СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Смольный институт
первое в России женское среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И.И. Бецкого (при участии имп. Екатерины II) в 1764 году в С.-Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре под названием Воспитательное общество благородных девиц. В Смольном институте учились дочери дворян (всего 200 чел.) в возрасте от 6 до 18 лет. Ученицы делились на 4 класса. В младшем классе (6–9 лет) обучались двум иностранным языкам, русскому языку, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м классе (9–12 лет) к этим предметам добавлялись география и история; в 3-м классе (12–15 лет) вводилось обучение «словесным наукам», а также элементы архитектуры и геральдики. В 4-м классе (15–18 лет). Уставом предусматривались правила этикета, светского обхождения и пр. Важное место занимало религиозное воспитание. В 1765 году при Смольном институте было создано «училище для мещанских девиц» с сокращённым курсом обучения, в нём большее внимание уделялось домашним работам и рукоделию. В 1783 году цели образования в Смольном институте были изменены – увеличено количество учебных часов на изучение русского языка, вводилось преподавание всех дисциплин на русском языке.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
первое в России женское среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И.И. Бецкого (при участии имп. Екатерины II) в 1764 в С.-Петербурге, при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре, под названием Воспитательное общество благородных девиц. В С.и. учились дочери дворян (всего 200 чел.) в возрасте от 6 до 18 лет. Ученицы делились на 4 класса. В младшем классе (6-9 лет) обучались двум иностранным языкам, русскому языку, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м классе (9-12 лет) к этим предметам добавлялись география и история; в 3-м классе (12-15 лет) вводилось обучение "словесным наукам", а также элементы архитектуры и геральдики. В 4-м классе (15-18 лет) Уставом предусматривались правила этикета, светского обхождения и пр. Важное место занимало религиозное воспитание. В 1765 при С.и. было создано "училище для мещанских девиц" с сокращенным курсом обучения; в нем большее внимание уделялось домашним работам и рукоделию. В 1783 цели образования в С.и. были изменены - увеличено количество учебных часов на изучение русского языка, вводилось преподавание всех дисциплин на русском языке. В 1848 "мещанское училище" было преобразовано в Александровское училище, а в С.и. был открыт педагогический класс. Ряд прогрессивных мероприятий в институте провел К.Д. Ушинский (в 1859-62 инспектор классов). После его ухода проведенные им преобразования были ликвидированы. Во 2-й половине 19 в. по объему и характеру образования С.и. отставал от женских гимназий, и лишь в 1905-07 его программы были приравнены к программам Мариинских женских гимназий. В 1917 С.и. был закрыт. (28)715

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
первое в России жен. ср. уч. заведение закрытого типа. Создано по инициативе И. И. Бецкого в 1764 в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре под назв. Воспитательное об-во благородных девиц. В С. и, учились (200 чел.). дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет. Ученицы делились на 4 класса. В мл. классе (6—9 лет). обучались 2 иностр. языкам, рус. языку, арифметике, а также рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м классе (9—12 лет). к этим предметам добавлялись география и история. В 3-м классе (12—15 лет). вводилось обучение «словесным наукам» (чтение нравоучительных и ист. книг), а также элементы архитектуры и геральдики. В 4-м классе (15—18 лет). Уставом предусматривалось: знание совершенного закона; все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости; повторение всего пройденного. Важное место занимало религ. воспитание.
В первые годы существования С. и, его руководители под влиянием просветительных идей франц. энциклопедистов ставили задачу дать ученицам воспитание, основанное на принципах общечеловеческой нравственности, способствовать их всестороннему развитию. В 1765 при С. и, было создано «уч-ще для мещанских девиц» с сокращенным курсом; в нем большое внимание уделялось домашним работам и рукоделию (изделия учениц продавались).
Цели образования в С. и, были изменены после обследования его Комиссией для заведения в России нар. уч-щ в 1783, к-рая установила плохое знание воспитанницами рус. языка и предписала увеличить число часов на его изучение, ввести преподавание всех предметов на рус. языке. С переходом С. и, в Ведомство учреждений императрицы Марии и на «мещанскую половину» стали приниматься только дочери дворян (менее знатных).
В 1848 «мещанская половина» была преобразована в Александровское уч-ще, в том же году в С. и, открылся пед. класс, в к-ром преподавал Н. А. Вышнеград-ский. Назначенный в 1859 инспектором классов К. Д. Ушинский провел ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь уч. процесс. Он ввел новый уч. план, организовал предметные уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т. д. После ухода Ушинского в 1862 проведенные им преобразования были ликвидированы.
Во 2-й пол. 19 в. по объему и характеру даваемого в нем образования С. и, отставал от жен. гимназий и лишь в 1905—07 его программы были приравнены к программам Мариинских жен. гимназий. В 1917 С. и, был закрыт.
Лит.: Лядов В. Н., Ист. очерк столетней жизни Имп. Воспитательного общества благородных девиц и Санктпетербургского Александровского училища, СПБ, 1864; Лихачева Е. О., Материалы для истории жен. образования в России, [т. 1—4], СПБ, 1890—1901; Быкова В. П., Записки старой смолянки, СПБ, 1898; Угличани-нова М. С., Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов, [М.], 1901; Мордвинова 3. Е., Статс-дама М. П. Леонтьева, СПБ, 1902; Черепнин Н. П., Имп. Воспитательное общество благородных девиц, т. 1—3, СПБ - П., 1914—15; Водовозова E. H., На заре жизни, т. 1- 2, [М.], 1964.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

СМОЛЬНЫЙ институт
первое в России женское среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И.И. Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском-Смольном Новодевичьем монастыре под названием «Воспитательное общество благородных девиц». «В Смольном институте учились (200 чел.) дочери дворян в возрасте с 6 до 18 лет. Ученицы делились (но возрасту) на 4 класса. В младшем классе (от 6 до 9 лет) они обучались двум ин. языкам, русскому языку, арифметике, а также рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м классе (от 9 до 12 лет) к этим предметам добавлялись география и история. В 3-м классе (от 12 до 15 лет) вводилось обучение “словесным наукам” (чтение исторических и нравоучительных книг), а также элементы архитектуры и геральдики. В 4-м классе (15–18 лет) Уставом предусматривалось: “1) знание совершенное закона, 2) все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости, 3) повторение всего пройденного” (“Устав воспитания двухсот благородных девиц… – СПб, 1774…). Важнейшее место занимало религиозное восп. В первые годы существования Смольного ин-та его рук-ли под влиянием просветительных идей фр. энциклопедистов ставили задачу дать воспитанницам общечеловеческое воспитание, способствовать их всесторон. развитию. Однако Смольный институт был типичным сословным учеб. заведением, готовящим учениц к жизни в высшем обществе. В 1765 при Смольном институте было создано училище для девиц др. сословий – “училище для мещанских девиц”, где образование ограничивалось изучением русского языка, одного ин. языка и арифметики, а также танцев и музыки; большое внимание уделялось домашним работам и рукоделию (изделия учениц продавались). Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его “Комиссией для заведения в России народных училищ” в 1783 году, которая установила плохое знание воспитанницами русского языка и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время Комиссия заменила общечеловеческие цели воспитания в Смольном институте чисто женскими. С переходом Смольного института в Ведомство учреждений императрицы Марии сословный характер его усилился: с 1796 года и на “мещанскую половину” стали приниматься только дочери дворян (менее знатных), усилились также религ. и монархич. элементы в воспитании. С начала 19 века Смольный институт становится ещё более замкнутым, привилегированным учеб. заведением, где вновь усиливается влияние иноязычия и чужой культуры, культивируется преклонение перед царской фамилией, процветают светское лицемерие, ханжество и сентиментальность. В 1848 г. “мещанская половина” Смольного института была преобразована в Александровское училище и в этом же году здесь открылся пед. класс… Назначенный в Смольный институт в 1859 году инспектором классов К.Д. Ушинский… ввёл новый учебный план, организовал предметные уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т. д. …В 1862 [Ушинский] вынужден был оставить Смольный институт, проведённые им преобразования были ликвидированы. Во второй половине 19 века по объёму и характеру даваемого в нём образования Смольный институт отставал от женских гимназий, и лишь в 1905–1907 гг. его программы были приравнены к программам Мариинских женских гимназий. В 1917 году Смольный институт был закрыт» (ПЭ, 1966–3, 878–879).
О 1930-х гг.: «Она окончила Смольный институт, и в её альбомах с фотокарточками был портрет юной красавицы в институтской форме – строгом темном платье с белой пелериной и длинными белыми нарукавниками – рукавчиками, как она их звала по институтской привычке. Смольный институт в её юности был учреждением для воспитания так называемых благородных девиц» (Панова, 1980, 135).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
104.15 кб

Смольный институт в эпоху императрицы Екатерины II (1764-1796)

Мордвинова З. Е.
Традиция изучения женского образования в России в XIX начале XX в. имела продолжительную историю и насчитывала множество фундаментальных исследований историко-культурного и политического характера [12; 8; 7; 2; 11; 4; 9; 10].