Слово

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЛОВО
основная кратчайшая единица языка, служащая для именования лиц, предметов, процессов, свойств.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СЛОВО
Основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств и отношений между ними. В структурном отношении С. состоит из морфем. Объединяя в себе лексическое и грамматическое значения, С. принадлежит к определенной части речи, выражает в своем составе все предопределяемые системой данного языка грамматические значения (например, прилагательные русского языка выражают значения рода, числа, падежа). В С. закрепляются результаты познавательной деятельности людей, без С. невозможны не только выражение и передача понятий и представлений, но и их формирование. Значение С. выступает как обобщенное отражение обозначаемого им объекта. С. образуют в языке определенную систему, которая основывается на грамматических признаках С. (части речи), словообразовательных связях (гнезда слов) и синтаксических отношениях. С. обладает совокупностью признаков: фонетической и грамматической оформленностью, фразеологичностью значения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СЛОВО
основная кратчайшая единица языка, служащая для именования лиц, предметов, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава, значения, морфологического строения, словообразовательных характеристик, участия в той или иной парадигме, принадлежности к какой-либо части речи, роли в предложении. В слове можно выделить две основные составные части, которые принято обозначать терминами «предметная отнесенность» и «значение». Каждое слово обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета. Эта первая основная функция слова и называется предметной отнесенностью. Вторая функция состоит в том, что слово дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Являясь средством абстракции и обобщения, оно отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметом внешнего мира. Эта вторая функция слова обозначается термином «значение слова». Виды слов соответствуют действительности, воспринимаемой нашими чувствами: имена существительные — предметам; имена прилагательные — качеству предметов; предлоги и союзы — связям и отношениям, существующим между предметами; глаголы — процессам, происходящим между предметами.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Слово
ст.слав. – звук, зов) – называние понятия, позволяющее сосредотачивать сознание человека на соответствующем предмете, явлении. Слово обладает своим бытием, ибо вбирает в себя и человеческое внутреннее «я» говорящего. Исчезнувшие тысячелетия сохранились для нас через слово, оно оказалось нетленным и неуязвимым для Времени. От поколения к поколению в необозримое будущее передается устно и письменно история народов. Язык – это код народов, знаки, сохраняющие информацию. Слова многообразны по смыслу и значению. Без слова нельзя свертывать знания, нельзя мыслить, нельзя выразить идею. В русской культуре существует трепетное отношение к слову как к явлению священному, глубоко религиозному. Живое слово есть единственный способ выражения идеи, слово без идеи есть голое, абстрактное словоблудие. Особо высокая вера в слово была в глубокую старину, считалось, что оно обладает особой силой воздействия на природу и человека. Люди считали, что даже простое название явления, предмета дает им власть над ними. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладает еще большей силой. Наши неграмотные предки умели находить особую прелесть и смысл в звучании слова. В русской православной культуре Словом называют все христианской учение, услышанное от отца Христом Спасителем («Первым было Слово, это слово было у Бога, это слово было «Бог»). Слово это вверено Церкви и ее служителям, которые обязаны проповедовать его чисто, без примеси чуждых идей.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СЛОВО
основная номинативная (называющая) единица языка, обозначающая предмет (существительное) или его признак (прилагательное), действие (глагол) или его характер (наречие), количество предметов (числительное), состояние человека или среды (категория состояния). Слово не только обозначает предмет, но и создает его в воображении: кентавр, русалка и т.д. Кроме номинативной, слова могут выполнять служебные функции и обозначать соотношения предметов (предлоги), соотношение предложений (союзы и союзные слова), эмоции (частицы), замещать предметы, признаки, действия, обстоятельства действия и количества (местоимения). Все перечисленные слова составляют вторую сигнальную систему, по академику И. Павлову, но могут быть слова и из первой сигнальной системы, непосредственно обозначающие реакции живого существа (человека) — это междометия языка, а также звукоподражания. Слово имеет фонетическую или (на более позднем этапе развития языка) графическую форму представления. Фонетическая форма слова состоит из слогов и звуков, объединенных одним ударением (иногда используется дополнительное побочное ударение в многосложных словах), что позволяет слову, кроме коммуникативной функции, выполнять и функцию эстетическую — в поэзии или в художественной литературе в целом. Графическая форма слова вторична по происхождению, служит вторичным знаком для первичной фонетической (звуковой) формы слова (из 50 тысяч лет существования языков 45-49 тысяч лет слово существует в звуковой форме, во многих языках оно до сих пор не имеет буквенной формы, т.к. не все языки имеют письменность). В звуковой форме слова выдающиеся филологи В. фон Гумбольдт и А.А. Потебня усматривали внутреннюю форму, которая заключается в передаче эйдоса вещи звуками языка в правильном имени (диалог Платона «Пир»). Однако внутренняя форма, первично свойственная каждому слову, может утрачиваться, стираться, забываться, поэтому в слове «дерево» уже не слышно звукокомплекса сдираемой коры «дрр», хотя в слове «капля» внутренняя форма слова прозрачна, как и в заимствованных словах «шторм» или «штиль». Массированное заимствование приводит к забвению внутренней формы слова, однако мифология, табуирование, литература и поэзия — игра смыслами и внутренней формой слова — нередко образует новую внутреннюю форму слова, которая не была ему свойственна изначально. Так произошло со словом «медведь», который у славян назывался, как и у германцев, по характерному рыку «бер» (от этого и слово берлога), однако приобрел новую внутреннюю форму — ведающий (знающий), где мед. Слова могут быть равными делу — объявление о состоявшемся бракосочетании, объявление войны, мира и т.д. (такие слова называются перформативами). Во многих религиях слова предшествуют материализации предмета (Вначале было слово...), что вполне соответствует идее воображения или планирования перед созданием какой-либо вещи. Е.Ф. Киров

