СЛОВАРИ УЧЕБНЫЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ
одно-, дву- или многоязычный словарь, помогающий организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка, составленный в учебных целях. Значительное распространение получили учебные словари по отдельным школьным и вузовским предметам. Их цель-обеспечить учащихся доброкачественным материалом для самостоятельной работы.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ
одно-, двух- или многоязычный словарь, составленный в учебных целях — помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка. Значительное распространение получили учебные словари по отдельным школьным и вузовским предметам. Их цель — обеспечить учащихся качественным материалом для самостоятельной работы. Созданы серии словарей, напр., по русскому языку: орфографические, фразеологические, толковые, иностранных слов.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ
Лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка. В качестве основного признака У. с. выступает его обязательная обучающая направленность. У. с. используется на занятиях как средство обучения. Его учебный характер проявляется в составе словника, размещении, способах подачи и интерпретации лингвистической информации, способе изложения, объеме и др. Главная особенность У. с. – минимизированность всех элементов представленных аспектов языка. У. с. базируются на лексических минимумах. Обучающий характер У. с. проявляется также в избирательности словника, толкований, наборе социокультурных сведений о слове. К одноязычным У. с. относятся словари толковые, фразеологические, орфографические, словари сочетаемости, антонимов, синонимов, словообразовательные. К двуязычным У. с. относят словари переводные и толково-переводные.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

