СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в педагогической теории в западноевропейских странах и США. Возникло в 60-х гг. 20 в. в русле молодежного движения на базе антитехнократических умонастроений и как результат разочарования в эффективности традиционных педагогических систем. Теоретики С.-к.п. - К. Молленхауэр, П. Редер, И. Дамер, Х.Й. Гамм (ФРГ), И. Иллич (США), Э. Раймер (Великобритания) и другие выступили против устаревшей авторитарной структуры государственной школы, ее консервативной педагогической практики. Как целостная концепция С.-к.п. сложилась гл.о. в немецкоязычных странах, где была предложена модель демократической ("критической", "свободной", "гуманной") общеобразовательной школы, гл. целью которой провозглашалась самореализация личности. Значительное влияние на ориентиры С.-к.п. оказали идеи свободного воспитания. В основе С.-к.п. - познание как "истинный регулятор поведения человека, направленный на изменение общественной действительности". Функцию педагогики представители С.-к.п. усматривали в "перманентной критике" общества и его авторитарных структур; педагогика должна давать лишь теоретический анализ возможностей различных моделей воспитания как "воспроизведения потенциала общественных изменений в молодом поколении" (Молленхауэр). Значительное влияние получили и идеи "новых левых". Наиболее радикальные представители С.-к.п. призывали к замене традиционной школы сетью общественных институтов, построенных на принципах неформального общения детей в различных видах деятельности (см.Дескулизация) и др. Попытка реализации этих идей с конца 60-х гг. была предпринята некоторой частью радикально настроенного студенчества и интеллигенции, организовавших семьи-коммуны как альтернативу нуклеарной семье. К середине 80-х гг. популярность и влияние С.-к.п. снизилось, отдельные ее идеи стали использоваться в практике альтернативных школ. См. также Дескулизация

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в пед. теории в зап -европ странах и США Возникло в 60-х гг 20 в в русле молодежного движения на базе антитехнократич умонастроений и как результат разочарования в эффективности традиц. пед. систем Теоретики С -к и - К Молленхауер, II Редер, И. Дамер, X И Гамм (ФРГ), И Иллич (США), Э Раймер (Великобритания). и др. выступили против устаревшей авторитарной структуры гос. школы, ее консервативной пед. практики, нередко прикрывавшейся номинальными реформами. Как целостная концепция С.-к. п. сложилась гл. обр. в немецкоязычных странах, где представители С.-к. п. предложили модель демократической («критической», «свободной», «гуманной»). общеобразоват. школы, гл. целью к-рой провозглашалась «самореализация» личности.
Значит. влияние на ориентиры С.-к. п. оказали идеи свободного воспитания (гл. обр. в интерпретации А. Нила), а также филос. и социологич. теории «Франкфуртской школы» (Т. Адорно, Ю. Хабер-мас и др.). Основой социальной доктрины идеологи С.-к.п. признают познание как «истинный регулятор поведения человека, направленный на изменение общественной действительности». Понятия «эмансипация», «свобода», «самоопределение» рассматриваются как пед. и политич. категории. Функцию педагогики представители С.-к. п. усматривали в «перманентной критике» общества и его авторитарных структур; педагогика должна давать лишь теоретич. анализ возможностей разл. моделей воспитания как «воспроизведения потенциала обществ, изменений в молодом поколении» (Молленхауэр). Значит. влияние получили и идеи «новых левых».
Наиб. радикальные представители С.-к. п. призывали к замене традиц. школы сетью обществ, институтов, построенных на принципах неформального общения детей в разл. видах деятельности (см. Дескулизация). и обосновывавших прежнюю школу теорий (см. Антипедагогика). Попытка реализации этих идей (в кон. 60-х гг.). была предпринята нек-рой частью радикально настроенного студенчества и интеллигенции, организовавших семьи-коммуны как альтернативу нуклеарной семье.
К сер. 80-х гг. популярность и влияние С.-к. п. снизились. Отд. ее идеи вошли в контекст преобладающих в Зап. Европе пед. доктрин, другие стали использоваться в практике альтернативных школ.
Лит.: Я p к и и а Т. Ф., Критич. анализ состояния и тенденций развития бурж. педагогики в ФРГ, М., 1979 (есть библ.). Т. Ф. Яркина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия