СОЧИНЕНИЕ школьное

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОЧИНЕНИЕ школьное
вид творческого задания, создание учащимися текста определенного типа, стиля, композиционной формы. С. - средство формирования связной речи школьников, закрепления приобретенных на уроках русского языка и литературы знаний, умений и навыков. По тематике школьные С. делятся на две группы: С. на темы изучаемых учебных предметов (лингвистические, литературные, исторические, географические и другие ) и С. на свободные темы. Особое место занимают С. на уроках литературы на основе изучения художественных произведений или знакомства с ними. Они основываются на умении анализировать произведение, требуют начальных литературоведческих знаний и навыков. По типу создаваемых текстов различаются С. - повествования, описания, рассуждения и С. - рассказ, заметка и т.д. По форме и стилю речи различаются устные и письменные С., сочинения на основе разговорного и книжных стилей - делового, научного, публицистического, художественного. По источнику получения информации различаются С. на основе жизненного опыта, прочитанного и художественных произведений. С. может быть осложнено дополнительным заданием: лексическим, грамматическим, стилистическим и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СОЧИНЕНИЕ школьное
вид творч. задания, создание учащимися текста определенного типа, стиля, композиционной формы. С. - средство формирования связной речи школьников, закрепления приобретенных на уроках родного языка и лит-ры умений и навыков.
В соответствии с программой в нач. школе ученики овладевают умением создавать С. - повествование с элементами описания и рассуждения. В ср. звене школы проводится целенаправленная работа по обучению умению создавать различные по содержанию, структуре, стилю типы текстов.
По тематике (содержанию). все С., проводимые в школе, делятся на две группы: С. на темы изучаемых уч. предметов (лингвистич., литературные, ист. и т. д.). и С. на темы из жизни (т. н. свободные темы). Особое место занимают С. на уроках лит-ры на основе изучения худож. произведений или знакомства с ними. Они основываются на умении анализировать произведение, требуют нач. литера-туроведч. знаний и навыков.
По типу создаваемых текстов различаются С.-повествования, описания, рассуждения и С.-рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, портретный очерк и т. д.
По форме и стилю речи различаются устные и письм. С., С. на основе разговорного (рассказ о случае из жизни). и книжных стилей - делового, науч., публицистич., художественного.
По источнику получения материала различаются С. на основе жизненного опыта, прочитанного и разл. худож. произведений. В С. может быть использован как один, так и неск. источников. Среди источников психол. характера могут рассматриваться память, опыт, сложившиеся представления, наблюдательность, воображение.
С. может быть осложнено дополнит, заданием: лексич., грамматич., стилистич.и др.
В процессе подготовки к С. (как правило, рассредоточенной во времени). учитель, руководя работой учащихся по программе, знакомит их с особенностями текста, к-рый им предстоит создать, раскрывает существо литературоведческих и речеведческих понятий. С этой целью используется анализ содержания, структуры, языка текстов-образцов, составление композиц. схем и т. п.
Оценивая С. учащихся, учитель принимает во внимание уровень овладения умением создавать тот или иной текст. В соответствии с действующими «Нормами оценки..» (начиная с 4-го кл.). за С. ставятся две отметки: первая - за содержание, вторая - за грамотность. Проводятся уроки анализа С.
Лит.: Добром ы слов В. А., Изложения и сочинения в семилетней школе, М.- Л., 1946; Никольский В. А., Сочинения в ср. школе, M., 19553; Литвинов В. В., Сочинения в ст. классах ср. школы, М., 1965; Львов М. Р., Работа над сочинением в нач. классах, М., 1971; Система обучения сочинениям на уроках рус. языка (4—8 классы), под ред. Т. А. Ладыженской, M., 19783.
Т. А. Ладыженская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
108.84 кб

Учитель глазами школьников (по итогам конкурса сочинений)

