Сквернословие

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СКВЕРНОСЛОВИЕ
это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, выходящими далеко за пределы литературного языка. К С. обычно относят нецензурную брань, т. наз. непечатные (нецензурные) выражения, матерщину, лексику «телесного низа» и т.д. С. можно считать разновидностью этико-речевых ошибок. В словаре В.И. Даля дано следующее определение слова «скверна». «СКВЕРНА ж. сквер м. вост. мерзость, гадость, пакость, касть, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное. Не признающие брака пребывают в скверне. Очистим себе от всякия скверны плоти и духа. Коринф. Скверну природную очищают вода и огонь, скверну духовную — покаяние. Скверный, мерзкий или гадкий, гнусный, поганый, кастной, пакостный и пр. ~ ность, скверна, как свойство, качество. Скверно нареч. говор, вообще вм. дурно, плохо, негодно. Сквернить что, осквернять, гадить, пакостить, поганить, кастить;

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Сквернословие
употребление злых, недобрых, оскорбительных и унизительных слов, слов грязных, мерзких, скверных. Сквернословие – поругание веры, антипод молитвы. оно гораздо вреднее, чем ядовитые газы заводов и фабрик. Оно смущает и грязнит пространство, разрушает атмосферу и душу. Нужно очень много добрых дел, молитв и добрых мыслей, чтобы снять этот грех, эту вину перед человеком, обществом, природой, Богом (см. Бранное слово). Ученые мира проводят серьезные исследования о влиянии на человеческий род бранных слов. Сегодня они утверждают, что они «взрывают» генетический аппарат человека, вызывают мутации, ведущие к вырождению. С помощью специальной аппаратуры обнаружено, как ломаются, меняются местами и корежатся хромосомы. В результате вырабатываются противоестественные программы, программы самоликвидации. Сквернословие, и у тех, кто произносит бранные слова, и кто их слышит, вызывает мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. «Волновые уши» ДНК воспринимают человеческую речь, что и является основанием не только лечебного, но разрушительного влияния слова на человека.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СКВЕРНОСЛОВИЕ
(Сквернословить) поругать, бесчестить, кощунствовать. Не сквернит в уста, а сквернит из уст. <...> > Сквернословить, вести непристойные, зазорные, постыдные речи; срамно, похабно ругаться, -ся, страдат. -словие, срамословие; ~словный,к сему относящ. Сквернослов, ~вец, ~вка, срамослов, или буеслов, поругатель, кощун. Акающие русаки (ряз. тул. орл. кур. тамб. и пр.) первые сквернословы; в окающем говоре (сев.-вост.) такого сквернословия не услышишь».
Корни этого явления уходят в язычество. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить себя от демонического мира, либо ублажали демона, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Второе производилось при помощи С. В современном речевом общении к С. обычно прибегают для повышения эмоциональности речи и эмоциональной разрядки, для оскорбления, унижения адресата речи, для демонстрации агрессии или отсутствия страха, раскованности, пренебрежения к запретам, принадлежности к определённому сообществу и др.
Для преодоления этого порока необходимо придерживаться нормативной лексики; стараться ни при каких обстоятельствах не опускаться до С.; терпеливо и настойчиво помогать другим избавляться от бранных, ругательных слов при выражении мыслей и переживаний; усваивать образцы вежливого, культурного выражения мыслей и чувств в типичных ситуациях; формировать непривлекательный образ человека, употребляющего бранные слова, нецензурные выражения.
Лит.: Воронцова Т.А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство. Ижевск, 2006; Глебов В.В., Родионова О.М. Особенности речевой агрессии. URL: www.rost-prof.ru/union/partners/rudn/articles/agr.html; Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: http://slovari.yandex.ru; КРРЭСС. М., 2003 (см. ст. Вульгаризация речи, Инвектива, Речевая (языковая, вербальная) агрессия, Сквернословие); Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб. пособие. М., 2011; Сиротинина О.Б. Положительные и негативные следствия двадцатилетней «свободы» русской речи // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 8. Саратов, 2008; Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Научно-методический бюллетень. Красноярск-Ачинск, 1997. Вып. 2; Щербаков А.В. роль СМИ в формировании норм языка // Региональная пресса: классика и современность: Сб. науч. ст. Красноярск, 2006; Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М., 2008.
А.В. Щербаков

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

СКВЕРНОСЛОВИЕ
(у детей) – наполнение речи неприличными выражениями, ругательствами, непристойными бранными словами.
О Ленинграде начала 1930-х гг.: «Я не понимал, как ребята так легко матерятся – а матерились они хуже извозчиков. Был у нас такой Гольм, – я как-то шел с ним от угла Большого и Каменноостровского до Введенской, он говорил без умолку, и я подсчитывал, скажет ли он хоть одну фразу без матюга – не сказал. Правда, Гольм принадлежал к презираемым ребятам, и развлечения его были самые низкие: плевать окурками, прилепляя их к потолку в уборной, или разбивать унитаз, а потом спускать воду. Но матерились все» (Дьяконов, 1995, 213). О мальчиках 10–11 лет в 1943–1944 гг. в районном центре Ташла Чкаловской (Оренбургской) области: «Впоследствии все мы… подружились. Борька Трунов стал вообще моим главным дружком – у него я учился небрежно ругаться матом, элегантно плевать сквозь зубы и выливать сусликов» (Стругацкий, [1992] 2001, 529). О летнем лагере конца 1940-х гг.: «“Чем этот мальчуган провинился, которомy ты голову намыливала?“ – спросил Костя. “Костя, он ругается. И не так, как другие ребята иногда: дураком или еще как-нибудь... Он нехорошими словами!… Я сделала ужасную бестактность. Я спросила его: “Ведь ты никогда не слышал, чтобы люди, которых ты уважаешь, говорили такие слова? Разве твой папа так говорит?” А он мне ответил: “Папа говорит”. Костя, значит не всегда можно мальчику поставить отца в пример“» (Артюхова, [1955] 1961, 227).
О шестикласснике мужской школы в 1948 году: «В шестом классе, насильственно преодолевая свою внутреннюю несвободу, я виртуозно овладел нецензурщиной – естественно, на уровне нашего тогдашнего развития» (Лиханов, 1995, 80).
О Свердловске конца 1940-х – начала 1950-х гг.: «Вечером он стоял в коридоре у распахнутого во двор окна, а внизу стоял его приятель, которого он окликнул от нечего делать, и вот они беседовали. Вокруг не было никого из взрослых, и они с удовольствием обменивались крепкими выражениями, без которых, начиная с определенного и довольно раннего возраста, не мыслилось общение у пацанов их двора. В семье мальчика не произносили ничего крепче “черта” и о его владении нецензурщиной, он полагал, не знали, и он боялся даже представить, чтобы когда-нибудь узнали. Так они стояли и беседовали, и вскоре после того, как он без всякой причины и без всякой злости произнес по адресу приятеля одно из самых звучных выражений, у него за спиной раздался мамин голос, звавший ужинать… Играли сообща, мальчики и девочки, во все игры, вплоть до футбола. Девчонки дрались и матерились не менее умело, чем мальчишки» (Дробиз, 2004).
О 1954 годе: «…Именно такие, на первый взгляд ничем не примечательные люди совершают подвиги куда чаще, чем те, что на ходу прыгают в трамвай, с малых лет приучаются курить и ругаться скверными словами» (Никонов, [1958] 1962, 132–133).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.