СОЙМОНОВ Михаил Федорович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОЙМОНОВ Михаил Федорович (1730-1804)
государственный деятель, один из организаторов технического образования в России. Обер-прокурор Сената (1764), командир Берг-коллегии (1771-81 и 1796-1801). Создатель и руководитель (1773-76 и 1776-1801) Горного училища для подготовки горных офицеров - первого высшего технического учебного заведения в России (ныне С.-Петербургский горный институт). Составил проект и Устав училища. Видел в нем научно-учебный и информационный центр горно-заводской отрасли.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СОЙМОНОВ Михаил Федорович
(15[26] мая 1730 г. – 17[29] октября 1804 г.) – ученый, организатор горного дела и образования в России. Вместе с отцом адмиралом Ф.И. Соймоновым (1692–1780) основал в 1754 г. Навигацкую школу в Нерчинске и в 1758 г. – Геодезическую в Тобольске. Организатор и первый директор Высшего горного училища в Петербурге (1773) (ныне – горная академия). В 1771–1781 гг. и 1796–1801 гг. возглавлял Берг-коллегию, способствовал развитию русской горной промышленности.
Разработал основы горнотехнического образования, предложил систему теоретической и практической подготовки горных техников и воспитания будущих горных инженеров.
Лит.: Гольденберг Л.А. М.Ф. Соймонов (1730–1804). – М., 1973.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

СОЙМОНОВ Михаил Федорович
15(26).5.1730, Москва, - 17(29). 10.1804, Серпухов], гос. деятель, один из организаторов техн. образования в России. Учился в академич. гимназии и Моск. артиллерийской школе (1738—49). Служил унтер-офицером, участвовал в проведении гидрографич., геодезич. и карто-графич. работ в Сибири. Обер-прокурор Сената (1764). Командир Берг-коллегии (1771—81 и 1796—1801); создатель и руководитель (1773—76 и 1796—1801). Горного уч-ща для подготовки горных офицеров - первого высш. техн. уч. заведения в России (ныне С.-Петерб. горный ин-т).
Составил проект.н. Устав уч-ща, в основе к-рых лежала идея широкой спец. и общеобразоват. подготовки воспитанников, приобщения их к науч. деятельности, практич. ознакомления с основами горных и горнозаводских знаний. По плану С., в уч-ще должны были приниматься студенты в возрасте не старше 16 лет, получившие предварит, подготовку в Моск. ун-те по франц., нем., лат. языкам (или двум из них), арифметике, геометрии, основам химии (с 1776 были созданы особые классы для преподавания предметов гимназич. профиля). Стремился использовать в уч. процессе «горные модели», инструменты, материалы. По инициативе С. был построен уникальный уч. горный рудник - «натуральная гора», на модели к-рого изучались условия залегания горных пород, добывались образцы, производились химические анализы.
С. видел в уч-ще науч.-уч и информац. центр горнозаводской отрасли: преподаватели и студенты переводили работы иностр. специалистов, издавали их для продажи казенным и частным заводам, горным офицерам; поддерживались связи с АН, исследоват. и уч. заведениями, российскими и зарубежными. Для изучения заруб. опыта организовал заграничные командировки первых выпускников уч-ща. Были созданы горный музей, науч. библиотека, велась большая коллекционная работа. С. привлек к преподаванию выдающихся ученых и горных деятелей, членов АН: И. М. Ренованца, А. М. Карамышева, А. М. Вильбрехта, И. Ф. Германа, В. М. Север-гина, Ф. П. Моисеенкова, для обучения иностр. языкам - И. И. Хемницера. Опыт Горного уч-ща был использован др. отеч. вузами.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия