Смирение

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СМИРЕНИЕ
отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. Бывает фактическим, характеризующим человека как такового и показным, как средство демонстрировать комулибо свою покорность.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Смирение
положительное духовно-нравственное качество личности, одна из высоких христианских добродетелей, означающая способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям их грехи, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню и другие страсти. Смирение проявляется в почитании себя грешным перед Богом, укорение себя за проступки, не осуждение других, в умении молчать и спокойно тихо говорить, не выставлять себя на миру, ни с кем не спорить о вере, не празднословить, не пустословить, не лгать, с радостью переносить обиды, унижения и утраты, ненавидеть покой и любить труд, никого не огорчать и не уязвлять ничью совесть. Смирение связано с идеей Божественного провидения, промысла Божьего и потому все достоинства и достояния человеку дарованы Богом и за них надо благодарить Его. Преуспеяния человека заключены в смирении и прежде всего перед Ним, в признании Его власти над собой и доверии к Его устроению личной жизни («Смирение паче гордости»). Первое условие спасения – это путь смирения. Родители и учителя объясняют это детям, показывают личным примером, помня завет старца: «Сын мой, не живи с гордыми, живи со смиренными». Без смирения человеку недоступна внутренняя духовная жизнь. В детях следует воспитывать смиренномудрие, избегая его понимания как слепой и безвольной покорности судьбе и обстоятельствам.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СМИРЕНИЕ
нравственное качество, противоположное гордости и самомнению; одна из христианских добродетелей, характеризующих такое внутреннее состояние человека, при котором он не считает себя способным к самостоятельным добрым поступкам, а во всем уповает на Бога. В античной литературе С. в житейском плане преимущественно означало покорный образ мыслей, приниженность человека, убогость. Согласно И. Канту, С. приводит к двум морально-негативным свойствам: к раболепию, когда человек отказывается от всяких притязаний на моральную ценность самого себя; и к высокомерию, когда он стремится сравняться в С. с другими или превзойти их для создания себе большей внутренней ценности. В христианской этике С. неразрывно связано с чувством любви человека к Богу. Проявление любви христианина к ближнему заключается в том, чтобы во многом отказывать себе самому, лишь бы помочь брату; при этом он готов оказать услугу, какой бы унизительной она ни казалась. Проникнутая С. любовь к ближним распространяется на всех людей - без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому. Как христианская добродетель С. не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремленностью к религиозно- нравственному идеалу - жизнью человека по образу Божьему, единением его с Богом на основе любви; однако эта жизнь, постоянно "осуществляемая и никогда не осуществимая", приводит человека к действительному осознанию своего несовершенства.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
224.84 кб

Слово в неделю 4-ю Великого поста. О смирении

Ливерий Воронов