УЧЕБНЫЕ СЛОВАРИ
Средство обучения языку. С. у. различаются по назначению (адресату) и количеству языков. Они предназначаются для носителей родного языка, для изучающих язык как неродной и как иностранный. Потребителями С. у. могут быть дошкольники, школьники, студенты, все интересующиеся тем или иным языком. По количеству разрабатываемых языков С. у. делятся на одно-, двух- и многоязычные. С. у. также дифференцируются по единицам описания (С. у. фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические). По способу размещения описываемых лингвистических единиц С. у. делятся на алфавитные, обратные, гнездовые. В современной учебной лексикографии наряду с аспектными словарями большое внимание уделяется созданию словарей универсального типа, цель которых – оказать помощь в овладении языком как средством общения. Первым опытом такого словаря для нерусских считается «Словарь-справочник по русскому языку» А. Н. Тихонова и др. (около 26 тыс. слов; 1996). Универсальный характер словаря заключается в объединении в его структуре 14 словарей: толкового, синонимического, орфографического, словообразовательного, сочетаемости и др. Для иностранцев, изучающих русский язык, издан «Краткий толковый словарь русского языка» под ред. В. В. Розановой (1978), который содержит 5 тыс. наиболее употребительных слов русского языка.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СЛОВАРИ УЧЕБНЫЕ
в лексикографии самостоятельный тип словарей; выделяются обучающей направленностью и используются как одно из средств обучения. Учебный характер их проявляется в составе словника, отборе, размещении, способах подачи и интерпретации лингвистической информации, языке изложения материала, объеме, оформлении. С.у. выполняют 3 функции: учебную, справочную и систематизирующую. Им также свойственны функции, характерные для словарей всех типов: информативная и нормативная. Некоторые лексикографы считают, что С.у. появились раньше общих словарей, по мнению других - учебная лексикография выделилась в самостоятельную отрасль в 70-80-х гг. 20 в. С.у. различаются по адресатам и количеству языков. Они предназначаются для носителей родного языка, для изучающих неродной язык (например, словари русского языка для чувашских, татарских и других школ), в т.ч. иностранный (например, словари русского языка для учащихся английских школ). Потребителями С.у. могут быть и дошкольники (например, различного типа картинные словари). По количеству разрабатываемых языков С.у. делятся на одно-, двух- и многоязычные. С.у. дифференцируются по единицам описания, относящимся к различным уровням языка - фонетическому (фонологическому), морфемному, словообразовательному, лексическому, фразеологическому, морфологическому, синтаксическому. Объектом С.у. могут быть звуки, сочетания звуков, ударение, грамматические формы и т.д. По способу размещения описываемых лингвистических единиц С.у. делятся на алфавитные, обратные, гнездовые. Современная русская учебная лексикография развивается в двух направлениях. С одной стороны, создаются разнообразные аспектные С.у., с другой - наметилась тенденция к созданию комплексных словарей, тяготеющих к словарям универсального типа. Целесообразность создания С.у. второго типа обусловлена ролью преподавателя в учебном процессе, конечная цель которого - научить учащихся свободно говорить и писать грамотно по-русски - достигается ежедневной работой над словом. С начала 90-х гг. ведется работа над созданием комплексных словарей русского языка для нерусских, в основе которых коммуникативная ценность слова. Первый опыт создания такого словаря - "Словарь-справочник по русскому языку" А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова (ок. 26000 слов; 1996). Он близок к универсальному словарю и объединяет в одном фактически 14 словарей: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, словообразовательный, фразеологический, сочетаемости, тематический, лексико-семантических групп.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УЧЕБНЫЕ СЛОВАРИ
Всё богатство и разнообразие русского языка как части нашей многовековой культуры отражены в лингвистических словарях, которые описывают свойства и возможности слова, а значит, помогают человеку сделать свою речь более эффективной. Многие из этих словарей совершенно необходимы в учебном процессе.
В наше время существуют разные типы учебных лингвистических словарей, умение пользоваться которыми является показателем общей культуры человека. Обращение к тому или иному словарю определяется тем, какую именно информацию необходимо получить. Перечислим некоторые из них.
