Содержание образования
цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для самореализации человека в жизни и труде.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
система элементов объективного социального опыта, отобранная для определенного уровня образования и его направленности.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Содержание образования
система научных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
ОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ
социально значимая и научно обоснованная система знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностных отношений к миру, опыта творческой деятельности [60; 93].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
педагогическая адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Содержание образования
категория, обозначающая требования к конечному результату, формируемому на момент завершения обучения, и выраженная в системе требований к компетенциям, знаниям, умениям, навыкам выпускников.
Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке
Содержание образования
(1) – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
педагогически адаптированный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. Содержание образования – образовательная среда, способная вызвать личностное образовательное движение ученика и его внутренне приращение.
Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»
Содержание образования
социально ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, опыта осуществления деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений, обеспечивающая человеку возможность воспроизводства и развитие социальной культуры.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
специально отобранная система элементов человеческой культуры, которой должны овладеть выпускники при подготовке в учебном заведении и усвоение которой необходимо для успешной жизни и деятельности человека, включая деятельность в избранной им сфере общественнополезной практики. Литература: [70].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
обусловленная целями и потребностями личности, общества, государства система знаний, навыков и компетенций, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, которая должна быть сформирована в процессе образования с учетом самоопределения личности, создания условий для её самосовершенствования, перспектив развития общества.
Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015
Содержание образования
определяющая сторона образования, представляет единство и целостность всех его составляющих частей, свойств, внутренних процессов, связей, тенденций и противоречий. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными; программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (Статья 14).
Источник: Словарь-справочник работника системы дополнительного образования детей
Содержание образования
Content of Education) — совокупность знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих современному состоянию науки, педагогически переработанная в общие основы наук таким образом, чтобы стать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс. В РФ содержание образования зафиксировано в документах — государственных образовательных стандартах, учебных планах, учебных программах дисциплин и др.
Источник: Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования
Содержание образования
педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества; система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
Содержание образования
педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем. Лернер И.Я. Содержание образования // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 349
Источник: Педагогический глоссарий
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
совокупность знаний, умений, навыков, соответствующих современному состоянию науки, педагогически переработанная в общие основы наук таким образом, чтобы стать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс. В условиях перемен в нашем обществе педагогика формирует такое содержание образования, которое одновременно отвечает интересам всего общества и вместе с тем направлено на интенсивное развитие способностей и дарований каждой отдельной личности. Содержание образования зафиксировано в документах — государственном стандарте, учебной программе соответствующего предмета и др. В конкретном образовательном учреждении содержание образования определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой данным образовательным учреждением самостоятельно.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
педагогически интерпретированный и научно обоснованный опыт передачи от одного поколения другому специально отобранных знаний, способов деятельности, воплощающихся в результате их усвоения в умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценности и отношения, в совокупности обеспечивающие разносторонние качества личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. Ведущий компонент образовательного процесса, на основе которого достигаются его социально-значимые цели. Объем и характер содержания определяется целями и задачами, отвечающими потребностям общества, типом и уровнем образовательного учреждения, содержанием учебных предметов, а также возрастными и познавательными возможностями обучающихся. Выделяются различные уровни формирования содержания: теоретический в виде системного обобщенного представления; на уровне учебного предмета; на уровне учебного материала, фиксированного в учебниках и пособиях.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
основной элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются его социальные цели. В общем виде термин обозначает совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, которые необходимо сделать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс. Характер и объем подлежащего освоению социально-культурного опыта зависят от конкретных обстоятельств места и времени, в частности, от типа образовательного учреждения и его уровня. Названная совокупность определяет предметное содержание различных направлений образовательной деятельности, подразделенных в соответствии со структурой социального опыта. К числу его основных составляющих относятся: а) опыт эффективной практической деятельности, т.е. успешного выполнения задач в трудовой, экономической, политической, социальной и иных областях; б) познавательный опыт – методы и результаты постижения закономерностей развития окружающей действительности; в) опыт социального взаимодействия в процессе достижений общих целей; г) нравственно-этический опыт, отраженный в морали, праве, иных нормах человеческого общежития; д) духовно-культурный опыт – образно- эмоциональное восприятие жизни, эстетическое отношение к ее проявлениям.
В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Содержание образования
специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере общественнополезной практики. Содержание образования задается учебным планом и соответствующими ему программами учебных дисциплин, оно отражается в учебниках, учебных пособиях и в других используемых средствах обучения. Исходя из положений и требований Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовнонравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
Содержание образования
педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и определение своего места в нём. Источник содержания образования – социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества. С выделением школы как самостоятельного общественного института содержание образования рассматривается с точки зрения учебных предметов. В 17–18 вв. содержание образования включало элементы, общие для всех отраслей деятельности. Сформировались теории материального и формального образования. К 19 веку обозначились цели обучения, выходящие за рамки знаний, умений и навыков: развитие ума, самостоятельности, творческих способностей, которые, однако, не воплотились в новое понимание содержания образования. В современной дидактике выделяются несколько уровней рассмотрения и формирования содержания образования. На теоретическом уровне фиксируется в виде обобщённого системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации. На уровне учебного предмета представлены определённые части содержания образования, несущие специфические функции в общем образовании. На уровне учебного материала даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксированные в учебниках и учебных пособиях элементы содержания образования, входящие в курс обучения. Таким образом, содержание образования раскрывается в образовательных программах, учебных планах и учебниках. Главным фактором, действующим при конструировании содержания образования, являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед обучением. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, ее отношение к миру и определение своего места в нем. Источник С.о. - социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества. С выделением школы как самостоятельного общественного института С.о. рассматривается с точки зрения учебных предметов. В 17-18 вв. С.о. включало элементы, общие для всех отраслей деятельности. Сформировались теории материального и формального образования. К 19 в. обозначились цели обучения, выходящие за рамки знаний, умений и навыков: развитие ума, самостоятельности, творческих способностей, которые, однако, не воплотились в новое понимание С.о. В современной дидактике выделяется несколько уровней рассмотрения и формирования С.о. На теоретическом уровне С.о. фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации. На уровне учебного предмета представлены определенные части С.о., несущие специфические функции в общем образовании. На уровне учебного материала даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксированные в учебниках и учебных пособиях элементы С.о., входящие в курс обучения. Т.о. С.о. раскрывается в образовательных программах, учебных планах и учебниках. Гл. фактором, действующим при конструировании С.о., являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед обучением. С.о. является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. С.о. должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формировать адекватную современному уровню знаний картину мира, интегрировать личность в национальную и мировую культуру, нацеленную на совершенствование и на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Научное образование необходимо, но недостаточно. Более того, художественное образование обязано опережать научное и сопровождать его. Наука нравственно нейтральна. Она бессильна, как свидетельствует опыт, удовлетворить потребность человека в высшей этической правде. Покоряя человеку материальный мир, в одиночку она не в состоянии покорить человека законам морального мира. Наоборот, ее применение во благо или зло целиком зависит от нравственности людей. Наука сама по себе не может дать человеку победы над страхом смерти и часто несет ему гибель. Внутренний душевный мир как абсолютный императив социального мира приобретается человеком до науки, вне ее и иногда вопреки ей. Сказанное не означает, что людям нового тысячелетия не понадобятся колоссальные достижения человечества в области обучения наукам. Однако изучения только ныне существующих наук недостаточно: не сформировалась наука о жизни, нет науки о человеке. При прочих равных условиях скорость и продуктивность человеческого ума зависят от состояния здоровья, настроения и самочувствия данной личности. Существенные проблемы теории С.о. связаны с выявлением базового С.о., разработкой его стандарта (см.Стандарты образовательные), его гуманизацией и гуманитаризацией. — педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Стандарты образовательные, Школа
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение к-рой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем. Функции общего образования возлагаются преим. на ср. уч. заведения, в вузах его элементы включаются в гуманитарные дисциплины и предметы (курсы), расширяющие кругозор учащихся, связанный с профессией (математика для техников, общая биология для медиков и т. д.).
Источник С. о. - социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества. С выделением школы как самостоят. обществ, института С. о. рассматривалось с точки зрения уч. предметов, т.е. отд. областей деятельности, связанных с функциями определенных социальных групп общества в целом. Вместе с нарастанием разделения труда и социальных функций увеличивалось число конкретных отраслей деятельности, воплощенных в уч. предметах (счет, письмо, чтение, затем семь свободных искусств и т. д.). В 17—18 вв. С. о. включало элементы, общие для всех отраслей деятельности, и стало определяться как система знаний, умений и навыков. Сформировались теории материального и формального образования. В педагогике 19 в. (у Ф. А. Дистервега за рубежом и К. Д. Ушинского в России). обозначились цели обучения, выходящие за рамки знаний, умений и навыков: развитие ума, самостоятельности, творческих способностей. Однако они не воплотились в новое понимание С. о.
В наст, время выделяется неск. уровней рассмотрения и формирования С. о. На теоретич. уровне С. о. фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре и обществ, функциях передаваемого подрастающим поколениям социального опыта в его пед. интерпретации. На уровне учебного предмета представлены определенные части С. о., несущие специфич. функции в общем образовании. Совокупность уч., предметов с отведенным на них уч. временем составляет учебный план, а в состав каждого уч. предмета или курса входят знания, алгоритмизированная деятельность по усвоению умений, задания равного типа на творческое применение знаний и умений, эмоциональная деятельность, формирующая ценностные отношения к объектам усвоения. Весь этот состав реализуется на уровне учебного материала, в к-ром даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксированные в учебниках, уч. пособиях элементы С. о., входящие в курс обучения. Т. о. С. о. раскрывается в учебных программах, учебных планах и учебниках. Гл. фактором, действующим при конструировании С. о., являются потребности общества и цели, к-рые оно ставит перед воспитывающим обучением.
С. о. отражает мировоззрение общества, направлено на формирование у обучаемых не только общей картины мира, но и отношения к миру (интеллектуального и эмоционально-ценностного). Для определения С. о. важно раскрыть роль обобщенных знаний как принципов познания (физика, химия, биология, обществоведение и т. д.), реализации отношений (лит-ра, история, музыка, живопись), социальной деятельности (история, обществоведение, экон. география, внеклассная работа). На разных уровнях формирования С. о. мировоззрение отражается по-разному: на теоре-тич. уровне - как обоснование подхода к составу С. о.; на уровне уч. предмета - как свод идей, подлежащих усвоению; на уровне уч. материала - как отбор видов знаний.
Деятельность людей разнообразна, специфична для разных профессий и специальностей, поэтому для конструирования С. о. необходимо найти их общие компоненты, подлежащие.усвоению независимо от характера будущей деятельности. Социальный опыт включает 4 элемента, каждый из к-рых отличается своим содержанием и функциями в сохранении и развитии культуры, в формировании личности. Первый элемент - знания. Совокупность их видов способствует построению у индивида общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т. д. Второй элемент - опыт осуществления способов деятельности. В ходе его усвоения формируются умения и навыки, функции к-рых состоят в воспроизведении и сохранении накопленной культуры, благодаря чему обеспечивается репродуктивная деятельность общества. Третий - опыт творческой деятельности. Его функция - дальнейшее развитие культуры. Содержание творчества характеризуется неалгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами деятельности и состоит в самостоят. переносе ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомых условиях и среде, неожиданных функций знакомых объектов, структуры объектов и пр. Четвертый элемент - опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе, т.е. нормы и система ценностных отношений данного общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям). К содержанию объектов ценностного отношения относятся равные группы: инвариантно необходимые для личности и спонтанно складывающиеся у нее в процессе жизнедеятельности (практич. удовлетворение ее потребностей и успешная реализация ее планов, признание и защищенность ближайшей средой, терпимое и справедливое отношение к ней людей, познание окружающей действительности, самопроявление), требующие целенаправленного воспитания (собственное и чужое здоровье, честь и достоинство, истина и справедливость, природа и культура родного края, разнообразие культур и уважение к др. народам, компетентность и квалификация, порядочность, интеллектуальная активность и др.). Функция этого элемента социального опыта - регулирование избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам.
Гл. принципы формирования С. о.: соответствие во всех его элементах и на всех уровнях потребностям общества; единство содержат, и процессуальной сторон обучения; структурное единство.
С. о. на разных уровнях его формирования при движении от общих к более частным и в конечном счете - к конкретным формам его реализации в процессе обучения.
Общим принципом отбора С. о. является соотношение знаний, способов деятельности, функций гражданина и системы обществ, ценностей, подлежащих освоению с учетом удовлетворения специфич. потребностей индивида и права его на выбор взаимозаменяющего разнообразия предметного содержания.
Существенные проблемы теории С. о. связаны с выявлением базового С. о., разработкой его стандарта, его гуманизацией и гуманитаризацией (см. Гуманистическая педагогика, Гуманитаризация образования). В нач. период человеческой истории базовое С. о. совпадало со всей совокупностью социального опыта. Расширение социального опыта вызвало дифференциацию функций разл. обществ, групп и изменение структуры базового С. о. Одна его часть оставалась общей для всего социума, другая разделялась в соответствии с функциями социальных страт. С развитием общества все труднее становилось выделять базовое С. о. Эмпирически выявлялась некрая его необходимая часть - речь, традиции, письмо, счет; впоследствии к ним добавлялись специализиров. физич. и воен. подготовка (спартанское, рыцарское воспитание и др.). и постепенно происходило отдаление необходимого объема базового С. о. от объема возрастающего социального опыта. С этим связаны потеря части базового С. о., перегрузка его дополнительным, не обязательным уч. материалом. Спец. исследования, направленные на выявление базового С. о., не охватывали всей проблемы (напр., таксономия Блума затрагивала лишь часть вопросов). С. о. строилось и строится подчас интуитивно и обеспечивается преим. за счет опыта и универсальных потребностей всех членов социума. Оптимальный объем базового С. о., степень перегрузки его пока не установлены. Разрабатываемые стандарты (см. Стандарты образовательные). недостаточно обоснованы. Остается актуальным и вопрос о путях исследования С. о., его минимума и дополнительного к нему дифференциров. содержания.
Теории С. о. в зарубежной педагогике. При отборе С. о. помимо выделения в нем обязательной и факультативной, классной и внеклассной частей предусмотрено деление уч. материала на основной и дополнительный. Состав С. о. педагоги мн. стран рассматривают.н. с точки зрения сочетания в нем естеств.-науч., гуманитарного, филол. образования, трудовой подготовки, эстетич. и физич. воспитания. Интегрирующая тенденция совр. науки связывается с введением комплексных дисциплин. Формируются общие принципы отбора С. о. Нек-рые педагоги считали, что знания должны содействовать воспитанию умственных способностей учащихся, поэтому в С. о. необходимо включать только те сведения, к-рые вводят учащихся в логику науки и имеют практич. ценность. Другие выделяли такие принципы отбора С. о., как научность, связь теории с практикой, доступность, единство обучения и воспитания, интегральность и системность С. о. Предпринималась попытка сформулировать более частные положения (критерии отбора С. о.): значимость уч. материала для целей образования, включение базового уч. материала соответственно функциям школы и данным науч. прогноза. В Польше разработано неск. концепций С. о. Проблемно-к о м-плексная теория С. о. (Б. Сухо-дольский). состоит в том, что общее образование составляет необходимый компонент профессионального и не столько обеспечивает подготовку учащихся к будущей профессии, сколько облегчает им познание действительности. Содержание образования должно включать актуальные проблемы современности, представленные в комплексных дисциплинах. Исходной предпосылкой концепции структурализма (К. Сосницкий). стала перегрузка программ, стремление в полном объеме отражать все достижения науки, техники и культуры. Предполагалось, что ориентация программ на содержательные компоненты науки, выделение в содержании каждого изучаемого предмета основных формообразующих элементов, имеющих науч. и образоват. значимость, позволит учащимся познать не только картину мира, представленную отд. наукой, но и реальную действительность.
В зап.-европ. педагогике преобладают теории С. о. прагматич. характера. На рубеже 19 и 20 вв. в США выдвигалась утилитаристская концепция отбора и систематизации С. о. Ее представители Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др. понимали образование как непрерывный процесс «реконструкции опыта». Они сформулировали принципы отбора С. о.: проблемный подход, предполагавший представление С. о. в виде междисциплинарных систем знаний; формирование практич. умений в противоположность традиц. школе, где усвоение знаний шло путем механич. упражнений; объединение учебы с игрой и даже включение элементов игры в уч. деятельность и др. Концепция утилитаризма оказала сильное влияние как на содержание, так и на методы обучения в амер. школе. Теория экземпляризма, разработанная Г. Шейерлем (1958, ФРГ), исходит из необходимости сокращения объема уч. материала. Первый из возможных путей - т.н. парадигмальное обучение (от греч. paradeigma - пример, образец), при к-ром уч. материал, напр., по истории ср. веков, следует представлять в программе не систематически (традиц. обучение), а выбрать 10—12 тем, каждая из к-рых охватывает типичные события этой эпохи. Таким образом у ученика сформируется образ особенностей эпохи, что позволит ему отличать этот ист. период от других Учителю предоставляется свобода выбора темы из многих представленных в программе Второй путь - вместо традиц. передачи учащимся знаний в виде непрерывного изложения уч материала оперировать их тематич примерами, т с приучать школьников познавать целое путем фундаментального анализа к -л типичного для этой целостности фрагмента После-доват соблюдение этого принципа приводит к противоречию с принципом систематичности обучения, что неприемлемо для предметов с линейной структурой материала
Особое внимание в зал -европ педагогике уделяется составу Сое точки зрения входящих в него компонентов Выделяют, напр., знания, ценности, умения и отношения (Дж Керр, США). Авторы, придерживающиеся технократич филос. ориентации, ссылаясь на требования НТР, включают в С о умения учиться, добывать знания, решать проблемы (Ж Мажо, Франция). Нек-рые теоретики в качестве элементов С о называют чувства, эмоции, отношения (Т Брамельд, США). В работах педагогов, к-рые осн.целью обучения считают умственное развитие учащихся, реализуются идеи Дж Брунера, показавшего важное значение структурирования знаний и выдвинувшего в качестве ведущих элементов С о обобщения, теоретич идеи Для педагогов, ориентирующихся на философию экзистенциализма, характерно стремление подчинить отбор С о потребностям детей в самопознании, самореализации Согласно воззрениям представителей гуманистич образования, критерием конструирования С о должны служить - стремление к самоопределению, общению, личной независимости
Источник: Российская педагогическая энциклопедия