СОВЕТ ШКОЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОВЕТ ШКОЛЫ
выборный орган, представляющий общественные интересы во внутришкольном управлении (см.Управление школой): одна из форм самоуправления в образовательном учреждении. С.ш. создаются по Закону РФ об образовании (1992) и на основании типового положения об образовательном учреждении. В большинстве школ С. ш. действуют как совещательные органы при директоре школы. Состав С.ш., порядок его избрания, организационная структура, регламент работы и принятия решений определяются в уставе образовательного учреждения. На основе устава происходит разграничение полномочий между С.ш. и директором школы. Типовой устав общеобразовательного учреждения (1995) предусматривает избрание С.ш. на определенный срок общим собранием (конференцией) трудового коллектива школы. С.ш. может заслушивать отчеты и сообщения директора и других работников школы, представителей общественных организаций. См. также Управление школой

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СОВЕТ ШКОЛЫ
выборный орган, представляющий обществ, интересы во внутришкольном управлении; одна из форм самоуправления в образовательном учреждении. Создаются по Закону РФ об образовании (1992; новая ред. 1996). и на основании типового положения об образовательном учреждении.
Состав С. ш., порядок его избрания, организационная структура, регламент работы и принятия решений определяются в уставе школы. На основе устава происходит разграничение полномочий между С. ш. и директором школы.
Типовой устав общеобразоват. учреждения (1995). предусматривает избрание С. ш. на определенный срок общим собранием (конференцией). трудового коллектива школы.
Деятельность С. ш. строится на принципах демокр. участия членов совета в управлении школой, плюрализма и свободы выражения мнений, учета мнения большинства, уважения к мнению каждого участника обсуждения; гласности и открытости деятельности совета; полноты представительства в составе совета; эффективности использования полномочий.
Функции совета по общему руководству школой конкретизируются в культивировании демокр. традиций школы; подготовке и проведении общих конференций, организации выполнения их решений; разработке условий и проведении конкурсов на замещение вакантных лед. должностей в школе; выявлении и учете обществ, мнения о деятельности школы и ее должностных лиц; участии в разработке и обсуждении концепций и программ развития школы; повышении уровня самостоятельности школы в решении вопросов организации уч.-вос-питат. процесса, финанс.-хоз. деятельности; взаимодействии с администрацией и обществ, организациями в представительстве и отстаивании интересов школы; выборе языков обучения; участии в организации внеклассной и внешк. работы с учащимися.
С. ш. может заслушивать отчеты и сообщения директора и др. работников школы, представителей обществ, орг-ций. К компетенции С. ш. относится определение продолжительности уч. недели, времени каникул, распорядка труда и отдыха в течение дня. Решения С. ш., принятые в пределах его полномочий, обязательны для администрации и членов трудового коллектива школы, Советы нек-рых школ обладают правом вето относительно решений администрации. Директор школы, в свою очередь, имеет право на отлагательное вето в отношении решений С. ш., прежде всего тех, к-рые противоречат законо-дат. и нормативным актам. В большинстве школ С. ш. действуют как совещат. органы при директоре школы.
Руководитель школы может не избираться в С. ш., но для успешного управления ему необходим определенный вотум доверия С. ш., поскольку совет отражает мнение педагогов, учащихся, родителей, внешк. общественности.
В крупных школах структуру С. ш. составляют пленум (общее собрание членов), бюро, постоянные или временные комиссии. Заседания комиссий проходят по мере необходимости. Шк. советы - составная часть разл. моделей управления образованием в демокр. странах со 2-й пол. 19 в. Как органы гос.-обществ, управления С. ш. действовали в школах СССР. до сер. 30-х гг. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. началось возрождение практики создания С. ш. Соответствующими документами Гособразования СССР. предполагалось широкое представительство в совете родителей, учащихся (начиная со ст. подросткового возраста), групп общественности, заинтересованных в эффективной работе школы.
Лит.: Лоренсов A. B., Организация и деятельность Совета общеобразоват. школы, в сб.: Социально-пед. основы демократизации управления общеобразоват. школами, М., 1990; Полубояров Б. В., На пути к демокр. школе, М., 1991; Портнов М. Л., Азбука шк. управления, М., 1991. А. В. Лоренсов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.96 мб

О реформе советской школы 1984 года

Овчинников Анатолий Владимирович
Статья посвящена реформе средней общеобразовательной школы, разработанной в 1984 г., накануне крупных социально-политических преобразований в СССР.
Читать PDF
125.87 кб

Метод проектов в истории советской школы

Свечников К. Л.
In our time in Russian theory and practice of pedagogical science we have an interest to project method as a technology which can decide general educational strategies.
Читать PDF
165.76 кб

Пролетаризация советской высшей школы: 1921-1925 годы

Андреев Д. А.
Статья посвящена изучению политики пролетаризации советской высшей школы в 1921-1925 гг. Автор отмечает существенные изменения в принципе комплектации вузов, произошедшие в эти годы.
Читать PDF
430.32 кб

Студенчество советской университетской химической школы

Осколок Кирилл Владимирович
Исследован процесс формирования советского студенчества и его составной части студентов-химиков в 1920-е -1980-е гг. Рассмотрена политика государства по комплектованию студенчества университетов.
Читать PDF
794.21 кб

Концептуальная модель становления советской школы (1920-е гг. )

Сеник Наталья Ивановна
В статье рассматривается процесс становления модели школьного образования в 1920 гг. Автор описывает новаторский подход того времени в организации школьного дела, через создание школьной системы-сети и подготовку учительства.
Читать PDF
349.39 кб

Плавание в программных документах советской общеобразовательной школы

Савельева Ольга Юрьевна, Карпов Владимир Юрьевич, Лапина Наталья Михайловна, Парамонова Оксана Борисовна
В статье приведены основные изменения школьного программного материала по плаванию в период с 1927 по1987 гг.
Читать PDF
446.26 кб

Проблемы и стратегии взаимодействия советской школы с семьями учащихся

Савченко Татьяна Александровна
В статье осуществлен ретроспективный анализ социальных функций советской школы в воспитании подрастающего поколения.
Читать PDF
607.13 кб

Модернизация высшей школы в советский период в российской историографии

Писанова А.К.
Представлены результаты историографического анализа отечественной литературы, вышедшей в 1918–2010 годах и посвященной попыткам модернизации высшей школы СССР в период с 1917 по 1991 год.
Читать PDF
283.37 кб

«Школьный вальс»: повседневная жизнь советской школы в послесталинское время

Катриона Келли
Читать PDF
140.45 кб

Учитель железнодорожной школы (к типологии советских педагогических сообществ)

Маслинский Кирилл Александрович
В данной статье рассматривается один из частных случаев профессиональной идентичности советских учителей на материале интервью с бывшими учителями железнодорожных школ Оренбургской области.
Читать PDF
226.03 кб

Рабочие факультеты в практике развития советской высшей школы в 1920-1930-е годы

Волкова Тамара Анатольевна
Дана общая характеристика процесса возникновения и становления рабочих факультетов, определены условия и цели этого процесса, приведены количественные показатели форсированных темпов организации рабочих факультетов, на основе архи
Читать PDF
13.59 мб

Деятельность уфимской фельдшерско-акушерской школы в первые годы советской власти

Ерёмина Анастасия Игоревна
На основе архивных материалов в статье раскрывается деятельность Уфимской фельдшерско-акушерской школы с 1917 по 1923 гг. Освещается ее богатый позитивный опыт в подготовке будущих специалистов.
Читать PDF
94.59 кб

Формирование новой еврейской национальной школы в советской России (1920-1923 гг. )

Чистяков Сергей Сергеевич
В статье рассматривается история борьбы еврейских коммунистических секций с попытками организации образовательной деятельности на иврите в 1920-1923 гг. в Советской России.
Читать PDF
407.66 кб

Опыт истории советской школы в свете необходимости создания национальной Российской школы

Тамбовский О.М.
В статье анализируется противоречивый путь развития советской школы: от радужных надежд и утопических мечтаний первых послереволюционных дней через экспериментаторство 20-х годов к осознанию и восстановлению академических начал в
Читать PDF
603.64 кб

Атеизм в теории и практике советской школы 1950–1960-х гг. (на примере Горьковской области)

Сажин Дмитрий Павлович
Предложенная к публикации статья раскрывает одну из важнейших тем в истории советской школы — атеизм в теории и практике общего образования.