СМОРГОНСКИЙ Леонид Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СМОРГОНСКИЙ Леонид Михайлович (1901-1952)
педагог-химик, д-р педагогических наук (1947). С 1926 преподавал в сельской школе. С 1933 работал в НИИ политехнического образования АПН РСФСР. Занимался проблемами отбора содержания и конструирования школьного химического образования. Провел анализ содержания, методов и организации преподавания химии за рубежом ("Химия как учебный предмет в средних школах Западной Европы и США", 1939, и др.).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СМОРГОНСКИЙ Леонид Михайлович
13(26).10.1901, Мелитополь, - 14.9.1952, Москва], педагог-химик, д-р пед. наук (1947), проф. (1948). По окончании 2-го МГУ (1926). преподавал в сел. школе (с. Шаховское). С 1933 работал в НИИ политехн. образования АПН СССР. (ныне Ин-т общеобразоват. школы РАО).
В 30-х гг. большое внимание уделял проблемам отбора содержания и конструирования шк. программ по химии. С. сформулировал принципы составления программ на основе постепенного развития хим. знаний учащихся. Программы по химии, разработанные комиссией под руководством С., - важный этап в построении систематич. шк. курса совр. химии.
С. провел анализ содержания, методов и постановки преподавания химии в школах Зап. Европы и США в нач. 20 в. Особенно детально им раскрыт опыт обучения химии в Германии, изучены пути совершенствования методики преподавания, предпринимавшиеся Р. Арендтом и Ф. Вильбрандом. Показал неправомерность противопоставления Арендтом систематич. курса «методическому», к-рый, по замыслу автора, более соответствовал психол. особенностям учащихся.
С. критиковал концепцию индуктивного изучения химии, приобретения учащимися знаний на основе лишь исследо-ват. эксперимента. Не отвергая индуктивный подход как таковой, С. пытался определить его роль и место в системе методов обучения химии. Показал, что раннее введение сложных совр. физико-хим. теорий создает лишь видимость возможности излагать учащимся материал на «электронном уровне», тогда как самые «основы» остаются для учащихся во многом непонятными. Одним из первых начал изучение проблемы соотношения дидактич. принципов научности и доступности.
С. разработал пед. подходы к формированию у учащихся науч. мировоззрения средствами химии. Предлагал содержание курса структурировать т. о., чтобы изучение хим. материала, фактов, законов, теорий подводило школьников к доступным обобщениям раз л. уровня.
Провел ряд исследований в области органич. химии, разработал метод получения кетонов фуранового ряда и др.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия