СЛАСТЁНИН Виталий Александрович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЛАСТЁНИН Виталий Александрович (р. 1930)
д-р педагогических наук (1978), профессор (1980), действительный член РАО (1992; Отделение высшего образования). В 1957-69 проректор Тюменского педагогического института. C 1977 в МГПИ (с 1991 - МПГУ; декан и зав. кафедрой).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СЛАСТЕНИН Виталий Александрович
(1930–2010) – отечественный ученый, педагог. Родился в г. Улала (ныне – ГорноАлтайск). Окончил Московский педагогический институт им. В.И. Ленина (1952), доктор педагогических наук (1978), профессор (1979), академик РАО (1992), действительный член ряда общественных российских и международных академий. Большое внимание уделял формированию государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов в области социальной педагогики в России и обеспечил непосредственное руководство их подготовкой для образовательных учреждений, автор ряда монографий по проблемам формирования личности учителя, педагогической культуры, инновационой педагогической деятельности; автор и соавтор нескольких учебников по педагогике.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

СЛАСТЁНИН Виталий Александрович
р. 5.9.1930, Горно-Алтайск), педагог, акад. РАО (1992), д-р пед. наук (1978), проф. (1979). В 1952 окончил МГПИ. С 1956 преподавал в Тюменском пед. ин-те (в 1957—69 проректор). В 1969- 77 нач. уч.-метод, отдела в гл. управлении высших и ср. уч. заведений Мин-ва просвещения РСФСР. С 1977 в МГПИ (с 1991 - МПГУ): зав. кафедрами педагогики нач. обучения (1978—80), педагогики высшей школы (с 1980; одновременно - декан ф-та педагогики и психологии).
Исследовал проблемы теории и практики проф. подготовки педагогов. Обосновал концепцию многоуровневого пед. образования, его содержания и технологий на отд. этапах. Разрабатывая прогностич. модель личности и проф. деятельности учителя, выделил проф.-ценностные ориентации, куль-турологич., аксиологич. и индивидуально-творческие аспекты его формирования. В сфере науч. интересов -лич-ностно-ориентированные технологии в высшем пед. образовании (кн. «Российский учитель: проф. деятельность и личность», 1994). Автор учебников и пособий по педагогике для пед. вузов и колледжей.
Соч.: Формирование личности учителя в процессе его проф. подготовки, М., 1976; Формирование проф. культуры учителя, М., 1983 (соавт. и ред.); Диагностика проф. пригодности молодежи к пед. деятельности, М., 1987 (соавт. и ред.); Целостный пед. процесс как объект проф. деятельности учителя, М., 1994 (соавт. и ред.).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

СЛАСТЕНИН Виталий Александрович
родился 5 сентября 1930 г. в г. Горно-Алтайске Алтайского края в крестьянской семье. В 1948 г. по окончании Горно-Алтайского педагогического училища был направлен на учебу в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина. Обучаясь на школьном отделении педагогического факультета, обнаружил глубокий интерес и устойчивую склонность к исследовательской деятельности. Отмечен золотой медалью на Всесоюзном конкурсе студенческих работ. Уже в студенческом возрасте имел пять научных публикаций. После окончания института в 1952 г. работал начальником учебной части МГПИ, а затем был зачислен в аспирантуру по кафедре педагогики.
Защитив кандидатскую диссертацию, Сластенин В.А. с 1956 г. работает преподавателем кафедры педагогики и психологии Тюменского государственного педагогического института. В 1957 г., в возрасте 27 лет, назначается проректором этого института по учебной и научной работе (с 1964 г. – только по научной работе). Работая в этой должности в течение 12 лет, а также три года исполняя обязанности ректора института, Сластенин В.А. проявил себя талантливым организатором. За время его работы в институте была создана хорошая учебно-материальная база, созданы учебные и научные лаборатории, в три раза вырос контингент студентов, подготовлено 60 кандидатов и 14 докторов наук. Во многом благодаря этому стало возможным открыть в 1970 г. на базе педагогического института Тюменский государственный университет.
В 1969 г. Сластенин В.А. переводится в центральный аппарат Министерства просвещения РСФСР в качестве начальника Учебно-методического отдела – заместителя начальника Главного управления высших и средних педагогических учебных заведений. Работая в Министерстве в течение восьми лет, он внес большой вклад в создание нового поколения учебно-методической документации педагогических институтов и училищ (учебные планы и программы, профессиограммы и квалификационные характеристики, учебно-методические комплексы). При его активном участии была сформирована и отлажена система подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, планирования и организации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов.
Инновационный подход к управленческой деятельности позволил Сластенину В.А. накопить, систематизировать и обобщить обширную информацию, которая легла в основу его докторской диссертации «Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки», защищенной в 1976 г.
С 1977 г. Сластенин В.А. работает в МПГУ, организует кафедру педагогики и психологии высшей школы, а в 1985 г. – факультет педагогики и психологии. Возглавляя их, он реализует систему многоуровневого педагогического образования, разработал государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «педагогика и психология», и по направлению «педагогика». На факультете готовятся бакалавры, специалисты, магистры, функционируют аспирантура и докторантура. На кафедрах факультета работают 24 доктора наук. Образовательный процесс факультета осуществляется на основе оригинальных, авторских программ с использованием современных педагогических технологий.
Как ученый, Сластенин В.А. занимает лидирующее положение в области методологии, теории и практики педагогического образования. Он является одним из разработчиков общей концепции педагогического образования, автором более 300 научных работ, в том числе 11 монографий и 4 учебников по педагогике. Труды Сластенина В.А. переведены на 15 языков, в том числе изданы в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Китае, Чехословакии. В рамках комплексной научной программы Российской академии образования «Педагогические кадры» сегодня исследует личностно ориентированные технологии подготовки учителя.
Профессор Сластенин В.А. создал научную школу, которая представлена практически во всех регионах Российской Федерации. Он подготовил 163 кандидата и 19 докторов педагогических наук. Среди них такие выдающиеся ученики Сластенина В.А., как М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, И.Д. Лушников, В.М. Меньшиков, Л.С. Подымова, Е.Н. Шиянов и др.Сластенин В.А. – член Совета по педагогическому образованию при Министерстве общего и профессионального образования РФ, председатель Головного совета Министерства «Проблемы педагогики», председатель экспертного совета конкурса грантов по педагогике, председатель Учебно-педагогического совета по общей и социальной педагогике и психологии УМО педагогических вузов, член бюро Отделения высшего образования РАО, председатель совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
С 1989 г. – член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, с 1992 г. – действительный член Российской академии образования. Избран академиком ряда о6щественных академий.
В 1996 г. Сластенину В.А. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Награжден орденом Знак Почета, медалями им. К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, С.И. Вавилова, А.С. Макаренко, И. Алтынсарина, К. Кары-Ниязова.
Отличник просвещения СССР и всех республик бывшего СССР.
Соч.: Педагог, педагогика и школа. – Тюмень, 1968; Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. – М., 1976; Профессиональная культура учителя. – М., 1994; Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997; Целостный педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителя. – М., 1997.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
65.09 кб

Светлой памяти Виталия Александровича Сластенина

14 июня 2010 г.