СОЦИАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬСоциальная поддержка

Социальная педагогика

Найдено 10 определений термина Социальная педагогика

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Педагогика социальная

педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие его, воспитание.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально-этическими мотивами, а основной задачей является воспитание граждан.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Социальная педагогика

отрасль педагогики, рассматривающая цели, содержание, способы и средства воспитания, влияния на поведение и отношения человека в обществе в широком спектре социальных взаимодействий, в различных условиях социальной жизни, среды.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

1) область, изучающая проблемы общественного воспитания; 2) раздел педагогического знания, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; в более узком смысле – педагогика внешкольного воспитания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Социальная педагогика

отрасль педагогики, изучающая процесс социализации личности в системе средовых взаимоотношений. Наука о закономерностях социального воспитания, путях создания оптимального режима учебно-воспитательного процесса, его целостности в условиях микросреды, путях и условиях повышения эффективности интеграции и координации всех воспитательных сил общества в интересах успешного решения социально-педагогических задач.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

Социальная педагогика

педагогическая деятельность с обездоленными и беспризорными (А.Дистерверг); интеграция воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе (П.Наторп); область науки и сфера практической деятельности, нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные, в том числе кризисные личностно-средовые ситуации (В.Бочарова);

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

Педагогика социальная

отрасль педагогики, исследующая воздействие соц. среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий соц. среды. П. с. изучает проблемы социологии воспитания, социально-педагогической виктимологии, философии, теории, психологии и методики соц. воспитания. Термин введен нем. педагогом А. Дистервегом в XIX в. В нашей стране ведущими специалистами в области П. с. считают A. С. Макаренко, С. Т. Шацкого.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Социальная педагогика

отрасль педагогического знания, исследующая проблемы взаимоотношения человека и общества в их правовом, психологическом, экономическом, медицинском и педагогическом аспектах. Конкретно социальная педагогика изучает связи школы и среды, семьи и среды микрорайона, города, а также ребенка в его связях и отношениях со средой. Предметом социальной педагогики является изучение позиции ребенка в разнообразных средах, влияние этих сред на него. Проблемы социопедагогики следующие: реализация прав ребенка в обществе и конкретных условиях среды (школе, клубе, на улице); степень воспитательного влияния среды на ребенка; предотвращение, устранение и смягчение общественных и личностных конфликтов и др. Чаще всего социальная педагогика – это наука о создании внешних по отношению к семье и ребенку условий их благоприятного развития, формах защиты человека от деструктивных факторов среды. Задача ее – гармонизация отношений человека и среды.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Термин "С.п." введен в 19 в. Ф.А. Дистервегом. Как направление С.п. оформилась в середине 19 в. Предмет С.п. - исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека. Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить следующую структуру С.п. Одним из разделов С.п. является социология воспитания, которая исследует общество как воспитательную среду, процесс и факторы социализации человека и помогает определить пути и способы использования воспитательных возможностей общества, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Особый раздел С.п. - социально-педагогическая виктимология. Определение путей интеграции воспитательных сил общества может быть успешным в том случае, если С.п. поставит ряд фундаментальных вопросов и предложит ответы на них: "Что понимается под воспитанием в современном обществе?", "Каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении его жизненного пути?", "Какие принципы воспитания сформировались в процессе исторического развития общества?", "Как понимается цель воспитания сегодня?". Все эти вопросы, имеющие методологическое и мировоззренческое значение, изучает философия социального воспитания. В С.п. разрабатывается теория социального воспитания, которая описывает, объясняет и прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие и т.д. Как раздел С.п. рассматривается психология социального воспитания, которая на основе данных о механизмах социализации личности определяет психологические особенности и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Методика социального воспитания рассматривает, каким образом осуществляется интеграция воспитательных сил общества, как организуется взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания; исследуются, с одной стороны, потребности развития общества в определенном качестве "человеческого капитала", а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания, а также вопросы управления социальным воспитанием на общенациональном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Разрабатываемые во всех разделах С.п. проблемы социального воспитания предполагают конкретизацию применительно к функциям и особенностям тех или иных видов воспитательных организаций в рамках дошкольной педагогики, педагогики школы, педагогики профессионального образования, педагогики дополнительного образования детей, педагогики детских и юношеских организаций, педагогики социальной работы и др. С.п. как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что С.п. накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их. Прикладная функция связана с поиском путей эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция вы- ражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и ее самореализации. Появились новые специальности: "социальный педагог", "социальный работник", в ряде педагогических вузов введен учебный предмет "С.п.", функционируют факультеты и кафедры С.п. — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. такжеЛитвак

