Системности принцип

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ
Методический принцип обучения, согласно которому язык в практическом курсе рассматривается как системное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов разных структурных уровней, объединенных в единое целое. Реализация П. с. предполагает: 1) формирование в сознании учащихся представления об изучаемом языке как о целостной системе, состоящей из набора элементов (фонетических, лексических, грамматических) и правил их употребления в речи; 2) обучение морфологии на синтаксической основе; 3) освоение грамматики в органической связи с лексикой.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Системности принцип
от греч. systema - составленное из частей, соединение) - методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. Идеи принципа системности по-своему разработали представители гештальтпсихологии и психоанализа. Представители психоанализа связывали системности принцип с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора человеческой психики так называемый «комплекс». В связи с идеей развития системности принцип реализован в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже. В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида. Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.

Источник: Словарь по технологиям обучения

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП
относится к общенаучным принципам, выражающим основную методологическую парадигму целого ряда естественных, социальных и гуманитарных наук, методологический принцип, основанный на понимании психического (человек, личность, психические процессы и явления) как системы, не сводимый к простой совокупности своих элементов, а как упорядоченного целого, имеющего структуру, прямые и обратные связи, состоящие из элементов, группировок в необходимое и достаточное число подсистем со всесторонними связями между ними (Берталанфи Л., Ганзек В.А., Кузьмин В.П., ЛомовБ.Ф., Платонов К.К., Тюхтин В.С., Юдин Э.Г. и др.).
Системный подход как реакция на длительный процесс дифференциации в науке, противопоставил ей принцип целостности, но он не является простым синонимом интеграции, это упорядоченное единство интеграции и дифференциации. В психологии системный подход предусматривает рассмотрение психического в упорядоченном множестве внешних и внутренних отношений и уровней.
Б.Ф.Ломовым были сформулированы основные принципы применения системного подхода в психологии: рассмотрение системы как части более сложной макросистемы в плане внешних взаимодействий; рассмотрение психики как многомерной и многокачественной; как иерархически организованной; как связанной множественностью отношений. Таким образом, в психологии система – это нечто целое, многоуровневое, имеющее структуру, взаимосвязанные подсистемы (элементы), необходимое множество прямых и обратных связей. Психологическая система всегда целеустремленная и изменяющаяся, развивающаяся.
Разновидностями системного подхода является структурный, структурно-функциональный и целостный. Комплексный подход трактуется иногда как более общий, чем системный (Б.Г.Ананьев).
В психологии с системных позиций изучаются психические явления, личность, познание, деятельность, общение, взаимодействия. Б.Ф. Ломов дал психологическое описание системных качеств (т.е. тех, которые есть продукт системы, иерархически более высокого уровня; психологическое есть системное качество по отношению к психофизиологическому).
Специфика системного подхода в акмеологии состоит в создании специфической модели ее предмета, который имеет и иерархические, и координационные (вертикальные и горизонтальные) характеристики. Он представляет собой онтологически неоднородную, но единую в своем функционировании, направленную к оптимальному состоянию систему. Акмеология имеет дело не с искусственной или естественной системой (как их дифференцирует общая теория систем), а с комплексной, сложной системой, в которой сущностью является сам механизм и способ перехода от стихийно-сложившегося состояния (и качества) личности к оптимальному, от реального – к идеальному за счет поддержки акмеолога, опирающегося на опирающегося на определенную технологию. Акмеологическая система имеет целевой, проектируемый, моделируемый характер. Звенья этой комплексной модели развертываются в реальном времени последовательно– по горизонтали, а в теоретическом пространстве – по вертикали. Эта характеристика опирается на идею, сформулированную М.Н. Сетровым: «Высота организованности соответствует переходу на качественно более высокий уровень, то есть изменению организации, так сказать, по вертикали, а степень организованности – изменению в пределах данного качества, то есть по горизонтали».
В акмеологических исследованиях системный подход применяется к описанию процессов прогрессивного восходящего развития личности и профессионализма. Выдвинуто положение о существовании акмеологической системы профессионализма. В нее входят субъект профессиональной деятельности, условия и факторы, многоуровневые связи и системообразующие факторы. Структурные компоненты акмеологической системы могут выступать в разных качествах: как уровни профессионализма с соответствующим акмеологическим содержанием, подсистема профессиональных знаний и умений. Системообразующим фактором могут быть эталоны и идеалы акме, движущей силой развития – смыслообразование, потребность в самореализации, «выход на индивидуальность» (по Б.Г.Ананьеву).

Источник: Акмеологический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
125.46 кб

Принцип системности в современной психологии

Барабанщиков Владимир Александрович
Обсуждаются содержание и пути развития оснований современной психологии. Показано, что обращение к принципу системности отражает актуальные состояния и генеральную тенденцию развития психологической теории и практики.
Читать PDF
990.16 кб

Системность как методологический принцип анализа данных

Беловол Е. В.
В работе анализируются психометрические характеристики трех методик измерения когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость.
Читать PDF
762.70 кб

Принцип системности в историко-социологическом исследовании

Ельчанинов Валентин Александрович
Статья посвящена принципу системности, наиболее показательно обнаруживающему взаимопроникновение исторического и социологического знания.
Читать PDF
391.27 кб

Принцип системности в нравственной философии И. Канта и Вл. Соловьева

Дмитриевская И. В.
Читать PDF
51.29 мб

Принцип системности в технологии модульного обучения иностранным языкам

Сидакова Нелли Валентиновна
Модульный принцип обучения широко применяется для подготовки специалистов среднего и высшего профессионального образования. В его основе лежат принципы, кардинально отличающиеся от общепринятых учебных постулатов.
Читать PDF
231.24 кб

О ПРИНЦИПЕ СИСТЕМНОСТИ И СИСТЕМАТИЧНОСТИ В СФЕРЕ ТЕЛЕСНОЙ ПОДГОТОВКИ АКТЕРА

Дрознин Андрей Борисович
Телесная подготовка актера — интегральная, неотъемлемая часть формирования мастерства будущего актера.
Читать PDF
780.28 кб

Системность как свойство и фундаментальный принцип организации живой природы

Андреев В. П.
Читать PDF
259.88 кб

Системность как методологический принцип современной постнеклассической науки

Толпыкин Виктор Егорович
В статье рассматривается системность как особый тип методологии, как целостное образование, представляющее собой организованный, упорядоченный комплекс элементов, содержательно и структурно связанных между собой.
Читать PDF
755.17 кб

Обоснование необходимости применения принципа системности в экопсихологическом исследовании

Сараева Надежда Михайловна, Суханов Алексей Анатольевич
Статья посвящена обоснованию необходимости применения принципа системности в исследовании влияния экологически неблагополучной среды на психику человека, любых других вариантов взаимодействия человека и среды.
Читать PDF
21.97 мб

Системность как ведущий принцип освоения музыкальных стилей на практических занятиях фортепиано

Радынова Ольга Петровна, Князева Галина Львовна, Печерская Александра Борисовна
Статья посвящена проблеме освоения художественных стилей студентами-музыкантами на занятиях фортепиано. Проанализированы основные подходы к категории стиля.
Читать PDF
754.01 кб

Отечественная история в вузе: какие учебники нам нужны? Системность и другие принципы концепции учеб

Керов Валерий Всеволодович
Читать PDF
9.94 мб

Представление биологической картины мира на основе принципов фундаментальности и системности в общем

Якунчев Михаил Александрович, Семенова Наталья Геннадьевна, Маркинов Иван Федорович
В статье представлена сущность принципов фундаментальности и системности как категорий методологического смысла, ориентирующих на выражение универсальных и целостных знаний, способов действия, ценностей и опыта творчества для испо
Читать PDF
256.09 кб

Проблемы реализации принципа полноты системности информации при организации профессионального самооп

Е. И. Харченко
Предложена системная модель получения информации для составления профессиональных проектов в процессе профессионального самоопределения молодежи
Читать PDF
1.44 мб

Принцип системности как методологическое основание исследования сопротивляемости подростков асоциаль

Ануфриева Ольга Владимировна
Изучение методологической базы для проведения исследования феномена сопротивляемости личности.
Читать PDF
311.55 кб

Взаимосвязь человека и общества с городским пространством как принцип системности города (социально-

Касаткина Светлана Сергеевна
Город формирует cебя как динамичную систему.