СКИННЕР Беррес Фредерик

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СКИННЕР (Skinner) БЕРРЕС ФРЕДЕРИК (1904-1990)
американский психолог, представитель бихевиоризма, основоположник теории программированного обучения. Профессор (с 1939) в университетах США. Член Национальной АН США.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СКИННЕР Беррес Фредерик
20.3.1904, Саскуэханна, шт. Пенсильвания, - 18.8.1990, Кембридж, шт. Массачусетс), амер. психолог, представитель бихевиоризма, основоположник теории программированного обучения. Проф. (с 1939). в ун-тах Миннесоты, Индианы и Гарварда. Член Нац. АН США.
Известность С. принесли эксперим. исследования поведения животных, проведенные в 30-х гг. Им был разработан ряд оригинальных методик и приборов (в частности, т. н. ящик С. для манипулирования подкреплением). На основе этих исследований С. выдвинул концепцию оперантного поведения, к-рое считал принципиально отличным от условно-рефлекторного. С. видел ограниченность классич. бихевиоризма (Дж. Уотсон и др.), а также необихевиористских концепций (Э. Толмен, К. Халл). в том, что принятая ими схема «стимул-реакция» (даже дополненная т. н. промежуточными переменными). не учитывает влияние реакции на поведение. Процесс приспособления к среде строится на основе активных проб - воздействий на окружающий мир; нек-рые из них случайно могут оказаться удачными и поэтому закрепляются - оперантные реакции. Они составляют осн. «репертуар» активного произвольного поведения. Научение, по С., - «последовательное наведение на нужную реакцию». Гл. средством формирования поведения выступает подкрепление. На этой основе С. разработана система программированного обучения, направленного на получение и закрепление требуемых реакций. В трактовке С. программированного обучения сильны элементы механицизма, его ограниченность состоит в сведении обучения к набору внеш. актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом внутр. познават. деятельность учащихся игнорируется и остается неуправляемой.
Данные экспериментов на животных С. перенес на поведение человека. Мышление, память, мотивы и др. психич. процессы С. описывает в терминах реакций и подкрепления, а человека - как реактивное существо, фатально зависящее от внеш. обстоятельств. Свою концепцию С. распространял и на решение проблем совр. общества, сводящееся к манипулированию людьми посредством подкрепления (т. н. социальный бихевиоризм). Концепция С., в частности ее пед. приложение, подвергается критике мн. психологами и представителями антитехнокра-тич. педагогики в разных странах, в т. ч. и в США.
Соч.: The behavior of organisms, N. Y., [1938]; Science and human behavior, N. Y., [1956]; Verbal behavior, N. Y., [1957]; Waiden two, N. Y., 1963; The technology of teaching, N. Y., [1968]; Contingencies of reinforcement, N. Y., [1969]; Beyond freedom and dignity, N. Y., 19728: Cumulative record, N. Y., 19723; About behavio-rism, N. Y., 1974; The shaping of a behaviorist, N. Y., 1979; в рус. пер.: Наука об учении и иск-во обучения, в кн.: Программированное обучение за рубежом, М., 1968; Оперантное поведение, в кн.: История заруб. психологии. 30—60-е гг. XX в. Тексты, [М.], 1986.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия