СОЕДИНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ С ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМ ТРУДОМ

Найдено 1 определение
СОЕДИНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ С ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМ ТРУДОМ
как идея о всестороннем развитии личности возникла на рубеже, отделяющем период феодализма от капитализма. Она получила распространение и поддержку в рабочем социалистическом движении.
Т. Мор и Т. Кампанелла подчеркивали необходимость и обязательность участия детей в труде наряду с учебой. Промышленный переворот в Англии (XVI в.) требовал подготовки грамотных молодых людей, которые получали бы в школах не религиозно-схоластические знания, а практические знания и умения.Большая заслуга в пропаганде и развитии идеи С.о. с п.т. принадлежит великим социалистам-утопистам Шарлю Фурье, А. Сен-Симону, Роберту Оуэну. Они ставили своей целью из каждого молодого человека воспитать труженика, способного к активному производительному труду. Для этого необходимо каждому дать нужные теоретические знания и практические умения, чтобы в конечном счете он смог овладеть несколькими профессиями, в зависимости от задач, стоящих перед обществом. По их мнению, только участие в труде разовьет физическую, эстетическую и социальную культуру человека. Эти идеи Р. Оуэн воплотил в колонии «Новая Германия» при обучении детей в индустриальной сельскохозяйственной школе. В ней естественнонаучное образование сочеталось с трудом в поле и на промышленных предприятиях.
Участие детей в производительном труде утописты рассматривали в первую очередь как педагогическую проблему. И это одна из сильных сторон их теории и практики.
Гениальные мыслители и вожди пролетариата К. Маркс и Ф. Энгельс связали идею соединения обучения с трудом, с борьбой за социализм и научно обосновали, что только на основе С.о. с п.т. можно подготовить всесторонне развитых членов общества.
Критикуя Дюринга, Энгельс писал, что на основе соединения труда и воспитания подрастающим поколениям будет обеспечено как разностороннее техническое образование, так и практический фундамент научного воспитания. Требование о соединении производительного труда детей и подростков с обучением и гимнастикой было принято Женевским конгрессом I Интернационала.
Позднее В.И. Ленин расширил это положение, подчеркнув прежде всего С.о. с п.т. Он писал: «Нельзя себе представить идеала будущего общества без С.о. с п.т. молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 485). Принцип С.о. с п.т. явился основополагающим в создании советской трудовой школы.
С.о. с п.т. сложный и многосторонний процесс. Он включает не только связь изучения основ наук с трудом, но и связь политехнического и технологического образования, профессиональной подготовки, физического, нравственного, экологического и экономического воспитания с производительным трудом.
С.о. с п.т. не требует полной и безусловной синхронности учебного процесс и труда. Нельзя, например, построить все преподавание биологии в синхронной связи с сельскохозяйственным трудом или все преподавание физики – с трудом на промышленном производстве, без нарушения логики того или другого процесса.
Во время всего обучения производительный труд должен быть поставлен таким образом, чтобы он являлся не только средством создания материальных и духовных ценностей, но и средством образования и воспитания учащихся, чтобы в процессе труда они закрепляли, углубляли и расширяли свои теоретические знания, учились применять их для решения практических производственных задач.
С.о. с п.т. учащихся служит важным средством формирования их научного мировоззрения. Тесная связь обучения с трудом убеждает учащихся в общественном характере развития природы и общества, познаваемости материального мира.
С.о. с п.т. содействует выработке личностных отношений учащихся к изучаемым фактам, понятиям, законам, а на их основе становлению мировоззренческих убеждений. В производительном труде учащиеся приобретают социально значимый опыт действий и поведения, служащий основой для формирования их действенного мировоззрения.
При С.о. с п.т., последний не должен быть самоцелью, процессом, идущим вне общей сферы педагогического воздействия; подчинение его учебно-воспитательным задачам школы не должно привести к утрате специфики труда как целенаправленной деятельности. Процесс производительного труда учащихся включает в себя цели трудового, нравственного, экологического и экономического воспитания. Содержаниетруда учащихся должно соответствовать их нравственным и физическим возможностям на оптимальном уровне напряжения, определяемом психологическими особенностями и уровнем образования.
Непосредственное участие в труде способствует уяснению учащимися общих научных основ и единых организационно-экономических принципов современного производства и овладению научными основами трудовой деятельности в его сфере.
Таким образом, принцип С.о. с п.т. не только преследует ближайшие цели развития трудовых навыков и умений, расширения научного, политехнического, технологического и профессионального кругозора, но и является важным фактором всестороннего развития личности и становления ее научного мировоззрения.
Лит.: Соединение обучения с производительным трудом – основа реформы общеобразовательной и профессиональной школы. – М., 1987; Всестороннее развитие личности учащихся в процессе соединения обучения с производительным трудом: Материалы международного семинара по политическому образованию соцстран. – М., 1989; Соединение обучения с производительным трудом учащихся в условиях нового механизма хозйствования. – М., 1990.
П.Р. Атутов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.