СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Системный подход
ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ПОДХОД СИСТЕМНЫЙ
направление методологии научного познания и социальных практик, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Системный подход
подход, в основу которого положен анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, выявление причинно-следственных связей и отношений.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью цели, единством управления и функционирования [63, c. 151].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ПОДХОД СИСТЕМНЫЙ
ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений; использование системы мер воздействия в интересах наиболее целесообразного преобразования, развития конкретного явления.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Системный подход
комплексное изучение объекта как единого целого с позиции взаимосвязанности всех его элементов, изучения каждого элемента системы в общем процессе функционирования и развития, влияния общесистемных качеств на каждый элемент целого.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Системный подход
методологическое понятие, означающее возможность исследования объекта как системы структурных частей в их функциональном взаимодействии. При изучении литературного произведения структурно-функциональный подход реализуется в процессе выделения в тексте значимых элементов, рассмотрения их и отношений между ними. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем и предполагающий анализ явлений как сложного единства, не сводимого к простой сумме элементов; метод рассмотрения каждого вопроса, задачи, явления, объекта как части более широкого единого и неразделимого целого – системы взаимосвязанных составных элементов.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Системный подход
[система + подход] – 1) общая стратегия научного поиска, направление методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Методологическая специфика С. п. определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных связей сложного объекта и сведение их в единую закономерность; 2) то же, что системный анализ.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Системный подход
методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской деятельности и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.
Источник: Исследовательская деятельность
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методология, специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Методологическая специфика С. п. определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Основными задачами С. п. в изучении систем будет определение предельных характеристик этих систем, характера их структур, особенностей функционирования в среде с учетом связей со средой, раскрытие механизмов внутреннего и внешнего функционирования систем и т.п.
Источник: Словарь-справочник по специальному образованию
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
направление методологии, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. При исследовании педагогической системы исследователь должен выявить компоненты и системооб-разующие связи педагогического процесса, определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы, определить роль и место данной системы в системе других явлений, изучить процессы управления, обеспечивающие достижение поставленных целей, и в результате — создать систему с улучшенным функционированием, внедрить полученные результаты в практику.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Системный подход
метод программно-целевого управления педагогическими объектами и процессами. Этот метод позволяет составить более ясное представление о явлениях педагогического характера и их составляющих, направляет внимание к целому и связям, помогает увидеть доминирующую идею в объекте управления и в процессе управления. Системный подход обеспечивает эвристичность, универсальность и конструктивность управления. Различают системно-дифференцирующее назначение метода и системно-интегрирующее. Так, системный подход в управлении кадрами позволяет выделить отдельные составляющие этого сплошного процесса (подбор, оценка, выдвижение, подготовка и т.д.), а также объединить их и управлять этим процессом «по качеству», т.е. по результату.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Системный подход применяется к тем явлениям, которые относятся к категории системы. Исследователь должен выявить компоненты и системообразующие связи педагогического процесса или явления, определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы, оценить роль и место данной системы как целостного образования в системе других явлений, выявить отдельные элементы или группы, на которые будет оказано преобразующее влияние, изучить процессы управления, обеспечивающие достижение поставленных целей, создать систему с улучшенным функционированием, внедрить полученные результаты в практику. Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития учебно-воспитательного процесса в школе требует его системного изучения.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; предполагает анализ явлений как сложного единства, не сводимого к простой сумме элементов. С. п. пришел на смену широко распространенной в XVII–XVIII вв. концепции механицизма, которой противостоит по своим задачам. Теоретической базой С. п. является диалектико-материалистический принцип системности. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры. В условиях развертывания научнотехнической революции происходит дальнейшее уточнение содержания С. п. – детальное раскрытие его философских оснований, разработка логических и методологических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем. С. п. является теоретической и методологической основой системного анализа. В методике С. п. используется при построении и обосновании различных систем обучения языку. В 70–80-е гг. XX в. в России были предприняты попытки с позиций С. п. определить содержание системы обучения неродному языку и наметить пути ее оптимизации.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
направление методологии научного познания и общественной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. В основе системного подхода лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Системный подход является некоторым общим способом организации деятельности, таким, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствую щей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых, понятия и принципы системного подхода помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и тем самым способствуя формированию конструктивных исследовательских программ.
- Основные принципы системного подхода:
- Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
- Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
- Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
- Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
- Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы Литература: [64].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.