Слово
СЛОВО
основная кратчайшая единица языка, служащая для именования лиц, предметов, процессов, свойств.
СЛОВО
Основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств и отношений между ними. В структурном отношении С. состоит из морфем. Объединяя в себе лексическое и грамматическое значения, С. принадлежит к определенной части речи, выражает в своем составе все предопределяемые системой данного языка грамматические значения (например, прилагательные русского языка выражают значения рода, числа, падежа). В С. закрепляются результаты познавательной деятельности людей, без С. невозможны не только выражение и передача понятий и представлений, но и их формирование. Значение С. выступает как обобщенное отражение обозначаемого им объекта. С. образуют в языке определенную систему, которая основывается на грамматических признаках С. (части речи), словообразовательных связях (гнезда слов) и синтаксических отношениях. С. обладает совокупностью признаков: фонетической и грамматической оформленностью, фразеологичностью значения.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
СЛОВО
основная кратчайшая единица языка, служащая для именования лиц, предметов, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава, значения, морфологического строения, словообразовательных характеристик, участия в той или иной парадигме, принадлежности к какой-либо части речи, роли в предложении. В слове можно выделить две основные составные части, которые принято обозначать терминами «предметная отнесенность» и «значение». Каждое слово обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета. Эта первая основная функция слова и называется предметной отнесенностью. Вторая функция состоит в том, что слово дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Являясь средством абстракции и обобщения, оно отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметом внешнего мира. Эта вторая функция слова обозначается термином «значение слова». Виды слов соответствуют действительности, воспринимаемой нашими чувствами: имена существительные — предметам; имена прилагательные — качеству предметов; предлоги и союзы — связям и отношениям, существующим между предметами; глаголы — процессам, происходящим между предметами.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Слово
ст.слав. – звук, зов) – называние понятия, позволяющее сосредотачивать сознание человека на соответствующем предмете, явлении. Слово обладает своим бытием, ибо вбирает в себя и человеческое внутреннее «я» говорящего. Исчезнувшие тысячелетия сохранились для нас через слово, оно оказалось нетленным и неуязвимым для Времени. От поколения к поколению в необозримое будущее передается устно и письменно история народов. Язык – это код народов, знаки, сохраняющие информацию. Слова многообразны по смыслу и значению. Без слова нельзя свертывать знания, нельзя мыслить, нельзя выразить идею. В русской культуре существует трепетное отношение к слову как к явлению священному, глубоко религиозному. Живое слово есть единственный способ выражения идеи, слово без идеи есть голое, абстрактное словоблудие. Особо высокая вера в слово была в глубокую старину, считалось, что оно обладает особой силой воздействия на природу и человека. Люди считали, что даже простое название явления, предмета дает им власть над ними. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладает еще большей силой. Наши неграмотные предки умели находить особую прелесть и смысл в звучании слова. В русской православной культуре Словом называют все христианской учение, услышанное от отца Христом Спасителем («Первым было Слово, это слово было у Бога, это слово было «Бог»). Слово это вверено Церкви и ее служителям, которые обязаны проповедовать его чисто, без примеси чуждых идей.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СЛОВО
основная номинативная (называющая) единица языка, обозначающая предмет (существительное) или его признак (прилагательное), действие (глагол) или его характер (наречие), количество предметов (числительное), состояние человека или среды (категория состояния). Слово не только обозначает предмет, но и создает его в воображении: кентавр, русалка и т.д. Кроме номинативной, слова могут выполнять служебные функции и обозначать соотношения предметов (предлоги), соотношение предложений (союзы и союзные слова), эмоции (частицы), замещать предметы, признаки, действия, обстоятельства действия и количества (местоимения). Все перечисленные слова составляют вторую сигнальную систему, по академику И. Павлову, но могут быть слова и из первой сигнальной системы, непосредственно обозначающие реакции живого существа (человека) — это междометия языка, а также звукоподражания. Слово имеет фонетическую или (на более позднем этапе развития языка) графическую форму представления. Фонетическая форма слова состоит из слогов и звуков, объединенных одним ударением (иногда используется дополнительное побочное ударение в многосложных словах), что позволяет слову, кроме коммуникативной функции, выполнять и функцию эстетическую — в поэзии или в художественной литературе в целом. Графическая форма слова вторична по происхождению, служит вторичным знаком для первичной фонетической (звуковой) формы слова (из 50 тысяч лет существования языков 45-49 тысяч лет слово существует в звуковой форме, во многих языках оно до сих пор не имеет буквенной формы, т.к. не все языки имеют письменность). В звуковой форме слова выдающиеся филологи В. фон Гумбольдт и А.А. Потебня усматривали внутреннюю форму, которая заключается в передаче эйдоса вещи звуками языка в правильном имени (диалог Платона «Пир»). Однако внутренняя форма, первично свойственная каждому слову, может утрачиваться, стираться, забываться, поэтому в слове «дерево» уже не слышно звукокомплекса сдираемой коры «дрр», хотя в слове «капля» внутренняя форма слова прозрачна, как и в заимствованных словах «шторм» или «штиль». Массированное заимствование приводит к забвению внутренней формы слова, однако мифология, табуирование, литература и поэзия — игра смыслами и внутренней формой слова — нередко образует новую внутреннюю форму слова, которая не была ему свойственна изначально. Так произошло со словом «медведь», который у славян назывался, как и у германцев, по характерному рыку «бер» (от этого и слово берлога), однако приобрел новую внутреннюю форму — ведающий (знающий), где мед. Слова могут быть равными делу — объявление о состоявшемся бракосочетании, объявление войны, мира и т.д. (такие слова называются перформативами). Во многих религиях слова предшествуют материализации предмета (Вначале было слово...), что вполне соответствует идее воображения или планирования перед созданием какой-либо вещи. Е.Ф. Киров
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.