Толковый словарь объясняет смысл слов и выражений. Наиболее популярными являются однотомный «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (1996 г.), который содержит 72500 слов и 7500 фразеологических выражений; «Большой толковый словарь современного русского языка» Д.Н. Ушакова (2009 г.), включающий свыше 180 тысяч слов и словосочетаний, вошедших в русский язык за последнее десятилетие и укоренившихся в современном русском языке. Вышедший в 2009 г. «Толковый словарь современного русского языка» В.В. Лопатина, Л.Е. Лопатиной содержит более 35000 слов и около 70000 устойчивых словосочетаний, представляющих собой активную, наиболее употребительную лексику русского языка конца XX — нач. XXI в.
«Новый словарь иностранных слов» Е.Н. Захаренко, Л.Н. Комаровой, И.В. Нечаевой (2003 г.) содержит и приводит толкование 25000 заимствованных слов и словосочетаний. Словари этого типа помогают человеку использовать слово в соответствии с его точным значением, избегать многословия и неясности в речи. Как писал Декарт: «Определяйте значения слов, и вы избавите мир от половины его заблуждений».
Поможет узнать происхождение, историю слова «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера в 4-х тт. (перевод с немецкого и дополнения О.Н. Трубачёва) (2009 г.), который принадлежит к числу самых авторитетных этимологических словарей нашего времени и содержит около 4500 слов.
Одним из важных коммуникативных качеств речи является правильность, т.е. соответствие её нормам РЛЯ, которые включают в себя правильность произношения и ударения, формы употребления, написания слов.» Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы» (под ред. Р.И. Аванесова, 2000) рекомендует варианты грамотного произношения и ударения и содержит около 65500 слов. В «Словаре ударений для работников радио и телевидения» Л.А. Введенской (2009 г.), помимо образца правильного произношения слов, приводятся вставки — материал под рубриками «Для размышления», «Проверь себя», чтобы привлечь внимание читателя к наиболее спорным суждениям о языке, его значении как средстве общения; помочь читателю проверить, насколько безошибочна его собственная речь. Значительным вкладом в издания данного типа стал словарь-справочник «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка» под редакцией К.С. Горбачевича (1973 г.), который содержит около 8 тыс. слов, отобранных с учётом трудностей акцентологических, произносительных, слово-и формообразовательных. К этому типу изданий относятся «Краткий словарь трудностей русского языка. Для работников печати», содержащий около 400 слов и словарь-справочник журналиста «Трудности русского языка» под редакцией Л.И. Рахмановой (1981 г.). В 1981 г. был издан словарь-справочник «Управление в русском языке» Д.Э. Розенталя, включающий в себя свыше 2100 словарных статей.
Наиболее полным грамматическим словарём является «Грамматический словарь русского языка. Словоизменение» А.А. Зализняка, включающий в себя около 100 тыс. слов (1987 г.). Он всесторонне отражает современное русское словоизменение (склонение и спряжение).
«Русский орфографический словарь» В.В. Лопатина указывает на правильность написания слов с указанием ударений и содержит необходимую грамматическую информацию. Это самый большой по объёму академический словарь из существующих орфографических словарей русского языка, отражающий русскую лексику в том её состоянии, которое сложилось к концу XX — нач. XXI в.
В числе учебных лингвистических словарей много таких словарей, которые помогут сделать речь не только точной и правильной с точки зрения норм РЛЯ, но и яркой, выразительной, разнообразной, поскольку русский язык богат синонимами, антонимами, фразеологизмами, крылатыми выражениями. В этом помогут словари, описывающие различные пласты лексики. Это «Современный словарь русского языка. Синонимы» Бабенко Л.Г. (2011 г.), в котором описано более 5000 синонимических рядов, включающих около 30 000 слов-синонимов; «Учебный словарь антонимов русского языка» Л.А. Введенской (2010 г.), в котором представлено более 1000 антонимических пар; «Словарь-справочник по русской фразеологии» Р.И. Яранцева (1985 г.), содержащий около 800 фразеологизмов, «Словарь «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной (1995 г.), в который включено большое количество литературных цитат и образных выражений, расположенных в алфавитном порядке.
Т.о., максимальное использование достижений русской лексикографии поможет человеку повысить речевую культуру, расширить свои возможности в коммуникативной практике.
Лит.: Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002; Петрушова О .Л. Учебные словари в межкультурной коммуникации: КД. Ярославль, 2009; Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. А.П. Горкин. М., 1993; Тарабукина М.Ф. Учебный тематический словарь: типы семантических отношений: КД. Уфа, 2002; Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2 000 единиц. М., 2007.
С.В. Меныпенина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