Балакирева Эльфрида Викторовна
Читать PDF
246.85 кб

Роль сочинения на свободную тематику при обучении школьников на дому

Черных А. В.
Рассмотрены роль и место постановки сочинения на свободную тематику в процессе обучения русскому языку на дому в качестве средства развития речевых коммуникаций и творческой самореализации учащихся, становления их духовно нравстве
Читать PDF
101.15 кб

Новые подходы к оцениванию качества знаний в форме выпускного сочинения школьников

Фиофанова Ксения Андреевна
Анализируются цели введения сочинения как формы итоговой аттестации школьников и новой формы оценки качества знаний по литературе.
Читать PDF
1.18 мб

Историческое сочинение как средство диагностики образовательных достижений школьников

Тарунтаева Тамара Александровна
В данной статье рассматривается историческое сочинение в качестве диагностического средства образовательных достижений школьников.
Читать PDF
92.10 кб

Тема, основная мысль, план школьного сочинения в их отношении к устной и письменной речи

Булохов В. Я.
При подготовке устных сочинений необходимость заранее обязательно определить тему выступления, план, тезисы, основную мысль более значима, чем при создании письменного текста.
Читать PDF
414.81 кб

От истории школьных письменных работ по литературе - к проблеме «Возвращенного» сочинения

Ядровская Елена Робертовна
В статье кратко отражена история развития представлений о письменных работах учащихся по литературе, выявлены цели, содержание и методы обучения сочинению на каждом из выделенных этапов.
Читать PDF
763.47 кб

Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников

Бакулина Галина Александровна
В данной статье дано понятие сочинения, рассмотрена роль сочинения в речевом развитии младшего школьника, представлены общие сведения о специфике написания сочинений в начальной школе.
Читать PDF
398.03 кб

Гносеологическое моделирование картины мира при подготовке школьников к итоговому сочинению

Трунцева Татьяна Николаевна
В статье прокомментированы результаты наблюдения деятельности учителей русского языка и литературы при подготовке обучающихся к итоговому сочинению, которое рассматривается как гносеологическая модель.
Читать PDF
328.90 кб

Предупреждение речевых ошибок младших школьников в сочинениях и изложениях краеведческой направленно

Бородкина Елена Юрьевна
Статья посвящена проблеме организации работы по предупреждению речевых ошибок в процессе обучения написанию творческих работ краеведческого содержания.
Читать PDF
2.43 мб

Сочинение скажи - один из приёмов формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на

Вырыпаева Людмила Сергеевна
Читать PDF
455.58 кб

Использование мини-сочинения как средства развития речи младших школьников при обучении русскому язы

Григорьева-Голубева В.А., Щукина Т.П.
Читать PDF
830.11 кб

Формирование речевых и творческих способностей младших школьников в процессе работы над сочинением-з

Бакулина Галина Александровна
В статье характеризуется загадка как литературный жанр, раскрывается ее роль в жизни человека.
Читать PDF
9.91 мб

Сочинение мелодий как педагогический метод развития музыкального мышления детей младшего школьного в

Иофис Борис Романович, Левченкова Ирина Александровна
Разработка теоретико-методических основ сочинения мелодий как специального метода развития музыкального мышления учащихся на занятиях по сольфеджио в системе дополнительного образования детей актуальная проблема педагогики музыкал
Читать PDF
293.67 кб

Методические основы организации работы по обучению младших школьников написанию сочинения по картине

Щербашина Инна Владимировна
В статье рассматриваются методические основы организации работы по обучению младших школьников написанию сочинения по картине в виде речи экскурсовода, определены цели и задачи системы, этапы работы и формы работы на каждом из эта
Читать PDF
1.76 мб

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В НОВОМ ФОРМАТЕ (СОЧИНЕНИЕ

Бирюкова Альбина Ивановна
В статье рассматривается одна из актуальных проблем подготовки сегодняшних выпускников к государственной итоговой аттестации по литературе в форме сочинений.