Содержание воспитания
Содержание воспитания
система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Содержание воспитания
(1) – совокупность качеств личности, формируемых в процессе воспитательной деятельности; (2) – целенаправленное, организованное взаимодействие школьника с миром во всем его многообразии.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Содержание воспитания
это те конкретные социально значимые знания, отношения, опыт действия, которыми могут овладеть дети в процессе взаимодействия со взрослыми, в рамках тех или иных организуемых ими форм воспитания. См. также:
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.
Степанов П.В., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе. – М.: Просвещение, 2014.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.
Степанов П.В., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе. – М.: Просвещение, 2014.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
соответствующая поставленным целям и задачам воспитания система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой способствует развитию личности. Главным фактором, действующим при определении С. в., являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед воспитанием. С. в. реализуется через целенаправленный отбор, систематизацию и интеграцию воспитательно значимых единиц. С. в. в системе образования обеспечивает участие в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, ее отношение к миру и определение своего места в нем. Направленность на целостное развитие человека как единства его духовно-физических, интеллектуальноэмоционально-волевых качеств и личностно позитивных черт является доминантой по отношению к воспитанию по направлениям (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – С. 266; Подласый И. П. Педагогика: учеб. для студентов пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2. – С. 27). Т. В. Зверко
Источник: Глоссарий современного образования.
Содержание воспитания
социокультурный опыт, усвоение (освоение) которого создает предпосылки для становления самореализации и духовно-нравственного саморазвития личности в контексте культуры. Личностно-ориентированное содержание воспитания направлено на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека - в ценностях и смыслах жизни, познании и преобразовании себя и окружающего мира, в деятельности, творчестве, самосовершенствовании, овладении способ; ми решения своих жизненных проблем, адаптации и саморегуляции. Соответственно этому содержание личностно-ориентированного воспитания включает следующие базовые компоненты:
• ценностно-смысловой (мировоззренческий), обеспечивающий усвоение детьми универсальных общечеловеческих ценностей и обретение личностных смыслов: целей, мотивов, культурных потребностей, жизненный позиций, идеалов;
• культурологический, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческой, национальной и региональной культуре, освоение ее материальных и духовных ценностей путем ознакомления, участия в их охране, возрождении, воспроизводстве в творческих видах деятельности;
• деятельностно-творческий, обеспечивающий овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека: забота о здоровье и жилье, охрана природы и среды обитания, общение с родителями и друзьями, экскурсии и путешествия, художественное и техническое творчество и др.;
• поведенческий, обеспечивающий овладение способами поведения, не противоречащими общественной морали, формирование опыта гражданского и «понимающего» гуманного поведения, накопление опыта решения жизненных проблем, преодоления конфликтных ситуаций с учетом интересов других людей, развитие коммуникативных умений;
• личностно-регулятивный, обеспечивающий развитие способностей к рефлексии, самооценке, психокоррекции, самосовершенствованию, свободному нравственно оправданномувыбору линии поведения, поступков и принятию ответственности за свой выбор.
Содержание воспитания - это совокупность взаимосвязанных компонентов, открытая культуре, а потому неисчерпаемая. Сколько ценностей культуры, столько и компонентов содержания, каждый из которых имеет ценностно-смысловой, культурологический, деятельностно-творческий, поведенческий и личностно-регулятивный аспекты. Конструируя содержание, воспитатель предлагает детям материал для развития, а каждый ребенок выбирает из него то, что ему необходимо для саморазвития.
• ценностно-смысловой (мировоззренческий), обеспечивающий усвоение детьми универсальных общечеловеческих ценностей и обретение личностных смыслов: целей, мотивов, культурных потребностей, жизненный позиций, идеалов;
• культурологический, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческой, национальной и региональной культуре, освоение ее материальных и духовных ценностей путем ознакомления, участия в их охране, возрождении, воспроизводстве в творческих видах деятельности;
• деятельностно-творческий, обеспечивающий овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека: забота о здоровье и жилье, охрана природы и среды обитания, общение с родителями и друзьями, экскурсии и путешествия, художественное и техническое творчество и др.;
• поведенческий, обеспечивающий овладение способами поведения, не противоречащими общественной морали, формирование опыта гражданского и «понимающего» гуманного поведения, накопление опыта решения жизненных проблем, преодоления конфликтных ситуаций с учетом интересов других людей, развитие коммуникативных умений;
• личностно-регулятивный, обеспечивающий развитие способностей к рефлексии, самооценке, психокоррекции, самосовершенствованию, свободному нравственно оправданномувыбору линии поведения, поступков и принятию ответственности за свой выбор.
Содержание воспитания - это совокупность взаимосвязанных компонентов, открытая культуре, а потому неисчерпаемая. Сколько ценностей культуры, столько и компонентов содержания, каждый из которых имеет ценностно-смысловой, культурологический, деятельностно-творческий, поведенческий и личностно-регулятивный аспекты. Конструируя содержание, воспитатель предлагает детям материал для развития, а каждый ребенок выбирает из него то, что ему необходимо для саморазвития.
Источник: Глоссарий по педагогике.