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитат. учреждениях, так и в разл орг-циях, для к-рых оно не является ведущей функцией

Предмет С и - исследование воспитат. сил общества и способов актуализации, путей интеграции возможностей обществ, гос. и частных орг-ций с целью создания условий для развития человека В 20 в педагогика в целом превращается в интегративную отрасль знания (в 60-х гг это положение сформулировал X И Лийметс), т к значит. развитие пол» чают отрасли знаний о человеке и обществе психология, этнология, социология и др, существенно расширившие представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме Педагогика может решать свои специфич задачи более или менее эффективно, лишь интегрируя в той или иной мере данные др наук в сфере чело-веко-обществознания

Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить структуру С и Одним из разделов С и является социология воспитания, к-рая исследует общество как воспитат. среду, процесс и факторы социализации человека Знания по социологии позволяют вести поиск путей и способов использования воспитат. возможностей общества, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации

Особый раздел С.п. - социально-педагогическая виктимология.

Определение путей интеграции воспи-тат. сил общества может быть успешным в том случае, если С. п. поставит ряд фундаментальных вопросов и предложит ответы на них: «Что понимается под воспитанием в совр. обществе?», «Каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении его жизненного пути?», «Какие принципы воспитания сформировались в процессе ист. развития общества?», «Как понимается цель воспитания сегодня?». Все эти вопросы, имеющие методологич. и мировоззренч. значение, изучает философия социального воспитания.

В С. п. разрабатывается теория социального воспитания, к-рая описывает, объясняет.н. прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие и т. д.

Как раздел С. п. рассматривается психология социального воспитания, к-рая на основе данных о механизмах социализации личности определяет психол. особенности и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Методика социального воспитания рассматривает, каким образом осуществляется интеграция вос-питат. сил общества, как организуется взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания. В специфич. аспекте, с позиций экономики и менеджмента социального воспитания, исследуются, с одной стороны, потребности развития общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экон. ресурсы общества, к-рые могут быть использованы для организации социального воспитания, а также вопросы управления социальным воспитанием на общенац., региональном, муниципальном и локальном уровнях.

Разрабатываемые во всех разделах С. п. проблемы социального воспитания предполагают конкретизацию применительно к функциям и особенностям тех или иных видов воспитат. орг-ций в рамках дошкольной педагогики, педагогики школы, педагогики проф. образования, педагогики временных объединений, педагогики дет. и юношеских орг-ций, клубной педагогики, педагогики социальной работы и др.

С. п. как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Тео-ретико-познават. функция выражается в том, что С. п. накапливает знания,синтезирует их, стремится составить наиб. полную картину изучаемых ею процессов и явлений в совр. обществе, описывает.н. объясняет их. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-пед. влияния на процессы социализации в организац.-пед. и психол.-пед. аспектах. Гуманистич. функция выражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и ее самореализации. А. В. Мудрик.

Термин «С. п.» введен А. Дистервегом (в 19 в.), но до сих пор не имеет однозначного толкования. По мнению нем. ученого В. Вернера, в 1910—20-х гг. «С. п.» понималась в двух смыслах: как интеграция воспитат. сил общества с целью повышения культурного уровня народа (П. Наторп). и как социальная помощь обездоленным детям, профилактика правонарушений несовершеннолетних (Г. Ноль и Г. Боймер).

Попытки европ. просветителей выявить взаимосвязи образования с обществом предвосхитили социально-пед. исследования. Еще в социально-пед. эксперименте И. Г. Песталоцци определилось гуманистич. стремление гармонизовать шк. обучение и собств. жизнь детей, но в то же время возвысить образование над повседневностью.

Как направление С. п. оформлялась в сер. 19 в. в условиях обострившейся социальной дифференциации общества, войн, революций, массовых миграций и вызванных этими обстоятельствами явлений кризиса семьи, общих моральных ценностей, распространения дет. безнадзорности и т. п. Широким анализом связи шк. обучения и социальной среды были отмечены труды Ф. Бюис-сона и А. Ж. Фуллье и др. (Франция), Наторпа и Г. Кершенштейнера (Германия), Д. Дьюи и Г. С. Холла (США). В России формированию социально-пед. направления в педагогике способствовали труды Н. И. Пирогова, К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого, П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, В. Н. Сороки-Росинского, С. Т. Шацкого.

В нач. 20 в. Наторп выступил с идеей объединения всех воспитат. сил общества. В сер. 20 в. стали более популярными взгляды Дьюи о необходимости соответствия школ будущего социально-экон. потребностям общества.

В России социально-пед. проблемы воспитания находились в центре внимания науч. и творческой интеллигенции. Большое развитие С. п. получила в 20-х гг. 20 в. Она развивалась в неск. направлениях: формирование методологич. основ взаимодействия школы с социальной средой; разработка методик педагогически целесообразных связей с семьей, общественностью, гос-вом; участие школы в полит. жизни; взаимодействие школы с экономикой региона; подъем духовной культ)ры социальной среды; связь с творческой интеллигенцией; борьба с беспризорностью и трудновос-питуемостью и др.

Выделяя методологич. подходы к организации взаимодействия школы с окружающей ее средой, Шацкий указывал, что в науке и практике сложилось три его варианта. Первый состоит в том, что школа выполняет только просветит, функции, а среда лишь мешает пед. коллективу эффективно работать. Для второго варианта свойственно изучение социальной среды с точки зрения пользы, к-рую уч. заведение может извлечь для своего существования (эта точка зрения способствовала появлению ряда пед. теорий в Англии, Франции, Швейцарии, Америке, в т. ч. обоснованию т. н. школ жизни, пропагандирующих идеи прагматизма). Третий вариант, сторонником к-рого был сам Шацкий, - фактич. единство школы со средой, т.е. организация целостного воспитат. процесса в микросреде. При этом дети должны понимать, зачем они учатся, а школы организовывать всю дет. жизнь.

В 20-х гг. Наркомпрос РСФСР. предоставлял право пед. коллективам самим отбирать уч. материал в зависимости от экон. и социальных потребностей региона. Организац. связи школы с социальной средой были разнообразны: шк. кооперативы, советы содействия школе, Всерос. об-во «Друг детей», разл. формы взаимодействия с гос. органами. Теоре-тич. представления о всеобъемлющей (тотальной). детерминации индивидуальной жизни, в т. ч. и воспитания, оказали влияние на формирование сов. педагогики 30-х гг. (после разгрома педологии и старого, дорев. пед. корпуса России). Были прекращены все исследования в области С. п. или социального воспитания, как тогда называлось это направление. Официальная советская педагогика разрабатывала лишь отдельные узкие фрагменты социально значимой проблематики.

Науч. разработка вопросов С. п. в России возобновилась в кон. 50—60-х гг. Методологич. основы гуманистич. С. п. - это филос. антропология, совр. данные человекознания на уровне филогенеза и онтогенеза. Теоретич. основы - это цивилизационный и культурологич. подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории.

Используя данные смежных наук, С. п. адаптирует их к своим задачам (напр., материалы социальной психологии, изучающей микросреду в основном в аспекте межличностных отношений и социально-психич. состояний). С. п. исследует проблемы воспитания, возникающие у человека в микросреде, в самом образе жизни, а также возможности воспитания в этих условиях. Появились новые пед. специальности: «социальный педагог», «социальный работник». В пед. ин-тах вводится новый уч. предмет «С. п.», открываются ф-ты, отделения, курсы. Социальные педагоги исследуют закономерности обществ, воспитания, пути создания оптимального режима уч.-воспитат. процесса уч. заведений в условиях микросреды; создание пед. технологий интеграции воспитат. сил в обществе («педагогику среды», по выражению Шацкого); изучают инте-грац. воспитат. процессы и процессы, воздействующие на отклоняющееся поведение, а также воспитат. функции, име-ющиеся в др. профессиях (врачей и т.д. ). Лит Щапов А II Социально-пед. «хловия умств развития рус народа СПБ, 1870, БлонскийП П, Курс педагогики M, 19182, Гессене И, Основы педагогики Введение в прикладную философию, Берлин, 1923, Виноградов Г С, Нар. педагогика, Иркутск, 1926, Социальная педагогика теория методика и опыт исследования под ред. В Д Семенова, Свердловск, 1989, Семенов В Д, Община и клуб воспитат. потенциал и его пределы, Екатеринбург, 1993, его же, Социальная педагогика История и современность, Екатеринбург, 1995

В Д Семенов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Социальная педагогика — 0

Найдено научныех статей по теме Социальная педагогика — 0

Найдено книг по теме Социальная педагогика — 0

Найдено презентаций по теме Социальная педагогика — 0

Найдено рефератов по теме Социальная педагогика — 0