СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Социальное воспитание
целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых для успешной социализации.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Воспитание социальное
педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его социализации.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
а) в широком смысле: СОЦИАЛИЗАЦИЯ; б) в узком смысле: целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений; в) в локальном значении: решение какой-либо конкретной воспитательной задачи.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
1) это процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе; 2) это система целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальных макрогрупп.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Социальное воспитание
1) интегративный процесс педагогически регулируемой комплексной системы взаимодействия образовательно-воспитательных учреждений и других социальных служб, общественная помощь подрастающему поколению в период включения его в социальную жизнь; 2) воздействие на сознание, чувства, волю, поведение человека в целях формирования у него общественно-значимых норм и привычек поведения, умений, навыков, знаний, качеств, потребностей, мотивов и т.п..

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Воспитание социальное
1) процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); 2) процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; 3) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Социальное воспитание
1) составная часть процесса социализации, целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений; 2) направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория В. — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют В. в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя В. с социализацией), и В. в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. В. часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, В. общественной активности, коллективизма).

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
взращивание человека в учебно-воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. В. с. осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями. Его задачи конкретно-историчны, определяются условиями жизни человека и конкретным обществом. В. с. осуществляется в процессе взаимодействия различных субъектов: индивидуальных (воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления воспитанием). Их взаимосвязь имеет институционально-ролевой характер. В конкретной образовательной организации условия для развития человека, его духовно-ценностной ориентации создаются в процессе взаимодействия групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных аспектах: организации социального опыта человека, образования и индивидуальной помощи (Педагогический энциклопедический словарь / [Э. Б. Абдуллин, Э. А. Аблаев, Р. И. Аванесов и др.; гл. ред. Б. М. Бим-Бад]. – М.: Больш. Рос. энцикл.:[Дрофа], 2003.– С. 216, 269). Т. В. Зверко

Источник: Глоссарий современного образования.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
сложный и противоречивый процесс вхождения, включения и адаптации подрастающего поколения в жизнь общества во всем ее многообразии. В нем реализуются идеалы, духовные ценности общества на том или ином этапе его развития. Идеалы и ценности трансформируются в цели воспитания, которые в свою очередь определяют его содержание, формы и методы.
С.в. осуществляется как стихийно, например, через народную педагогику, так и целенаправленно, через специально организованное воздействие и взаимодействие учебных заведений и семьи, различных воспитательных институтов.
На любом этапе исторического развития действует своя система С.в., в большей или меньшей степени управляемая, но имеющая в своей основе определенные идеи, которыми руководствуется каждый воспитательный институт.
В эту систему входят различные элементы, некоторые из них становятся ведущими и системообразующими в воспитании той или иной категории молодежи. В системе С.в. будущих молодых рабочих системообразующим элементом является профтехшкола.
Система С.в. учащихся профтехшколы – сложная динамическая целостность различных факторов, влияющих на становление личности. Наиболее важны из них семья, профтехшкола, трудовой коллектив, средства массовой информации, разнообразные общественные организации, другие воспитательные учреждения, которые активно участвуют в этом процессе.
Будучи элементами этой системы, каждый из них, исходя из своей специфики и своеобразия, вносит определенный вклад в общий процесс воспитания в конкретном историческом, природном и духовном окружении.
В системе С.в. учащихся профтехшколы можно выделить общие, особенные и единичные характеристики. Общими являются те, что характеризуют развитие любой социальной системы. Особенные отличают данную систему от других систем того же уровня (например, школы). Единичные характеризуют специфику конкретной системы.
В качестве примера учета специфики С.в. учащихся профтехшколы рассмотрим специфику ее цели с учетом реалий современной жизни.
Анализ социально-экономических и политических реформ, происходящих в обществе, позволяет сформулировать современную цель системы С.в. учащихся профтехшколы – формирование человека-хозяина.
Кардинальные современные социально-экономические преобразования: приватизация, аренда, хозрасчет, введение частной собственности на землю, фермерство и т.д. – имеют цель поставить человека в позицию настоящего хозяина.
Поэтому среди задач С.в. учащихся профтехшколы – задача научить их жить и трудиться в условиях, когда каждый конкретно отвечает за происходящее с ним и в его коллективе, на участке, думает о последствиях своих действий и поступков для группы, училища, предприятия, района, страны в целом, настойчив, мастеровит, ибо от этого зависит успех настоящего хозяина.
Чтобы воспитать у учащихся хозяйское отношение к училищу, материальным ценностям, выработать готовность к жизнедеятельности, работать в современных условиях, необходимо развивать ученическое самоуправление, пронизывающее всю систему С.в.Таким образом, С.в. учащихся профтехшколы мы определяем как целенаправленный процесс создания и реализации условий для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты учащихся, когда осуществляется их взаимодействие с педагогами в ходе активной жизнедеятельности в социуме, используется весь арсенал его воспитательных средств и возможностей.
Лит.: Фокин В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально- технической школы. Дисс. на соиск. уч. степ. док. наук. – М., 1996.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. С.в. - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и дизсоциальным воспитанием). С.в. осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления). В воспитательных организациях воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Организация социального опыта осуществляется через: организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия (см.Педагогическое взаимодействие), а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные объединения). Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации. Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование), стимулирование самообразования. Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия человеку в решении проблем, создания специальных ситуаций в воспитательных организациях для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения, самопринятия и т.д., стимулирования саморазвития личности. Индивидуальная помощь - это осознанная попытка помочь человеку прибрести знания, установки, умения, необходимые для удовлетворения потребностей и интересов других людей; в осознании и, в необходимых случаях, изменении человеком своих ценностных установок; в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации; в коррекции самооценок, самоуважения и самопринятия; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегии адаптации и обособления в социуме. Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи зависят от возраста и пола воспитуемых, а также, в определенной мере, и от их этнической и социально-культурной принадлежности. В различных видах и типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи существенно различны. Различия зависят как от функций организаций, так и от ценностных устремлений, установок и концепций воспитания, имеющихся у педагогов данной воспитательной организации. Эти различия определяют содержание и характер взаимодействия, которое реализуется в воспитательной организации. Взаимодействие в процессе С.в. осуществляется в виде множества "цепочек": воспитательная организация - составляющие ее формализованные группы (коллективы), коллектив - личность, коллектив - входящие в него микрогруппы - личность, педагог - коллектив, педагог - личность и др. Содержание взаимодействия представляет собой обмен между его субъектами информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют. С.в., осуществляемое в воспитательных организациях различных видов и типов, дает человеку опыт взаимодействия с людьми, создает условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в социуме. См. также Педагогическое взаимодействие

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
966.80 кб

Воспитание как социальный феномен

Мудрик Анатолий Викторович
В статье предложены определения видов воспитания, существующие в реальной действительности; выделяет параметры, по которым воспитание отличается от стихийной социализации.
Читать PDF
3.58 мб

Воспитание как социальный институт

Мудрик Анатолий Викторович
Читать PDF
268.11 кб

От воспитания к социальной культуре

Ховов Олег Борисович
Читать PDF
51.67 кб

Воспитание социально активной личности

Мастерова Вера Александровна
Читать PDF
367.79 кб

Костромской вектор социального воспитания

Рассадин Николай Михайлович
Размышления ректора КГУ в связи с проведением Всероссийской научной конференцией «Социальное воспитание: от зарождения традиций до современной практики», посвященной 80-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора
Читать PDF
316.49 кб

Социальное воспитание в гонке образований

Сидоркин Александр Михайлович
В статье обосновывается перспектива «новой теории воспитания» в условиях модернизаторских реформ образования.
Читать PDF
243.58 кб

Социальная память и гражданское воспитание

Катионова Анна Олеговна
В статье актуализируется ресурс социальной памяти. Феномен социальной памяти во многом идентичен исторической памяти, выступая в качестве основы единства социальной группы.
Читать PDF
384.64 кб

Понятие о социально-экологическом воспитании

Керимов Джасарат Фаильевич
Целью данной статьи является рассмотрение понятия социально-экологического воспитания. В статье приводится анализ возникновения данного типа воспитания.
Читать PDF
458.73 кб

Воспитание и современные социальные технологии

Мухаммадиев Бахтиёр Жураевич, Норматова Ранохон Неьматжoновна
В статье обсуждается проблема внедрения в воспитательный процесс современных социальных технологий.
Читать PDF
275.19 кб

Социальное воспитание и его исторические формы

Синцова Людмила Константиновна
Рассматривается социальное воспитание как механизм воспроизводства социальной культуры общества. Анализируются формы социального воспитания, выявляются детерминанты, определяющие его содержание и исторические формы.
Читать PDF
329.54 кб

Опыт воспитания социальной активности студентов

Кропачева Н. , Нескорова Т.
Читать PDF
281.97 кб

Воспитание социальной компетентности школьников

Киприянова Е.В.
Читать PDF
361.54 кб

Воспитание у молодежи социальной ответственности

Сапожникова Татьяна Николаевна, Рожков Михаил Иосифович
В статье социальная ответственность человека характеризуется как личностное образование, проявляющееся в реализуемой готовности человека к выполнению своих обязательств.
Читать PDF
748.97 кб

Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху

Ромм Татьяна Александровна
В статье рассматриваются проблемы, связанные с теоретическим определением целей и задач социального воспитания в постиндустриальную эпоху.
Читать PDF
147.96 кб

Речевые средства в процессе социального воспитания

Липаев Алексей Петрович

Похожие термины:

  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

    раздел социальной педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, основные принципы, движущие силы социального воспитания, его основные структурные элементы, технологии, методы и формы, метод
  • ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

    научное направление, к-рое на основе знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-пед. виктимологией, ставит ряд фундаментальных вопрос
  • Общественное социальное воспитание

    это воспитание, осуществляется в системе «человек – человек», т. е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально учрежденными для этой цели общественными институтами – благ
  • Социальное партнерство в воспитании 

    тип социального взаимодействия субъектов воспитания, ориентирующий его участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, взаимную ответственность и обязательн
  • Социально ориентированное физическое воспитание (СОФВ)

    способ построения воспитательно-образовательного процесса. Цели СОФВ определяются исходя из потребностей общества и связаны с общей (к жизни вообще) и специальной (профессионально-прикладной, во
  • Воспитание совершенствующейся социально-успешной личности

    Что такое успех? Успех — это достижение поставленной цели. Но уровень успеха определяется не уровнем достижений, а уровнем своей удовлетворенности. Что и кто определяют успех? Это сложное явление