СЛОВАРИ УЧЕБНЫЕ
в лексикографии самостоят. тип словарей; выделяются обучающей направленностью и используются как одно из средств обучения. Уч. характер их проявляется в составе словника, отборе, размещении, способах подачи и интерпретации линг-вистич. информации, языке изложения материала, объеме, оформлении. С. у. выполняют 3 осн. функции: учебную, справочную и систематизирующую. Им свойственны также др. функции, характерные для словарей всех типов: информативная (позволяет кратчайшим способом приобщиться к накопленным знаниям). и нормативная (фиксируя значения и употребления слов, способствует совершенствованию и унификации языка).
В спец. лит-ре иногда высказываются мнения, что уч. пособием является любой словарь. Нек-рые лексикографы считают, что С. у. появились раньше общих словарей, по мнению других - уч. лексикография выделилась в самостоят. отрасль в 70- 80-х гг. 20 в. Активное развитие уч. лексикографии в эти десятилетия иногда объясняется как ее «новое возрождение».
Гл. особенность С. у. - миними-зированность всех структурных элементов и представленных аспектов языка. Тщательному отбору подвергаются слова, составляющие лексич. базу словаря. Как правило, С. у. базируются на лексич. минимумах, при составлении к-рых учитывается частота (употребительность). слова, его парадигматич. и синтагматич. свойства, лексич., морфо-логич. и синтаксич. особенности, словообразовательные связи и словопорожда-ющий потенциал, функционирование в разл. тематич. группах, коммуникативная ценность слова. Особое внимание при формировании лексич. минимумов уделяется вопросам системности и проявлениям асистемности языка, коммуникативной и метод, значимости языковых единиц Осн.черта С у - избирательность от словника и толкований до варьирования этих толкований и набора сведений, сообщаемых о разных словах Словарь должен целенаправленно учить тому, что необходимо
Оси, типы рус. уч. словарей. В метод лит-ре нет единого мнения относительно объема лексич минимума для словарей, предназначенных для нерусских учащихся и иностранцев Словари, составленные на базе «4000 наиболее употребительных слов рус языка» H M Шанского и др, и переводы «Краткого толкового словаря рус языка» под ред. В В Розановой (5 тыс. слов). оказались не в состоянии удовлетворить потребности школ По мнению II И Харакоза, эти словари не могут соответствовать требованиям владения рус языком к выпускникам рос школ, для к-рых русский не является родным, т к «свободное чтение» на рус яз лишь «начинается» с понимания 8 тыс. слов По нек-рым оценкам, средний уч толковый словарь рус яз должен включать 10—12 тыс. слов, а большой - не менее 25 тыс. (П H Денисов, «Лексика рус языка и принципы ее описания», 1980). Большой словарь в состоянии удовлетворить потребности вузовского этапа обучения
Важное качество Су - достаточно большой «запас прочности», чтобы обучающий имел значит. возможности варьирования лексич работы Лексич минимум - ориентир, а не конечная цель в формировании активного лексич запаса учащихся Такой подход к словникам С у реализован в практич. лексикографии (напр., X Лемхенас, «Краткий школьный рус -литов словарь», ок 20000 слов, 1968, Л Г Саяхова, 3 Г Сахипова, 3 Г Ураксин, Ф Ф Асадул-лина, «Рус -башк. уч словарь», ок 10000 слов и фразеологич. единиц,1986, Л Г Саяхова, «Грамматико-орфографич словарь рус языка для башк. школы», ок 20000 слов, 1987).
С у различаются по адресатам и кол-ву языков Они предназначаются для носителей родного языка (напр., словарь рус языка для учащихся рус школ), для изучающих неродной язык (словари рус языка для чувашских, татарских и др. школ), в т.ч. иностранный (словари рус языка для учащихся англ. школ или словари англ. языка для учащихся рус школ). Потребителями С у могут быть дошкольники (напр., разл типа картинные словари). и учащиеся разл типов уч. заведений и др.
Часто словари для учащихся противопоставляются словарям для обучающих Созданы словари, специально предназначенные для обучающих, к-рые нередко обращаются к собственно уч словарям за справкой, важной для процесса обучения (напр., англ. словари Торндайка).
По кол-ву разрабатываемых языков С у делятся на одно-, дву- и многоязычные К одноязычным относятся M С Лапатухин, E В Скорлуповская, Г II Снетова, «Шк. толковый словарь рус языка», 1981, Д H Ушаков, С E Крючков, «Орфографич словарь», 198438, В II Жуков, А М Жукова, «Шк. фразеологич. словарь рус языка», 1989 - для учащихся рус школ Изд-во «Просвещение» сформировало серию таких словарей В H Клюева, «Краткий словарь синонимов рус языка», 1961, M P Львов, «Шк. словарь антонимов рус языка», 1980, В В Одинцов, Г II Смолиц-кая, E И Голанова, И А Василевская, «Шк. словарь иностр. слов», 1983, 3 А Потиха, «Шк. словарь строения слов рус языка», 1987, А Н Тихонов, «Шк. словообразовательный словарь рус языка», 19912, Б Т Панов, А В Текучее, «Шк. грамматико-орфографич словарь рус языка», 19852 К ним примыкают «Краткий муз. словарь для учащихся» Ю С Булучевского, В С Фомина, 19753, «Краткий словарь по эстетике», 1983, «Щк топонимич словарь» E M Поспелова, 1988
К двуязычным относятся переводные и толково-переводные С у типа рус -туркм, рус -узб, рус -нем и др, получившие широкое распространение в нашей стране и за рубежом Реже встречаются многоязычные С у (напр., узб -рус -англо-нем -французский).
С у дифференцируются по единицам описания, относящимся к разл уровням языка - фонетич (фонологическому), морфемному, словообразоват, лексич, фразеологич, морфологич, синтаксическому Объектом их могут быть звуки, сочетания звуков, ударение, части слова, слова, грамматич. формы слов, группы или ряды (парадигмы). слов, свободные или устойчивые сочетания (фразеологич. обороты). и целые предложения Так, грамматич. формы слов являются объектом грамматич. словаря, устойчивые словосочетания выступают как заглавные единицы фразеологич. словаря, служебные морфемы (приставки, суффиксы, окончания). служат «черными словами» в морфемных словарях Словосочетания в разных своих аспектах могут быть объектом двух типов словарей - сочетаемости и синтаксического Нек-рые словари разрабатывают лингвистич единицы, относящиеся к разным уровням структуры языка Напр., орфоэпич словарь имеет дело с звуками, сочетанием звуков, грамматич. формами слов, толковый словарь обычно разрабатывает слова как лексич единицы, грамматич. формы слов, фразеологич. обороты, составные названия, ударение, произношение и т.д.
По способу размещения описываемых лингвистич единиц С у делятся на алфавитные, обратные, гнездовые Особый тип составляют идеографич словари К алфавитным относятся, напр., орфографические или отраслевые предметные словари.
Гнездовые словари всегда являются таковыми только по способу размещения всех производных однокоренных слов в одном гнезде Непроизводные слова, возглавляющие гнезда, следуют в словаре в алфавитном порядке, т с сами гнезда размещаются в гнездовых словарях по алфавиту непроизводных (корневых). слов Пример гнездового словаря - «Шк. словообразовательный словарь рус языка» А Н Тихонова.
В идеографич словарях (к ним относятся тематич словари, словари лексико-семантич групп и др.). слова распределяются по смысловым, тематич группам, к-рые располагаются по определенным логич. схемам, важным для общей классификации материала словаря Так, в «Русско-узб тематич словаре» Тихонова (1979). материал размещен по темам ПРИРОДА I Земля, Поверхность земли II Небо III Явления природы IV Полезные ископаемые V Растения VI Животные VII Птицы VIII Другие животные существа ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА IX Человек X Жилье и т.д.
Специфичны по размещению материала синонимич, антонимич, омони-мич, паронимич словари Системные явления, описываемые в них, реализуются не в изолированных словах, а в ело весных рядах, состоящих минимально из двух, а максимально из неск. десятков слов Синонимы представлены парадигмами, к-рые размещаются в алфавитном порядке доминант, напр., «Краткий словарь синонимов рус языка» В Н Клю евой (1961), аналогично построен «Шк. словарь антонимов рус языка» M P Львова (1980).
Совр. рус учебная лексикография развивается в двух направлениях. С одной стороны, создаются разнообразные аспектные С у, с другой - наметилась тенденция к созданию комплексных словарей, тяготеющих к словарям универсального типа В обучении нерусских рус яз явное предпочтение отдается комплексным словарям, т к обучающемуся удобнее по всем вопросам обращаться к одному источнику В дальнейшем будут развиваться и совершенствоваться оба типа С у Одноаспектные словари будут стремиться к полноте информации - содержать исчерпывающие (с точки зрения потребностей обучения). сведения по разрабатываемым в них единицам языка Такие словари выполняют функцию справочников Комплексные словари прежде всего уч пособия, гл. их функция - обучающая, один из важнейших источников их обогащения и совершенствования - одно-аспектные словари.
Целесообразность создания комплексных словарей обусловлена ролью преподавателя в уч. процессе, конечная цель деятельности к-рого - научить учащихся свободно говорить и писать грамотно по-русски - достигается ежедневной работой над словом На каждом занятии учителю приходится вводить в активный лексич запас учащихся определенное количество слов Для этого он должен иметь в своем распоряжении все необходимые сведения о слове (как правило, рассыпанные по разным словарям рус языка).
Формируются 3 системы аспектных словарей - для учащихся рус. школ, для учащихся школ с нерусским языком обучения и для иностранцев. Наиб. близка к решению проблема аспектных словарей для учащихся рус. школ, однако ряд словарей здесь не создан - омонимический, паронимический, орфоэпический и др., а также ударений, трудностей, лексич. и синтаксич. сочетаемости и др. Отд. словари требуют обновления (напр., синонимический), существенного дополнения (толковый, грамматический).
Система аспектных словарей для рос. школ с нерус. языком обучения не получила развития. Преобладают переводные словари с бедным и сильно устаревшим рус. словником, редко создаются тема-тич., фразеологич., терминологич. и др. С. у. Не развита в должной мере уч. лексикография для мн. языков народов Рос. Федерации.
В системе С. у. для иностранцев основным является переводной словарь. Созданы словари: терминологич., частотные, фразеологич., страноведческие, пословиц и поговорок, сочетаемости. Однако большинство аспектных словарей в этой системе пока не разработаны (синонимич., антонимич., акцентоло-гич., орфоэпич., грамматич. и др.).
С нач. 90-х гг. ведется работа над созданием комплексных словарей рус. языка для нерусских, в основе к-рых коммуникативная ценность слова. Слово толкуется, его значения целенаправленно иллюстрируются. Осн. акцент направлен на использование слова в речевой деятельности. Первый опыт создания такого С. у. - «Словарь-справочник по рус. языку» А. Н. Тихонова, E. H. Тихоновой, С. А. Тихонова (ок. 26 000 слов, 1996). Он близок к универсальному словарю и объединяет в одном фактически 14 словарей: толковый, синонимич., антонимич., омонимия, грамматич., орфографич., орфоэпич., акцентоло-гич., морфемный, словообразовательный, фразеологич., сочетаемости, те-матич., лексико-семантич. групп. Его словник получен путем отбора наиб. употребительных слов из огромного массива совр. рус. языка. Каждая словарная статья дает о слове исчерпывающую информацию: о написании, произношении, грамматич. изменении и т. п., приводятся все вариативные формы слова, фиксируются чередования звуков при слово- и формообразовании. Слова, состоящие из значимых частей, расчленены на морфемы. Для производных слов указываются исходные слова и форманты образования. Доступно и кратко определены значения слов. После их толкования даются антонимы и синонимы. Показана сочетаемость слова. Фразеологич. обороты разработаны семантически, грамматически; показано, с какими разрядами слов они сочетаются. По каждому параметру словарь содержит информацию, отсутствующую в действующих словарях рус. языка.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
152.66 кб

Уроки «Учебного словаря»

Смусина М.Л.
Читать PDF
146.67 кб

К концепции интерактивного учебного словаря

Рогалёва Е. И.
Описана актуальная проблема учебной лексикографии составление фразеологических словарей для младших школьников.
Читать PDF
529.33 кб

Фреймовый учебный словарь в поликультурном образовании

Кузнецова Л. И., Лазуткина Е. В., Харви Т. Л.
В статье представлен опыт работы использования фреймового словаря в поликультурном образовании в практическом курсе русского языка как иностранного.
Читать PDF
170.14 кб

Коммуникативы как объект описания в учебном пособии словарного типа

Казачихина И. А.
В статье рассматривается проблема лексикографической интерпретации коммуникативов в рамках такого жанра учебной лексикографии, как учебные пособия словарного типа.
Читать PDF
784.34 кб

Инновационный учебный фразеологический словарь: элементы ИКТ в бумажном формате

Рогалёва Елена Ивановна, Никитина Татьяна Геннадьевна
В статье рассматриваются возможности использования учебного фразеологического словаря как одного из средств формирования ИКТ-компетенции младших школьников.
Читать PDF
3.84 мб

О проектировании гипертекстового учебного терминологического словаря по информатике

Артюшкин Олег Валентинович, Скибицкий Эдуард Григорьевич
В статье представлен научный подход к моделированию, проектированию, конструированию и внедрению в процесс профессиональной подготовки IT-специалистов гипертекстового учебного терминологического словаря по информатике.
Читать PDF
77.85 кб

Культура самостоятельной работы студентов при создании учебного пользовательского словаря

Гейхман Любовь Кимовна, Ставцева Ирина Вячеславовна
В статье рассматриваются вопросы формирования культуры самостоятельной работы как интегрального свойства личности студента вуза.
Читать PDF
484.18 кб

Учебный словарь-минимум узкоспециальных авиационных терминов: опытно-экспериментальная работа

Позднякова Светлана Юрьевна
В процессе опытно-экспериментальной работы доказана необходимость внедрения в учебный процесс созданной версии учебного словаря-минимума узкоспециальных авиационных терминов.
Читать PDF
192.04 кб

Лингво-предметный словарь как новый жанр учебной лексикографии (из опыта создания учебного словаря п

Гузина Ольга Самуиловна, Маслова Ирина Борисовна, Саврова Ольга Борисовна
В статье анализируется специфика разработки учебных словарей для иностранных студентов-нефилологов, на примере словаря по гистологии рассматриваются структура и содержание лингво-предметных лексикографических изданий, обосновывает
Читать PDF
449.34 кб

О соотношении понятий «лексический минимум» и «учебный словарь» в методике преподавания русского язы

Маркина Елена Игоревна
Рассматриваются различные понимания термина «лексический минимум» в методике преподавания русского языка как иностранного, соотношение этого лексикографического продукта с учебными словарями.
Читать PDF
260.47 кб

Интеграция терминов и понятий посредством диалектических схем в учебной и словарно-справочной литера

Манухов В. Ф., Тюряхин А. С.
Рассматриваются вопросы повышения интеграционных возможностей личности путем обучения разнообразным приемам мышления, постижения новых образов, терминов и понятий с применением учебной и справочной литературы, а также вопросы стан
Читать PDF
660.28 кб

Учебный словарь трудностей русского языка как средство формирования лексикографической компетенции м

Кусова Маргарита Львовна, Плотникова Светлана Владимировна
В статье рассматривается содержание учебного словаря трудностей русского языка для младших школьников как комплексного словаря, обращение к которому способствует формированию всех компонентов лексикографической компетентности.
Читать PDF
139.36 кб

Систематизированный учебно-терминологический словарь в профессиональной подготовке специалиста в вуз

Артюшкина Татьяна Анатольевна, Артюшкин Олег Валентинович, Скибицкий Эдуард Григорьевич
В статье рассмотрены цель, задачи, требования к разработке и логико-семантическая структура систематизированного учебно-терминологического словаря экономиста-бухгалтера, ориентированного на использовании его тематических разделов
Читать PDF
1.55 мб

Научно-методические требования к совершенствованию содержания учебного словаря для студентов техниче

Аилчиева Таалайнур Аилчиевна
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью создания и разработки учебных словарей для студентов технических специальностей.
Читать PDF
193.46 кб

Технология составления учебного словаря по русскому языку как иностранному для студентов-нефилологов

Звездина А.О., Попов А.И.
В работе рассмотрена технология составления учебного словаря по русскому языку как иностранному для студентов-нефилологов с учетом взаимосвязи социально-культурной и учебной сфер общения.