СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ
кафедральные школы, в эпоху Средневековья - средние учебные заведения при соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 - начале 12 вв., когда монастыри утрачивали свое значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутренних монастырских школах. Распространению С.ш. способствовали постановления церковных соборов 1179, 1215. Осн. целью С.ш. было обучение клириков, однако они служили и для подготовки к светской деятельности. Гл. внимание в них уделялось религиозному воспитанию. Соблюдалась строгая дисциплина, осуществлялся постоянный надзор за учениками. На 1-м этапе ученики получали элементарное образование (чтение, счет, письмо, основы грамматики, церковное пение). Затем, в зависимости от типа школы, изучались предметы тривиума или тривиума и квадривиума (см.Семь свободных искусств). Во мн. школах предусматривалось чтение духовных и светских сочинений (в т.ч. античных авторов). Образование в С.ш. опиралось на методы схоластической педагогики, содержало элементы научного знания и имело более абстрактный характер по сравнению с монастырскими школами, ориентированными на практическую деятельность по книгописанию. С 12 в. С.ш. заняли приоритетное положение в системе образовательных институтов Средневековья, способствуя развитию центров образования в крупных городах. В конце 12-13 вв. наиболее значительные С.ш. (в Париже, Болонье, Палермо, Оксфорде и других городах) были преобразованы во всеобщие школы (Studia generalia), а затем в университеты. См. также Мусульманская культура, Семь свободных искусств

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ
, кафедральные школы, в эпоху средневековья ср. уч. заведения при соборах (епископских кафедрах). в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 - нач. 12 вв., когда монастыри утрачивали свое значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутр. монастырских школах. Распространению С. ш. способствовали постановления церк. соборов 1179, 1215. Осн. целью создания С. ш. было обучение будущих клириков, однако они служили и для подготовки к светской деятельности. Гл. внимание в С. ш. уделялось релит, воспитанию, соблюдалась строгая дисциплина, поддерживаемая постоянным надзором за учениками. На 1-м этапе ученики получали элементарное образование (чтение, письмо, основы грамматики, счет, церк. пение). Затем, в зависимости от типа школы, изучались предметы тривиума (лат. грамматика, диалектика, риторика). или тривиума и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Во многих школах на основе изучения древних языков предусматривалось чтение духовных и светских сочинений (в т. ч. антич. авторов). В курс лучших С. ш. включались сведения по естествознанию, медицина, основы права, иногда физич. воспитание. Образование в С. ш., опираясь на методы схоластич. педагогики, содержало элементы науч. знания и имело более абстрактный характер по сравнению с монастырскими школами, ориентированными на практич. деятельность по книго-писанию (см. Средние века). Единых критериев, определяющих содержание и принципы преподавания, не существовало, успех обучения во многом зависел от индивидуальности педагога.
Осн. контингент С. ш. составляли учащиеся из привилегированных сословий (преим. гор. аристократии, родовой знати), однако во многих школах могли обучаться и дети из бедных семей, к-рые обеспечивались жильем и содержанием.
С 12 в. С. ш. заняли приоритетное положение в системе образоват. институтов средневековья, способствуя развитию центров образования в крупных городах. В связи с потребностью общества в регулярном светском образовании с едиными критериями проф. подготовки учащихся и уровня преподавания наиб. значит. ельные С. ш. (в Париже, Болонье, Салерно, Монпелье, Палермо, Оксфорде и др. городах). были преобразованы в кон. 12—13 вв. во всеобщие школы (Stu-dia generalia), а затем в ун-ты.
Лит.: Шмидт К., История педагогики К. Шмидта, изложенная во всемирно-ист, развитии и в органич. связи с культурною жизнью народов, т. 2, История педагогики от И. Христа до Реформации, М., 1879; Walsh J. J., High points of medieval culture, Freeport (№. Y.), [1969]; Bowen J., Ahistoryofwesterneduca-tion, v. 2, L., [1975].

Источник: Российская педагогическая энциклопедия