СКАТКИН Михаил Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СКАТКИН МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ
(1900–1991), педагог.
С 1919 г. – учитель начальной школы. В 1920–1930-е гг. работал на Опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР под руководством С. Т. Шацкого. С 1930 г. вел научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики. Занимался методологией педагогической науки, в том числе вопросами совершенствования процесса обучения, содержания образования. Одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ; разработал принцип научности обучения. Основные работы: “Научные основы методики преподавания естествознания в начальной школе” (1946), “Вопросы теории построения учебных программ в советской школе” (1949), “Совершенствование процесса обучения” (1971), “Дидактика современной школы” (1982), “Методология и методика педагогических исследований” (1986).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

СКАТКИН Михаил Николаевич (1900-1991)
педагог, действительный член АПН СССР (1985; член-корреспондент 1950). С 1919 учитель начальной школы; в 1925-30 работал на 1-й Опытной станции по народному образованию Наркомпроса. С 1930 вел научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики при 2-м МГУ, Программно-методическом институте, Институте политехнического образования и др. С 1945 в системе АПН, с 1957 заведовал подразделениями научно-исследовательских институтов, разрабатывающими проблемы дидактики. Его исследования по фундаментальным проблемам дидактики легли в основу работ, проводимых в СССР и других странах. Автор ряда новых принципов дидактики, в т.ч. принципа научности обучения; соавтор дидактических концепций содержания образования и методов обучения. Автор учебника по природоведению для начальной школы (1946-86) и методических руководств к нему. — выдающийся ученый-педагог, доктор педагогических наук. Был одним из оппонентов докторской диссертации Шамовой Т.И., посвященной разработке принципа активности в обучении, и таким образом она как бы приняла "эстафетную палочку" от патриарха дидактики. (Шамова Т.И. Избранное. Составители: Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. -31) См. также Шамова Т.И.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СКАТКИН Михаил Николаевич
11.8(29.7).1900, с. Козлове, ныне Моск. обл., - 7.8.1991, Москва], педагог, д. ч. АПН СССР. (1985; ч.-к. с 1950). С 1919 учитель нач. школы. В 1920—30 работал на 1-й Опытной станции по нар. образованию Наркомпроса РСФСР. под руководством С. Т. Шацкого; в 1925 там же окончил пед. курсы. С 1930 вел н.-и, работу в Ин-те науч. педагогики при 2-м МГУ, Программно-метод. ин-те, Ин-те политехн. образования и др. науч.-пед. учреждениях и одновременно преподавал в вузах. С 1945 в системе АПН, с 1957 заведовал подразделениями н.-и, ин-тов, разрабатывающими проблемы дидактики. С. занимался методологией пед. науки, вт. ч. вопросами совершенствования процесса обучения, содержания образования и др. Его исследования по фундам. проблемам дидактики (теории политехн. образования, принципов и методов обучения). легли в основу работ, проводимых в СССР. и др. странах. С. одним из первых начал разработку теории конструирования уч. программ. Автор ряда новых принципов дидактики, в т. ч. принципа научности обучения; соавтор дидактич. концепций содержания образования и методов обучения. Значит. ельна его роль в выявлении путей совершенствования процесса обучения в 60—80-е гг. С. отличался мастерством систематизации состояния дидактики и отд. ее проблем, придавая их совокупности концептуальную целостность. С. - автор учебника по природоведению для нач. школы (1946- 86). и метод, руководств к нему.
Соч.: Науч. основы методики преподавания естествознания в нач. школе, ИАПН, 1946, в. 4; Вопросы теории построения программ в сов. школе, ИАПН, 1949, в. 20; Формализм в знаниях учащихся и меры борьбы с ним, М., 1956; Критерии и принципы определения содержания образования. Методы науч. разработки вопросов содержания образования Доклад на совещании экспертов ЮНЕСКО. 1968, [б. м., б. г.]; Совершенствование процесса обучения, М., 1971; О школе будущего, М., 1974; Школа и всестороннее развитие детей, М., 1980; Дидактика ср. школы, M., 19822 (ред.); Проблемы совр. дидактики, M., 19842; Методология и методика пед. исследований, М., 1986
И. Я. Лернер.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
130.50 кб

Встречи с Михаилом Николаевичем Скаткиным

Горский Владимир Ахкамович
Читать PDF
128.52 кб

Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 115-летию Михаила Николаевича Скаткина: