СОВЕТКИН Дмитрий Константинович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОВЕТКИН Дмитрий Константинович (1838-1912)
деятель профессионального образования, изобретатель. По окончании Московского ремесленного учебного заведения (1859) преподавал там же (с 1860 Московское техническое училище, МТУ); для С. была введена должность чертежного мастера и предоставлены условия для творческой работы. После преобразования (1868) МТУ в вуз (МВТУ, ныне Московский технический университет) С. было присвоено звание инженера-механика (1869). После выхода в отставку (1885) был директором (до 1900) Мальцовского ремесленного училища во Владимире на Клязьме. Впоследствии обучал студентов МВТУ слесарному делу в механических мастерских училища. С. - один из создателей школы русских техников. В 50-х гг. предложил наглядную систему обучения "механическим искусствам", сочетавшую педагогические и технологические требования. Под различными названиями ("русская", "система МТУ" и др.) она получила известность во мн. странах.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СОВЕТКИН Дмитрий Константинович
17(29).4.1838, Москва, - 21.11(4.12).1912, Владимир], деятель проф. образования, изобретатель. Рос полусиротой. Нач. образование получил в Моск. воспитат. доме; учился в реальных классах 3-й Моск. гимназии, где был замечен А. С. Ершовым и по его настоянию направлен в Моск. ремесл. уч. заведение (МРУЗ). По окончании его (1859). преподавал там же (с 1860 Моск. техн. уч-ще, МТУ): для С. была введена должность чертежного мастера и предоставлены условия для творческой работы. В 1863 получил звание ученого-мастера. После преобразования (1868). МТУ в вуз (МВТУ, ныне Моск. техн. ун-т). совет уч-ща присвоил С. звание инженера-механика (1869). После выхода в отставку (1885). стал директором (до 1890). гор. ремесл. уч-ща им. И. С. Мальцева во Владимире, преподавал в нем; под руководством С. это уч. заведение построено и оборудовано.
С. - один из создателей школы рус. техников. В 50-х гг. на основе анализа уч. труда предложил наглядную систему обучения «механическим иск-вам», сочетавшую пед. и технол. требования. В основе системы - упражнение под контролем мастера. В дальнейшем при участии автора и профессоров МВТУ она была усовершенствована, осн. единицей в ней стала технол. операция, осваивавшаяся с учетом индивидуальных возможностей ученика. В уч. процессе МВТУ система направлялась на практич. изучение усложняющихся производств.-техн. стадий (от чертежей и изготовления моделей до пром. изделия). и обеспечивала будущим техникам и инженерам конкретное и детальное знание осн. элементов проф. деятельности. Под разл. названиями («русская», «система МТУ» и др.). она получила известность во мн. странах. С. был удостоен дипломов неск. между-нар. выставок, ряда заруб. вузов и АН.
Лит.: Делла-Вос В. К., Отчет.н. речь, произнесенные в торжеств, собрании Имп. Моск. техн. уч-ща 6 окт. 1870 г., М., 1870; Владимирский С. А., О способах преподавания слесарного ремесла в наших техн. школах, М., 1887; Веселов А. Н., Проф.-техн. образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего проф.-тех. образования, М., 1961; Розенберг С., Науч. подвиг Советкина, ПТО, 1974, № 6; P a n k l e I. D., The rassion sistem of shop-work instraction for engineers and machinists, Boston, 1876.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

СОВЕТКИН Дмитрий Константинович
(17[29] апреля 1838 г. – 21 ноября [4 декабря] 1912 г.) – деятель профессионального образования России. Родился в семье крепостного, в 1853 г. выкуплен и отдан учиться в Московское ремесленное учебное заведение Воспитательного дома (РУЗ). С 1859 г. – преподаватель черчения, ученый мастер, с 1868 г. – заведующий мастерскими Московского технического училища (МТУ, бывший РУЗ), инженер-механик. Вел значительную конструкторскую и методическую работу, считается основоположником школы русских техников МТУ. Получал поддержку директора МТУ Дел-ла-Воса. С 1881 г. во Владимире, инспектор учебных мастерских МТУ, подготовил проект земского ремесленного училища им. Мальцова, в 1885–1900 гг. – его директор, затем почетный член Совета.
Советкин Д.К. – основоположник отечественной теории и методики производственного обучения, оказавшей воздействие на развитие профессиональной дидактики Западной Европы и Америки. С группой сотрудников учебных мастерских МТУ (А.П. Платонов, А.М. Михайлов, Г.И. Гослау, А.М. Марков) разработал «систематический метод преподавания механических искусств», основанной на педагогическом анализе учебно-трудового процесса, который сочетал технологические и дидактические требования. Учебной единице была определена «операция», а сама система обучения строилась на последовательном усвоении усложняющихся трудовых операций. Предложенная Советкиным Д.К. технология производственного обучения составляла целостное единство задач обучения, содержания (программы, учебные коллекции – макеты, модели, чертежи), принципов обучения (постепенности, последовательности, наглядности, сознательности, системности), системы упражнений и средств обучения. Как «система МТУ», «система Делла-Воса», «русская система», она начала триумфальное шествие по многим странам мира, по России, наградами отмечена на Всероссийских и Всемирных выставках (Москва, 1870 г., 1872 г., Петербург, 1870 г., Вена, 1873 г., Филадельфия, 1876 г., Париж, 1878 г., Лондон и др.). Ее анализу посвящены труды того времени (Ч. Беннет, Д. Ранкл, В. Мофер). Она использовалась в технических школах многих стран. В России ее высоко оценили Вышнеградский, Н.Е. Жуковский, Кропоткин и др. Наряду с этим операционная система обучения подверглась критическому анализу со стороны учеников и последователей (С. Владимирский, С.Ю. Гессе и др.), отмечавших известную отвлеченность и изолированность упражнений, гипертрофию учебно-тренировочного подхода. Это обнаружил и сам Советкин Д.К., введя, наряду с операциями, изготовление целостных предметов, самостоятельную работу на станках, групповое изготовление паровых котлов. Это придало операционно-предметную направленность системе. Старшие учащиеся выполняли роль подмастерьев для обучения младших.
Благодаря Советкину Д.К. Владимирское земское ремесленное училище стало одним из лучших в России. Деятельность Советкина Д.К. положила начало педагогическому анализу индустриального труда и профессионального обучения в России и за рубежом. Вместе с тем имя создателя системы было несправедливо забыто и восстановлено в 50-е гг. ХХ в. (А.Н. Веселов, С.М. Шабалов). Советкин Д.К. был участником съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, членом научных обществ России, почетным членом Парижской АН, Бостонского технологического института и др.Соч.: Описание учебных коллекций, назначенных для изучения механических искусств в мастерских Имп. Моск. тех. уч-ща. С предисл. В.К. Делла-Воса. – М., 1873; Владимирское земс. ремесл. уч-ще д. с. с. И.С. Мальцова. 1) Исторические данные. 2) Краткие сведения за первые 4 года существования. 3) Отчет за 1889/1890 г. – Владимир на Клязьме, 1890.
Лит.: Делла-Вос В.К. Отчет и речь, произнесенные в торжеств. собрании Имп. Моск. тех. уч-ща 6 окт. 1870 г. – М., 1870; Владимирский С.А. О способах преподавания слесарного ремесла в наших тех. школах. – М., 1887; Веселов А.Н. Приоритет рус. науки в разработке вопросов произв. обучения. // ПТО. 1952. № 9. Шабалов С.М. К вопросу об истории рус. системы произв. обучения и ее влиянии за рубежом // Советская педагогика. 1950. № 10. Розенберг С. Научный подвиг Советкина // ПТО. 1974. № 6.
Е.Г. Осовский, С.П. Комолов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.