Социальная работа

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Социальная работа
процесс формирования, поддержания, реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной сущности человека.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Социальная работа
особый интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных, прежде всего социально уязвимых, личностей и общественных групп и удовлетворение потребностей граждан на создание условий, благоприятствующих восстановлению или повышению их способности к социальному функционированию. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
особый интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных, прежде всего социально уязвимых личностей и общественных групп, и потребностей граждан, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или повышению их способности к социальному функционированию; совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Социальная работа
проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг для человека, как система гуманитарных услуг нуждающихся. Однако только в нашем веке социальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специальной подготовки. Социальная работа – это еще и систематические мероприятия, направленные на то, чтобы облегчить неудачное приспособление человека к обществу. Она отличается от филантропии, благотворительности и похожих видов деятельности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков самопомощи.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
1) как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности. Объектом исследования С.р. является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе; 2) деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Объект – это человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Клиентом С.р. определяется любой человек или группа (община), которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе. Субъект — это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект; 3) С.р. рассматривают также как учебную дисциплину. Решением коллегии Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Министров РСФСР и Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы (от 13.05.1991) в вузах РФ введена специальность «специалист по социальной работе».

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в социуме.
Исходя из того, что главной целью С.р. считается забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи, общества, социальная работа является личностной службой помощи людям.
С.р. трактуется далеко не однозначно. Просматривается широкая палитра вариантов, подходов, характерных для той или иной страны, в определении сущности, функций, содержания, методов социальной работы.
Плодотворное совершенствование С.р. в России возможно лишь на путях конструктивного слияния национального опыта и мировой практики в целом, на путях внедрения инновационных идей, выведенных из достижений различных стран, на основе совершенствования методологии и методики С.р. с учетом местных условий и возможностей.
В сложном процессе становления новой для наше страны профессии в настоящее время создаются отечественные модели системы социальных служб вместе с формированием стратегии социальной политики. Под социальной политикой, как известно, в мире понимают принципы и виды социальной деятельности, направляющие и регулирующие отношения между индивидами, группами, общинами, социальными институтами. Эти принципы и виды деятельности – результат ценностей и обычаев социума; они в основном детерминируют распределение ресурсов и уровень благополучия членов социума. Это социальное благополучие складывается из национальной системы программ, ресурсов и служб, помогающих людям удовлетворять социальные, экономические, образовательные, здравоохранительные и т.п. нужды и отражающих состояние коллективного благополучия, общины, общества в целом.
В многовариантной гамме развития системы социальных служб в отечественной и мировой практике сегодня слишком очевидна несостоятельность социально-политических ориентаций на полумеры и бесконечные инъекции, ущербность и тупиковый характер такой социальной политики, которая нацелена лишь на материальную поддержку и спасение остро нуждающихся и находящихся «за чертой», число которых постоянно растет. Даже в странах с высоким уровнем благосостояния сегодня четко осознается, что при таком подходе «денег и средств становится все меньше, а нуждающихся все больше».
Стратегия социальной политики в цивилизованном мире все более ориентирована не на борьбу со следствиями, а, прежде всего, на преодоление причин, порождающих проблемы. Социальные проблемы – это отношения между людьми и их окружением, ведущие к социальным действиям, нарушающим принятые ценности и нормы, становящимся причинойэкономических и психо-эмоциональных страданий. Примеры социальных проблем: нужда и бедность; инвалидность и одинокая старость; социальные и психологические конфликты, кризисные стрессовые ситуации; алкоголизм и наркомания; безработица и профессиональная дезаптация; бездомность; преступность и правонарушения, жестокость и девиантное поведение.
Одной из ведущих современных тенденций развития мировой практики С.р. является ее направленность на своевременное выявление и эффективное решение проблем, возникающих у конкретного клиента, семьи, социальных проблем в целом.
По своему назначению, функциям С.р. как форма государственного и внегосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить должный материальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе.
С.р. направлена на «человека в среде». Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение проблемы «личность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и в центре внимания – проблемы человека. С.р., наряду с помощью в общечеловеческих нуждах в периоды личного и социального неблагополучия человека, предполагает и защиту человека в целом, его потребностей, интересов, человеческого достоинства, права на достойную жизнь.
Функционально С.р. направлена на содействие благополучию и самовыражению человеческой личности; достижению социальной справедливости; развитию и правильному использованию научных знаний применительно к социальному поведению человека; развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, национальных и интернациональных потребностей и устремлений. Защита всех прав человека является составной частью С.р.
Кроме посреднической деятельности С.р. имеет собственную ценность и базируется на глубоких профессиональных знаниях, навыках и компетенциях.
Практическая деятельность специалистов в этой области осуществляется в русле пяти контекстов: географического, политического, социально-экономического, культурного и духовного.
Географический контекст определяет границы проведения С.р. (агентство, регион, нация, государство).
Политический контекст, т.е. наличие в стране определенного политического режима, системы, создает соответствующие условия для проведения практической социальной деятельности.
Социально-экономические факторы обуславливают адекватные жизненные средства, работу, здоровье, удобства, образование, обеспеченность социальной защитой и социальные услуги.
Культурный и духовный контексты требуют уважения верований, устремлений и культурных традиций отдельных личностей, семей, групп, общин и наций, а также учета социальных ценностей общества, философско-политических воззрений, этики, идеалов людей, с которыми сталкиваются социальные работники.
К традиционным видам и формам С.р. во многих странах относят С.р. с семьей, детьми, подростками и молодежью, С.р. в области психического здоровья, медицинскую С.р., школьную С.р. и др.
Новые, более поздние сферы обслуживания охватывают С.р. на предприятиях, геронтологические службы, С.р. в сельской местности, С.р. с беженцами, переселенцами, иностранными гражданами, на улицах, в группах самопомощи и т.п.
В большинстве стран С.р. рассматривается как единая профессия. Ее представляет многогранный веер разновидностей, специализаций: социальный педагог-психолог, семейный (широкого профиля), этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог, социальные работники более конкретной узкойспециализации (по работе с беженцами, инвалидами, с группами риска, медицинский социальный работник и др.) или работающие с определенной возрастной группой (С.р. с детьми, престарелыми и др.), либо в определенных учреждениях (школьный работник, социальный работник на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, в воинской среде).
Выход на профессиональный уровень постановки С.р. в России – явление значительное. И от того, какие это будут кадры, во многом зависит дальнейшее решение проблемы улучшения качества жизни граждан нашей страны.
Лит.: Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. – М., 1997; Гуслякова Л.С., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. – М., 1997; Теория и методика социальной работы / Отв. ред. И.Г. Зайнышев. – М., 1994; Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. – М., Тула, 1993.
В.Г. Бочарова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
699.25 кб

Социальная работа в вузе

Ямаева Е.В.
Статья рассматривает основные виды и формы социальной работы в образовании. Раскрываются особенности социальной помощи и поддержки в вузе. Подробно обобщен опыт социальной работы со студентами на базе конкретного вуза.
Читать PDF
1,018.34 кб

Социально-воспитательная работа

Богданович Галина Александровна
Статья посвящена вопросам воспитательной работы в вузе. В ТГЭУ выстроена целостная система подготовки не только грамотного специалиста, но и высококультурного человека с активной жизненной позицией.
Читать PDF
269.84 кб

Профессия «Социальный работник»

Тевлина B.
Читать PDF
185.31 кб

Школьная социальная работа в США

Пусяк Галина Саввовна
Рассматривается история становления и развития школьной социальной работы в США. Представлены теоретические модели школьной социальной работы и основные методологические подходы к ней.
Читать PDF
407.58 кб

Семья как объект социальной работы

Устьянцева А.Д.
Статья посвящена проблеме подготовки специалистов с высшим образованием в области социальной работы с семьей, с учетом типа семьи, ее особенностей. Автором раскрывается понятие «семья», рассматриваются различные типологии семей.
Читать PDF
77.93 кб

Учебное пособие «Социальная работа»

Полоцкая Елена Викторовна
Читать PDF
646.54 кб

Человек в системе социальной работы

Медведева Г. П.
В статье представлен авторский подход к изучению места и роли человека в системе социальной работы. Обоснована необходимость реализации в деятельности комплексного подхода в отношении человека.
Читать PDF
153.75 кб

Профессионализация социальной работы

Малик Л.
Читать PDF
250.24 кб

Школьная социальная работа в Австрии

Яковлев Павел Алексеевич
Рассматривается история становления и развития школьной социальной работы в Австрии, представлены теоретические модели школьной социальной работы и основные методологические подходы к ней.
Читать PDF
391.74 кб

Социальная работа в области ВИЧ/СПИДа

Иванян Р.Г.
Читать PDF
1.25 мб

Социально-воспитательная работа в ОГУ

Кострюков А.
Читать PDF
1.18 мб

Кластерный подход к социальной работе

Ширшов Владимир Дмитриевич, Зыскина Маргарита Алексеевна
В статье идет речь о кластерном подходе к социальной работе. Целью кластерного подхода является интеграция образовательных и социальных учреждений для подготовки специалистов к социальной работе.
Читать PDF
246.64 кб

Молодежь как объект социальной работы

Павлюк Светлана Викторовна, Чобанян Эмма Юрьевна
В статье освящаются вопросы социальной работы с молодежью, её реалии и перспективы
Читать PDF
267.71 кб

Проблемы социальной работы с молодежью

Павлюк Светлана Викторовна, Матиева Аза Якубовна
В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается молодежь и роль социальной работы в их решении.
Читать PDF
329.63 кб

Социальная работа и борьба с бедностью

Новиков Роман Анатольевич, Козлов Дмитрий Алексеевич
В статье представлено исследование проблем бедности и перспектив ее сокращения.

Найдено книг по теме — 23

Похожие термины:

  • Уличная социальная работа

    вид социальнопедагогической деятельности, включающей в себя выявление и установление контакта с людьми, находящимися в социально опасной ситуации в местах их типичного времяпрепровождения.
  • Социальная работа на улице

    метод) открытая форма работы, ориенти-рованная на улицу. Применяется в основном в работе с молодежью.
  • Школьная социальная работа

    соц.работа по адаптации учащегося в школе, направленная на его социальную защиту и обучаемость с учетом возможностей, способностей и особенностей.
  • Групповая социальная работа

    метод социально - педагогической деятельности) способ социальной работы, при котором небольшая группа лиц с близкими интересами или общими проблемами регулярно включается в деятельность для дос
  • ФЕМИНИСТКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

    направление социальной работы, которое ставит целью активизацию ресурсов клиента, вносит ценности эгалитаризма в отношения между работниками социальных служб и их клиентами, выступает альтерна
  • ПРЕВЕНТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

    профессиональная социальная работа, проводимая с целью увеличения потенциальных возможностей, поддержания и защиты человеческих ресурсов индивида и обеспечения клиента знаниями, позволяющими
  • Индивидуальная социальная работа

    метод) используется в решении психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личного взаимодействия с ним