СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
рассматривается с двух позиций: как процесс или как результат. Каждой из позиций присуще свое направление: результат (процесс) усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимого ему для самореализации как гражданина, члена семьи, специалиста в профессиональной деятельности; результат (процесс) подготовки человека как специалиста социальной сферы.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
теория и практика подготовки (обучения и воспитания) в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях специалистов в области социальной философии, социологии, социальной работы, социальной педагогики, социальной психологии и т.п., компетентных в вопросах теории и технологии формирования социальности как способности человека взаимодействовать с социальным миром в обществе вообще и в различных сферах его жизнедеятельности в особенности. По своему содержанию социальное образование носит синкретичный характер: невозможно подготовить профессионального соционома, игнорируя либо абсолютизируя какой-либо названный выше вид знания и практики. Социальность — сложный продукт развития общества, воплощающий в себе диалектическое единство биологических, психических, экономических, политических и духовных компонентов, теории и практики (технологий) социализации и/или ресоциализации человека на любом этапе его возрастного существования. В структуру социального образования входят социальное обучение и социальное воспитание, основное содержание которых отражено в Государственных образовательных стандартах среднего специального и высшего профессионального образования, определяющих необходимый уровень компетенций, которыми должен владеть будущий соционом независимо от места получения соответствующего диплома и практической деятельности. К основным компетенциям будущего соционома относятся знания и умения, позволяющие создавать конкретную социальную среду, в рамках которой успешно решаются задачи социализации и ресоциализации, обеспечения социальной защищенности каждого члена общества независимо от возраста, пола, экономического и психофизического состояния, его социальной роли и положения. Особое место в социальном образовании занимают вопросы интернализации таких профессиональных этических ценностей, как милосердие, эмпатия, бескорыстное и даже подвижническое служение обществу, толерантность. Основными принципами социального образования являются интегративнокомплексный, деятельностный, личностный, диалогический, многомерно-диалектический и т.п. подходы, выступающие одновременно как цели и технологии подготовки. Различается официальное и неофициальное социальное образование: в первом случае оно осуществляется в государственных и негосударственных (имеющих государственную аккредитацию) учебных заведениях, во втором случае — в процессе непосредственной практики общественной жизни, в процессе практической работы в специализированных социальных учреждениях. В России социальное образование восходит к временам 20-х - 30-х годов прошлого века. В августе 1991 г. решением Комитета высшей школы СССР социальное образование было включено в перечень академических специальностей. В соответствии с этим появились специализированные вузы, среди которых наиболее известны РГСУ, РГУТиС, МосГУ, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Институты социальной работы и социальной педагогики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Кабардинобалкарского государственного университета, Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского и др. Большой вклад в развитие социального образования внесло Учебно-методического объединение вузов по образованию в области социальной работы, функционирующее на базе РГСУ и объединяющее более 200 вузов. Силами входящих в него специалистов — представителей различных вузов страны, разработаны проекты ГОСов ВПО трех поколений. Среди разработчиков этих стандартов следует назвать проф. И.Г.Зайнышева, проф. С.И. Григорьева, доц. А.А. Козлова, доц. В.В. Колкова, доц. Г.П. Медведеву, проф. П.Д. Павленка, проф. Р.М. Куличенко, проф. Н.Б. Шмелеву, проф. Ю.А. Блинкова, проф. А.В. Мартыненко, проф. Ю.Н. Галагузову, проф. Е.Р. Ярскую-Смирнову, проф. Б.Б. Хубиева, проф. Ю.П. Платонова, проф. С.А. Беличеву, проф. Л.В. Топчия, проф. Л.Г. Гуслякову и многих других. Подготовка специалистов в области социальной работы по программам бакалавра и магистра социальной работы в России ведется с 2000/2001 учебного года. Литература: Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2006; Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы. - М., 2008; Никитин В.А. О концептуальных подходах в новом государственном образовательном стандарте подготовке бакалавра социальной работы. В журн. «СОТИС», 2009. - № 1. В.А. Никитин

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
382.13 кб

Социальная миссия образования

Кожевникова Маргарита Николаевна
В статье рассматриваются проблемы понимания социальности в образовании, прежде всего, в доминирующей функционалистской перспективе, в соотнесении ее с другими позициями.
Читать PDF
234.40 кб

Социальный портрет образования

Болотин И. , Михайлов А.
Читать PDF
407.67 кб

Социальное образование в России

Григорьев Святослав Иванович, Гуслякова Людмила Герасимовна
В современных условиях нового социально-экономического развития России возрастает потребность эффективного управления процессами в социальной сфере, что выдвигает новые требования и к системе образования, которое является своеобра
Читать PDF
1.28 мб

Социальное образование в регионе

Беспарточный Б.
Читать PDF
304.53 кб

Социальная психология образования

Акопов Гарник Владимирович, Варфоломеева Татьяна Петровна, Чернышова Евгения Леонидовна
В статье обозначена актуальная предметная область научных знаний на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии. Анализируются задачи и методы этого научно-прикладного направления.
Читать PDF
176.53 кб

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕРСИИ И ОБРАЗОВАНИЕ

Севостьянов Дмитрий Анатольевич
В статье рассматриваются иерархические и инверсивные отношения в социальных системах. Иерархия представляет собой основную форму организации в социальных системах.
Читать PDF
148.21 кб

Образование как социальный институт

Кутасова Т. Л., Королева К.
Читать PDF
348.24 кб

Социально-экологическое образование

Гирусов Эдуард Владимирович
В статье показана особая необходимость социально-экологического образования и воспитания, поскольку задаваемые ими установки экофильного характера не формируются стихийно в силу их зачастую коренного отличия от прежних установок в
Читать PDF
190.26 кб

Образование как социальная ценность

Степанова И.Н.
В статье анализируется развитие двух систем образования: открытой и закрытой школы и показывается связь первой с универсальной, а второй с исторической социальной ценностью образования.
Читать PDF
693.96 кб

Социальность современного образования

Ромм Татьяна Александровна
Статья посвящена вопросам содержания социальности как интенциональной характеристике образования, специфики ее воплощения в обществе постиндустриального типа.
Читать PDF
53.31 кб

Социальная функция высшего образования

Шацкая Ирина Вячеславовна
Современное образовательное учреждение выполняет важнейшие функции в образовательной деятельности, обеспечивая понимание общественных тенденций и принимая ответные меры по максимизации степени соответствия запросам современного об
Читать PDF
128.08 кб

Социальное проектирование в образовании

Симонян Райса Ясовиевна
В статье раскрываются новые методы образования, основанные на необходимости активизации процесса социализации обучающихся и преподавателей в условиях модернизации социально-экономических отношений между различными организациями Ро
Читать PDF
162.31 кб

Образование в системе социальных рисков

Хмелевская Светлана Анатольевна, Сохраняева Татьяна Вилевна
В статье раскрываются понятие и содержание рисков в системе образования.
Читать PDF
334.25 кб

Социальные цели непрерывного образования

Ховов Олег Борисович
Читать PDF
585.15 кб

Социальное образование в медицинском вузе

Фирсов Денис Евгеньевич
Развитие социального образования в современной России является элементом общего процесса модернизации российского общества.

Похожие термины: