СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
В МОСКВЕ (1687г.) – первая высшая школа России. У истоков создания – писатель и педагог Симеон Полоцкий. Цели школы: - идеологическая охрана православных канонов; - образовательная.
Содержание обучения:
- «семь свободных наук»;
- философия, право, медицина, богословие.
Распространенная форма обучения – диспут.
Воспитанники академии явились основой для зарождения российской интеллигенции. Позднее, в начале 18 в., она превратилась в духовную академию.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
первое высшее учебное заведение в Москве. Целью создания академии была подготовка православных священников, государственных служащих, преподавателей. "Привилегия" (устав) академии, разработанная Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым и подписанная царем Федором Алексеевичем (утвердил в 1682), предусматривала открытие учебного заведения, ориентированного на программу европейского университета, с изучением семи свободных искусств, древних языков и богословия. В качестве учителей были приглашены братья И. и С. Лихуды. В 1687 академия разместилась в стенах Заиконоспасского монастыря (отсюда бытовавшее до середины 18 в. название "Спасские школы"). К 1680 процесс обучения делился на 3 этапа ("школы"): словенское и греческое письмо, семь свободных искусств и богословие. До 1690 преподавание на старших ступенях велось на греческом языке, позднее - на греческом и латинском языках по пособиям, подготовленным Лихудами. С отстранением Лихудов от дел "Спасских школ" в 1694 функции преподавателей были возложены на учеников Лихудов - Ф.П. Поликарпова- Орлова, Н.С. Головина и др. В 18 в. началась переориентация академии на латинский язык, хотя круг дисциплин оставался прежним. В 1701 учебное заведение переименовано в Славяно-латинскую академию, в 1775 - С.-г.-л. а. С образованием Святейшего Синода (1721) учебное заведение перешло в его ведение. По Указу 1727 в академию было запрещено принимать "солдатских, помещиковых и крестьянских детей". В 1-й половине 18 в. академия стала одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Формирование сети светских учебных заведений, открытие в Москве университета способствовали постепенной эволюции академии в центр русской религиозной мысли и проповедничества. В 1814 академия указом Синода преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
первое высш. уч. заведение в Москве. Целью создания академии была подготовка православных священников, гос. служащих, преподавателей. «Привилегия» (устав). академии, разработанная Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым и подписанная царем Федором Алексеевичем (утвердил в 1682), предусматривала открытие уч. заведения, ориентированного на программу европ. ун-та, с изучением семи свободных искусств, древних языков и богословия. В качестве учителей были приглашены братья И. и С. Лихуды, к-рые прибыли в Москву в 1685. В 1687 вновь открытое уч. заведение разместилось в стенах Заико-носпасского монастыря (отсюда бытовавшее до сер. 18 в. назв. «Спасские школы»).
К 1680 кол-во учащихся возросло до 200 чел., процесс обучения делился на 3 этапа («школы»): словенское и греческое письмо, семь свободных иск-в и богословие. До 1690 преподавание на старших ступенях велось на греч. яз., позднее - на греч. и лат. языках по уч. пособиям, подготовленным Лихудами. Школы Лихудов строились и содержались на средства Патриаршего казенного приказа, отчасти на частные пожертвования.
С отстранением Лихудов от дел «Спасских школ» в 1694 функции преподавателей были возложены на учеников Лихудов - Ф. П. Поликарпова-Орлова, Н. С. Головина и др.
Согласно «Привилегии», в академию принимались «всякого чину люди»; среди учащихся были выходцы с терр. Украины, Польши, Грузии и др. В 18 в. началась переориентация академии на лат. язык, хотя круг дисциплин оставался прежним. В 1701 уч. заведение переименовано в Славяно-латинскую академию, в 1775 - С.-г.-л. а. Ректоров академии приглашали из числа ученых-монахов (выпускников Львовской братской школы, Киево-Могилянской академии), известных писателей, проповедников, полемистов (Палладий Роговский, Сильвестр Крайский, Феофилакт Лопа-тинский, Стефан Яворский). В штате кроме ректора состояли префект, отвечавший за порядок и дисциплину, 6—7 учителей и 2 проповедника. Ряд гос. указов (1708, 1710 и др.). содействовал превращению академии в духовное уч. заведение. По указу 1727 в С.-г.-л. а, было запрещено принимать «солдатских, поме-щиковых и крестьянских детей». С образованием Святейшего Синода (1721). уч. заведение перешло в его ведение. Однако большинство студентов по-прежнему составляли светские лица, к-рые по окончании обучения привлекались к гос. службе (переводчиками в Посольский приказ, Коллегию иностр. дел и др.). посылались за границу для продолжения обучения или переводились гл. обр. в мед. школы, где необходимо было знание лат. языка. При академии силами студентов был организован театр, ученики участвовали в «триумфах» - празднованиях воен. побед.
В 1-й пол. 18 в. академия стала одним из крупнейших центров рус. культуры и просвещения. Формирование в дальнейшем сети светских уч. заведений, открытие в Москве ун-та способствовали постепенной эволюции академии в центр рус. религ. мысли и проповедничества. В 1814 академия указом Синода преобразована в Моск. духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ныне г. Сер-гиев-Посад Моск. обл.).
Среди выпускников академии были виднейшие руководители Рус. православной церкви, мн. деятели рус. культуры, в т. ч. зодчий В. И. Баженов, дипломат.н. поэт князь А. Д. Кантемир, поэт.н. переводчик Е. И. Костров, географ и путешественник акад. С. П. Крашенинников, акад. М. В. Ломоносов.
Лит.: Смирнов С., История Московской Славяно-греко-лат. академии, М., 1855; Сменцовский M. H., Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни кон. XVII и нач. XVIII вв., СПБ, 1899; Галкин А., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913; Рогов А. И., Новые данные о составе учеников Славяно-греко-лат. академии, «История СССР», 1959, № 3; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. с древнейших времен до кон. XVII в, М., 1989, с. 74—88.
А. В. Лаврентьев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия