Сказка

Найдено 1 определение
Сказка
жанр устного народного поэтического творчества. Сказки, как правило, посвящены магическим, волшебным действиям людей, животных и растений. В них много символов, через которые каждая сказка связывается с внутренней жизнью человека, выражает миросозерцание народа, его взгляды на окружающую действительность. Сказки строятся на трех элементах: мифическом, бытовом и животном. В бытовой сказке преобладает духовно-нравственное начало. В мифической – народ олицетворяет солнце, луну, времена года, погодные явления, представляя их в виде сверхъестественных существ. Нравственные основы сказки и поступков ее главных героев вознаграждаются победой. Добро в сказках всегда побеждает зло. В сказках о животных – животным придаются человеческие качества. Сказки передаются из уст в уста, распеваются плавно, неторопливо, осторожно, доверительно. Лучше их рассказывать в наряде русской женщины – бабушки, в волнующей темноте, сидя вокруг сказительницы. Сказки производят и на детей, и не взрослых магическое действие, подготавливают их душу к серьезной многотрудной жизни. Сказки развивают детскую фантазию, ибо обладают так называемым «пространством неопределенности». Не зря дети хотят иметь «волшебную палочку», чтобы творить добро, нести людям свет. Слово «сказка» родилось не ранее XVII в., до этого их называли «баснями».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
216.47 кб

Сказка как средство развития речи младших школьников с речевыми нарушениями

Ивановская О. Г.
Читать PDF
177.78 кб

Формирование представления у читателей-школьников о понятии «Литературная сказка» (на материале сказ

Млечко Л. Е.
Читать PDF
153.50 кб

Сказка - воспитатель нравственности младшего школьника

Ездакова Елена Александровна
В статье говорится о развитии нравственных качеств у младших школьников.
Читать PDF
379.42 кб

Сказка о короле Матиуше Первом как социально-педагогическая антиутопия Януша Корчака

Куприянов Борис Викторович
В тексте статьи автор, интерпретируя сказку Януша Корчака о короле Матиуше Первом, размышляет о возможности гуманизации воспитания, о вечных противоречиях между взрослыми и детьми, о смысле и драме педагогической профессии.
Читать PDF
112.81 кб

Народная сказка - средство воспитания и обучения детей

Снопова Татьяна Константиновна
Автор рассматривает народную сказку как одно из важных средств духовно-нравственного становления личности, показывает важность обращения к народной педагогике, определяет особенности народной сказки
Читать PDF
523.79 кб

Сказка — врачевание души

Селюкова Е. С.
Читать PDF
285.46 кб

Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит

Трофимова Галина Александровна
Автор раскрывает роль и функции сказок в раскрытии творческого потенциала детей.
Читать PDF
192.73 кб

Русская народная сказка как средство приобщения младших школьников к русской культуре

Киселёва Е. А.
Читать PDF
1.74 мб

Интегрированный урок внеклассного чтения: «Сказка о нужде, о счастии и о правде»

Федотова Софья Поликарповна
Автор предлагает вниманию читателя интегрированный урок из разработанной системы уроков развития связной речи, посвященных 200-летию со дня рождения В.И. Даля.
Читать PDF
163.32 кб

Русская народная сказка как средство воспитания детей-мигрантов в условиях современной массовой школ

Михайлина Елена Владимировна
Рассматривается актуальная проблема современной массовой школы — обучение и воспитание детей-мигрантов, возможности использования элементов устного русского народного творчества в указанных процессах.
Читать PDF
531.92 кб

Классный час «Сказка за сказкой»

Михайлова Елена Александровна
В статье рассматриваются возможные подходы к обучению школьников в процессе игры, когда дети являются не только участниками, но и создателями игры, раскрываются особенности совместной творческой деятельности учителей, учеников, ро
Читать PDF
2.32 мб

Сказка как эффективная техника работы с проблемой детской гиперактивности

Сковородкина Ирина Зосимовна, Морозова Ольга Николаевна
В статье характеризуются проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, выделены характерные особенности синдрома у детей дошкольного возраста.
Читать PDF
0.00 байт

Проект «Сказка моего детства» по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста (из опы

Гагарина О.В.
Читать PDF
0.00 байт

Сказка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского

Аванесян Лиана Рубеновна
В статье изложены взгляды известного педагога прошлого столетия В. А. Сухомлинского (1918-1970) на роль сказки в процессе воспитания детей.
Читать PDF
316.43 кб

Исследовательский проект в 5 классе: русская волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Меркин Геннадий Самуйлович
В статье рассмотрен вопрос о реализации исследовательских литературоведческих проектов на примере изучения русской народной сказки «Царевна-лягушка» в 5 классе.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СКАЗКА о глупом мышонке

    многократно переиздававшаяся стихотворная сказка С.Я. Маршака. Впервые опубликована в 1923 году. Текст сказки включает в себя 24 четверостишия. Приводим первые пять и последние четыре: «Пела ночью мы
  • СКАЗКА о мёртвой царевне и семи богатырях

    сказка А.С. Пушкина; в 1960-е – 1980-е гг. входила в число произведений, подлежащих обязательному изучению в школе (4 класс). «В IV классе дети изучали “Сказку о мёртвой цвревне и о семи богатырях”» (Зепал
  • СКАЗКА о потерянном времени

    пьеса для кукольного театра (поставлена в 1940 г., издана в 1948 г.) Евгения Львовича Шварца (1896–1958); в 1964 году по мотивам сказки снят фильм (режиссер А. Птушко). О восьмилетней девочке в Шадринске в 1993 г.: «
  • СКАЗКА о рыбаке и рыбке

    сказка А.С. Пушкина; в 1960-е – 1980-е гг. входила в число произв-й, подлежащих обязат. изучению в нач. классах школы. О мальчике 10 лет в с. Крутая горка Шумихинского рона в 1994 г.: «Когда заканчивали играть в
  • СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

    логопедический прием при диагностике и коррекции звукопроизношения. Логопед рассказывает историю «Сказка о Веселом Язычке» и предлагает ребенку повторять за собой рассказ, сопровождаемый показ
  • СКАЗКА про белого бычка

    одна из наиболее распространённых докучных сказок. О перв. пол. 1980-х гг.: «Была такая сказка [у] моей бабушки – сказка про белого бычка. Я не помню весь текст, примерно так: “Хочешь, расскажу сказку пр
  • СКАЗКА за сказкой

    передача для детей, выходившая на пятом (петербургском) канале во вт. пол. 1980-х – перв. пол. 1990-х гг. О Шадринске в 1988–1991 гг.: «Передача “Сказка за сказкой” шла по 5-му каналу. Мне было около 3–6 лет, ког
  • Сказкотерапия

    терапия средой, особой сказочной обстановкой с целью активизации ресурсов, потенциала личности.
  • Бабушкины сказки

    это русский фольклор, обрабатываемый бабушкой для передачи своим внукам и детям вообще. Как правило, это поучительные, назидательные, воспитывающие и развивающие сказки с глубоким нравственным с
  • АЛЁНУШКИНЫ сказки

    книга (1894–1897) Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852–1912). Включает «Сказку про храброого зайца…», «Сказку про Комара Комаровича», «Умнее всех», «Ванькины именины». О 1910-х гг.: «“Устюша, бросай всё
  • ДОКУЧНЫЕ сказки

    «прибаутки или потешки, которыми стараются отвадить детей, когда они слишком настоятельно требуют рассказывания сказок» (В.Я. Пропп). В своем большинстве докучные сказки очень коротки: всего неско
  • ПРО Красную Шапочку. Продолжение старой сказки

    двухсерийный музыкальный телефильм 1977 года, режиссёр Леонид Нечаев. В этом телефильме прозвучала ставшая популярной Песня Красной Шапочки.
  • СКАЗКИ

    Нужны ли ребенку сказки? Этот вопрос все еще обсуждается воспитателями и педагогами. Одни осуждают любые фантастические истории на том основании, что дети еще не способны отличить реальность о
  • СКАЗКИ братьев Гримм

    см.: Гримм; Братья Гримм. Первый том сказок братьев Гримм, Якоба (1785–1863) и Вильгельма (1786–1859), проявился в 1812 году, второй – в 1815 и третий – в 1822 году… Первые переводы немецких сказок получили извест
  • СКАЗКИ дядюшки Римуса

    сказки о животных с человеческими повадками, собранные и переработанные Джоэлем Чендлером Харрисом (1848–1908), фольклористом и журналистом. Наиболее выразительные персонажи – Братец Кролик и Брате
  • СКАЗКИ Пушкина

    сказки, написанные А.С. Пушкиным. К началу ХХ века вошли в круг детского чтения. О нач. ХХ в.: «…Были ли в самом деле так богаты старые книжные полки. Да, конечно, их нельзя назвать бедными, если… на ни
  • СКАЗКИН Сергей Данилович

    историк, академик АН СССР (1958), действительный член АПН РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1968), д-р исторических наук и профессор (1935). С 1920 вел научно-исследовательскую и преподавательскую рабо