЕНСЕР (Spencer) ГЕРБЕРТ (1820-1903)

английский философ, социолог и психолог. Основоположник органической школы в социологии. В области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. Идеи С. придали психологии биологическую направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-психологических исследований поведения. Свои педагогические воззрения С. изложил в серии статей, посвященных проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физического воспитания, позднее изданных в виде отдельной книги. С. резко критиковал европейскую школу 19 в. за ее отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Касаясь дидактических проблем, С. требовал, чтобы содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребенка. Педагогические идеи С., связанные с пропагандой утилитарного, естественно-научного образования, были созвучны общественным настроениям конца 19 в. и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Герберт Спенсер

1820-1903) Г. Спенсер, автор педагогического трактата «Воспитание умственное, нравственное и физическое» - английский философ-позитивист, противник революционных преобразований. В своих философских идеях обосновывает эволюционные законы развития природы и общества: согласно законам естественного отбора, выживают наиболее приспособленные в жизни, следовательно, воспитание должно помогать в приспособлении к жизни, человеку необходимо давать только то, что пригодится в жизни, будет ему полезно. Нравственность - средство смягчения борьбы между эгоизмом и альтруизмом, в ее основе лежит не борьба, а стремление к счастью, что является моментом всеобщей эволюции. По Спенсеру, действия индивида, направленные на удовлетворение собственных потребностей способствуют удовлетворению потребностей всего общества. Назначение воспитания - устранить противоречия между личностью и обществом. Цель - сделать человека способным жить полной жизнью. Задача - готовить к практической жизни с учетом реальных внешних условий. Считал, что образование должно отвечать принципу полезности знаний и их соответствия различным видам человеческой деятельности. Задача образования - дать знания, связанные с основными видами деятельности (самосохранение, добывание средств к существованию, сохранение рода, досуг). Содержание и методы обучения и воспитания должны соответствовать этапам умственного развития ребенка, способствовать развитию его активности, а изучаемые предметы должны быть полезными. Нравственное воспитание, по мнению Г. Спенсера, должно развивать способность человека управлять собой, а не быть управляемым. Основной метод воспитания — метод естественных последствий. Противник жестокости, насилия во всех его проявлениях. Педагог должен ненасильственно управлять нравственным становлением ученика. Педагогические идеи Спенсера отличаются с одной стороны утилитаризмом, с другой - направленностью на обеспечение условий для развития индивидуальности. В то же время, он оправдывал неравное образование для людей различных слоев.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

СПЕНСЕР Герберт

27.4.1820, Дерби, - 8.12.1903, Брайтон), англ. философ, социолог и психолог. Род. в семье учителя и первоначальное образование получил под руководством отца. Увлекаясь с детства естеств. науками и математикой, С. негативно относился к современной ему школе с ее догматизмом и засилием древних языков. Это помешало ему поступить в ун-т, и, не получив спец. образования, С. стал инженером-практиком, в 1837—41 работал на железной дороге. С 50-х гг. всецело посвятил себя разработке филос. проблем. Воззрения С. изложены в соч. «Система синтетич. философии» («System of synthetic philosophy», v. l—10, L., 1862- 1896), в к-рую входят «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики».

Философию С. понимал как максимально обобщенное знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. С. исходил из деления мира на познаваемое и непознаваемое. Наука способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувств, восприятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущность. Непознаваемое выступает у С. как «первоначальная причина», в признании к-рой сходятся наука и религия. В области конкретных наук призывал придерживаться точных фактов, добываемых эксперим. путем. На этой основе им разработана всеобщая теория эволюции, понимаемой как перераспределение материи и энергии, свойственное как органическому, так и неорганическому миру.

С. - основоположник органической школы в социологии. Классовое строение общества и возникновение в его рамках разл. институтов он истолковывал по аналогии с живым организмом, для к-рого характерно разделение функций между органами. Осн. законом социального развития С. считал закон выживания наиб. приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил наибольшую приспособленность «дифференцированного» (разделенного на классы). общества. Выступал противником социализма.

В области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно к-рой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биол. эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. В соответствии с этим факты сознания рассматривались С. под углом зрения их корреляции не с нервной деятельностью, а с внешними по отношению к организму связями. Осн. элементами сознания считал чувствования, разновидностью к-рых являются эмоции и ощущения, преобразующиеся путем усложнения в психич. продукты высшего порядка. Ассоциации, сопряженные с чувством удовольствия, закрепляются в организме и передаются по наследству следующим поколениям, тогда как вызывающие отрицат. чувства нивелируются. С. разделил психологию на объективную и субъективную. Первая трактует психич. явления как корреляцию нервно-мышечных устройств, посредством к-рых живые существа приспосабливают свои действия к окружающим их вещам и отношениям. Вторая изучает мысли и чувствования, открытые только для их носителя - субъекта. Идеи С. придали психологии биол. направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-пси-хол. исследований поведения.

Свои пед. воззрения С. изложил в серии статей, посвященных проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физич. воспитания. Позднее эти статьи были изданы в виде отд. книги.

С. резко критиковал европ. школу сер. 19 в. за ее отставание от уровня науки и нужд практич. жизни. Задача школы, по С., состоит в первую очередь в том, чтобы вооружать человека знаниями, связанными с осн. видами его деятельности. Таких видов человеческой деятельности С. насчитывал пять. Они направлены на самосохранение, добывание средств к жизни, воспитание потомства, выполнение социальных обязанностей и досуг. Именно к ним школа и должна готовить молодежь, обучая физиологии с гигиеной, логике, математике, физике, химии, геологии, биологии, социологии, психологии, истории, лит-ре, иностр. языкам и нек-рым видам иск-в. Связь уч. предметов с определенными видами деятельности имеет в трактовке С. утилитарный характер.

Касаясь дидактич. проблем, С. требовал, чтобы содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребенка, чтобы обучение шло от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от практики к теории. Подобно Ж. Ж. Руссо, С. считал необходимым ставить ребенка в положение исследователя, учить его делать самостоятельные выводы. Само учение должно при этом возбуждать у ребенка интерес и чувство удовлетворения. В целом, по С., умственное развитие ребенка должно пройти вкратце весь тот путь, к-рый прошло человечество. Рекомендуемая С. методика нравств. воспитания основана на утилитаристском понимании сущности морали: нравственно то, что ведет к полезным для человека последствиям, не нанося вреда др. людям. Отсюда - высокая оценка метода естеств. последствий в процессе нравств. воспитания: ребенок на своем опыте должен видеть последствия хороших или дурных поступков. Применение такого метода, по С., способствует установлению дружеских отношений между родителями и детьми.

Значит. ельное внимание С. уделял вопросам физического воспитания детей - правильному питанию, закаливанию организма, систематическим физическим упражнениям. Особенно резко выступал против умственного перенапряжения у детей.

Пед. идеи С., связанные с пропагандой утилитарного, естеств.-науч. образования, были созвучны обществ, настроениям кон. 19 в. и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США.

Соч.: Works, v. 1—18, L. - N. Y., 1910; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1—7, СПБ, 1866—69; Соч., т. 1—7, СПБ, 1898—1900, Автобиография, ч. 1—2, СПБ, 1914. С. С. Степанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме СПЕНСЕР Герберт — 0

Найдено научныех статей по теме СПЕНСЕР Герберт — 0

Найдено книг по теме СПЕНСЕР Герберт — 0

Найдено презентаций по теме СПЕНСЕР Герберт — 0

Найдено рефератов по теме СПЕНСЕР Герберт — 0