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
143.91 кб

Итоги проведения социально-культурного проекта «Чистое слово»

Романова Наталья Ивановна
Читать PDF
289.36 кб

Свое и чужое: заимствованное слово в современной речи

Козырев Владимир Алексеевич, Черняк Валентина Данииловна
Читать PDF
292.76 кб

Заключительное слово на Педагогической ассамблее

Реморенко Игорь Михайлович
В статье представлен текст выступления директора департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Реморенко И. М. на Педагогической ассамблее, посвященной Году учителя.
Читать PDF
100.47 кб

Слово и словесность в современной школе

Черняк Валентина Данииловна
22 января 2010 г. в рамках Педагогической ассамблеи работала открытая площадка для дискуссии «Слово и словесность в современной школе». Вели дискуссионную площадку профессор кафедры педагогики Т. Г.
Читать PDF
311.82 кб

Всероссийская конференция "Слово. Словарь. Словесность"

Черняк Валентина Данииловна
С 11 по 13 ноября 2009 г. на филологическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена проходила традиционная всероссийская конференция «Слово. Словарь. Словесность».
Читать PDF
263.72 кб

Поэтическое слово

Читать PDF
131.19 кб

Приветственное слово главного редактора

Таймазов Владимир А.
Читать PDF
181.46 кб

Форум «Слово о Достоевском», посвященный 190-летию со дня рождения писателя (Ростов-на-Дону, 16 - 17

Черюкина Г. Л.
Читать PDF
273.71 кб

Приветственное слово Ректора Финансовой академии проф. А. Г. Грязновой

Читать PDF
116.90 кб

Вступительное слово ректора финансовой академии при Правительстве РФ, председателя Совета УМО А. Г.

Грязнова А. Г.
Читать PDF
180.04 кб

"Слово о полку Игореве" и его изучение в герценовской школе русской диалектологии

Козырев Владимир Алексеевич
Тесная связь диалектологии и истории русского языка основная традиция герценовской диалектологической школы, заложенная её великими предшественниками.
Читать PDF
261.46 кб

Слово ученого. К 80-летию со дня рождения профессора М.В. Никитина

Сергаева Юлия Владимировна, Щирова Ирина Александровна
20 ноября 2009 г. исполнилось 80 лет со дня рождения заслуженного деятеля науки Российской Федерации, почетного профессора РГПУ им. А. И.
Читать PDF
83.98 кб

Конференция "Слово. Словарь. Словесность: Языковая личность ученика и учителя"

Черняк Валентина Данииловна
10-11 ноября 2010 г. в Герценовском университете проходила традиционная (двенадцатая) Всероссийская научная конференция «Слово. Словарь. Словесность», организованная кафедрой русского языка".
Читать PDF
0.00 байт

Слово о Гоголе

Панибратов Виктор Никифорович
Гоголь представляется автору лириком, нередко затмевающим наших лучших поэтов… Удивительно экономна и одновременно роскошна изобразительная сила его слова.
Читать PDF
0.00 байт

Заключительное слово на Педагогической ассамблее

Бордовский Геннадий Алексеевич
В статье представлен текст выступления ректора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Бордовского Г. А. на Педагогической ассамблее, посвященной Году учителя.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Бранное слово

    ст.-слав. – ругань) – слово, осуждающее, упрекающее, оскорбляющее, ругающее, унижающее, вызывающее или усиливающее «брань», ссору, разлад. Это богопротивное «гнилое» слово. К бранным словам относит
  • Честное слово

    форма заверения собеседника, разновидность клятвы, в правильности, истинности своих слов, обещаний, поступков, отношений. Слова «честное слово» говорят, когда хотят в чем-то убедить или разубедить
  • Ключевое слово

    слово или словосочетание из текста документа или запроса, несущее существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска.
  • ОТВЕТНОЕ СЛОВО

    один из видов публичной речи. В выступлениях этого вида (ответное слово по случаю награждения, присвоения почетного звания, ответное слово юбиляра, выступление в ответ на добрые напутствия по случ
  • Ведущее слово предметной рубрики

    первое слово предметной рубрики, определяющее ее местонахождение в предметном каталоге
  • КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОИСКЕ

    слово или словосочетание из текста документа или запроса, которое несет существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска.
  • ПЕРВОЕ слово…

    словесные формулы, начинающиеся с этих слов, применяются в детской среде с 1960-х по 1990-е годы. О середине 1980-х гг.: «Девичьи дразнилки:… “Первое слово дороже второго. Второе слово съела корова”» (534).
  • РОДНОЕ слово

    учебник К.Д. Ушинского. Учебник К.Д.Ушинского «Родное слово», состоящий из трех книг, впервые был издан в 1864 году. «Родное слово» пользовалось такой популярностью, что вплоть до самой революции изда
  • СЛОВО о полку Игореве

    произведение древнерусской литературы; с 1950-х гг. изучается в школе. О девочке 10–13 лет в г. Когалыме в 1997–2000 гг.: «В 5–7 классах примерно изучали “Слово о полку Игореве” на уроках литературы. Учител
  • ВОЛШЕБНОЕ слово

    рассказ В. Осеевой, впервые опубликованный в 1944 г.; сборник рассказов В. Осеевой. О 1960-х гг.: «Кто из наших детей не знает сборника рассказов В.А. Осеевой “Волшебное слово”?... Совершенно справедливо р
  • ЗАДУШЕВНОЕ слово

    детский журнал, основанный в 1877 г. в Санкт-Петербурге М.О. Вольфом. С 1883 года журнал выходит в двух «отделах» – «Задушевное слово для старшего возраста» и «Задушевное слово для младшего возраста» –