СКОРИНА Франциск

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СКОРИНА ФРАНЦИСК
(ок. 1486–1541), первопечатник, ученый-просветитель. В 1504 г. учился в Ягеллонском университете (Краков). В Падуанском университете успешно выдержал экзамен на степень доктора медицины (1512). Перевел Библию на славянский язык. В 1517–1519 гг. в Праге в организованной им типографии кирилловской печати выпустил 20 изданий, содержащих 23 книги Ветхого Завета. Первым из них была Псалтырь, вышедшая 6 августа 1517 г. В 1522 г. организовал первую типографию в Великом княжестве Литовском (в Вильне), где примерно за три года выпустил 22 издания. Названы в общем послесловии “Малая подорожная книжица” (1522), “Апостол” (1525). Книги были хорошо иллюстрированы и орнаментированы; главные мысли и выражения выделены красной краской. В предисловиях к книгам высказывал мысли о возможности использования в педагогических целях любой книги; считал важным эстетическое воспитание молодежи.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

СКОРИНА ФРАНЦИСК
ок. 1486, по другим данным, 1490 - не ранее 1541)— восточнославянский первопечатник, ученый-просветитель. Учился в Ягеллонском университете (Краков, 1504- 1506). В 1517-19 в Праге в организованной им типографии кирилловской печати выпустил 20 изданий, содержащих 23 книги Ветхого Завета. Первым изданием была Псалтырь (1517). Перевел всю Библию на славянский язык (в белорусской редакции), но напечатать успел не полностью. В 1522 организовал первую типографию в Великом княжестве Литовском (Вильно), где примерно за 3 года выпустил 22 издания. 21 из них, включающее Псалтырь, Часословец, ряд акафистов и канонов и др., названо в общем послесловии "Малой подорожной книжицей" (1522). Последним изданием был "Апостол" (март 1525). В предисловии к пражской Псалтыри 1517 С. высказал мысль о возможности использования в педагогических целях любой книги. Существенное значение в наследии С. получили этические вопросы.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СКОРИНА Франциск
ок. 1486, по др. данным, 1490, Полоцк, - не ранее 2.6.1541, Прага), вост.-слав, первопечатник, ученый-просветитель. В 1504 учился в Ягеллонском ун-те (Краков, 1504—06). В Падуанском ун-те успешно выдержал экзамен на степень доктора медицины (1512). Вернувшись на родину, работал над переводом Библии на слав, язык (в белорус, редакции). В 1517—19 в Праге в организованной им типографии кирилловской печати выпустил 20 изданий, содержащих 23 книги Ветхого Завета. Первым из них была Псалтырь, вышедшая 6 авг. 1517. Пражские издания С. иллюстрированы, снабжены титульными листами (впервые в слав, изданиях кирилловского шрифта), украшены гравированными на дереве заставками и инициалами. Перевел всю Библию, но напечатать успел не полностью. Отд. части перевода сохранились в поздних списках. В 1522 С. организовал первую типографию в Великом княжестве Литовском (в Вильне), где примерно за 3 года выпустил 22 издания. 21 из них, включающее Псалтырь, Часословец, ряд акафистов и канонов и др., названы в общем послесловии «Малой подорожной книжицей» (1522). Последним изданием С. был «Апостол» (март 1525). Вилен-ские издания выпущены в небольшом формате, частично иллюстрированы и хорошо орнаментированы. Как пражские, так и виленские издания снабжены предисловиями и послесловиями, позволяющими реконструировать мировоззрение С., его пед., правовые, эстетич. взгляды. С 1535 С. состоял на службе у короля Фердинанда I в Праге, где основал один из первых в Европе ботанич. садов.
В предисловии к пражской Псалтыри 1517 С. высказал мысль о возможности использования в пед. целях любой книги. В общем предисловии к Библии отд. ее книги связаны с преподаванием определенных наук «тривиума» и «квадриви-ума». Идеал гражданина С. видел в сознательном человеке, сочетающем в себе веру в Бога с рассудочностью, деловитостью, заботой о благе ближних. С. считал, что общество должно руководствоваться законами совести. Особое пед. значение С. придавал Псалтыри, в предисловии к к-рой подчеркнул важность эстетич. воспитания молодежи. Инструментом такого воспитания С., в частности, считал иллюстрации, помещенные им в Библии и предназначенные, по его словам, чтобы «братия моя Русь, люди посполитые (т.е. простые). чтучи, могли лепей разумети». Большое внимание уделял С. выделению в книгах важных для восприятия текстов красной краской, к-рую он начал широко применять в вилен-ских изданиях. Существ, значение в лит. наследии С. получили этич. вопросы, к-рым уделено внимание в предисловии к Притчам Соломона, изданным в Праге (1517). Эти тексты, насыщенные пед. содержанием, впоследствии использовались в рус. печатных Азбуках.
Лит.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедия, справочник, Мн., 1990; Неми-ровский Е.Л., Франциск Скорина. Жизнь и деятельность белорус, просветителя, Мн., 1990; его же, Пед. взгляды ФранцискаСко-рины, СП, 1986, № 6, с. 106—11.
Е. Л. Немировский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
265.44 кб

Франциск Скорина как современник Реформации

Паламаренко Евгений Викторович
В статье рассматриваются некоторые аспекты жизни и деятельности Франциска Скорины. Предлагается авторское видение творческой деятельности первопечатника.