СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА В. В. ДАВЫДОВА

Найдено 1 определение
СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА В. В. ДАВЫДОВА
В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию в 1964 г. перед учеными возникла проблема: как добиться, чтобы не только особо способные, а все дети могли полностью усвоить большой объем научных знаний. С 1965 г. психологи Харькова и Москвы вели работу по определению основных принципов новой системы; составляли программы по математике и русскому языку, разрабатывали новые педагогические технологии. В начале 70-х гг. в этих же городах работало лишь несколько начальных классов. В 1987 г. появились первые попытки работать по новой системе в массовой школе, а с 1993 г. со стороны учителей возникло стихийное движение по освоению и внедрению системы развивающего обучения. Отличие системы развивающего обучения от традиционных подходов в обучении состоит в следующем. Исходный момент обучения в традиционной школе – наличие образца, на который ребенок должен ориентироваться. Источником такого образца выступает учитель или учебник, а дети выполняют большое количество однотипных заданий, методом проб и ошибок овладевают определенным способом действия и двигаются дальше. При этом основная нагрузка приходится на память ребенка, а не на его мышление. В этом случае ученик является объектом педагогического воздействия.
- Но человек лишь тогда испытывает настоящее удовлетворение, когда его правота является результатом самостоятельных рассуждений, собственного мнения и принятия соответствующего решения. Реализация такого подхода к обучению, при котором ребенок живет с ощущением пусть маленького, но собственного открытия, испытывая при этом уверенность в себе, составляет суть предметов в развивающем обучении. При этом ученик вместе со взрослым выступает субъектом педагогического процесса и больше мыслит, тогда и запоминание становится более прочным. Психологические основания С. р. о. Обучение в школе традиционно связывают с учебной деятельностью. Парадокс этой деятельности состоит в том, что открывая для себя знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности в рамках РО впервые становится сам ребенок.
- Реализация этой цели предполагает формирование умения учиться – общей способности, позволяющей школьникам впоследствии овладевать любыми знаниями. Содержание обучения в С. р. о. Содержание обучения представляет собой систему научных, теоретических понятий. Получив теоретические знания об определенной области действительности, ребенок овладевает обобщенным способом решения целого комплекса частных практических задач, то есть процесс обучения предусматривает движение мысли от общего к частному (в традиционной школе наоборот). Ребенок усваивает содержание с помощью квазиисследовательского метода. При этом понятия задаются не в готовом виде, а сам ученик как бы повторяет в процессе изучения ход и результаты соответствующего научного исследования. Он становится маленьким ученым, делающим свое собственное открытие. Об обучении грамоте в системе С. р. о. Путь введения первоклассника в письменность в С. р. о. очень кратко повторяет исторический процесс изобретения звукобуквенного письма с его основными открытиями:
- наша речь материальна, ее материя соткана из звуков;
- звуки можно обозначать графическими значками – буквами. Что дает ребенку обучение грамоте по системе Д. Б. Эльконина?
1. У ребенка воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов (позже это даст неоценимые преимущества в занятиях орфографией).
2. Ученик останавливается на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходит к слитному чтению целыми словами.
3. У ребенка формируется интерес к языку и его законам.
4. Занятия не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психологического развития первоклассника. Об особенностях курса математики. Курс математики в С. р. о. построен на принципиально иных основаниях, чем в традиционной практике. Целью данного курса является формирование у детей понятий «действительное число» на основе понятия «величина». При этом дети реально действуют с предметами, выделяют их признаки, учатся сравнивать предметы по разным признакам, разными способами. Результаты сравнения дети записывают сначала с помощью копирующего рисунка, а затем открывают для себя графические и знаковые модели. Позже вводится понятие «число», дети знакомятся с числовой прямой, многозначными числами и позиционными системами счисления. Изучение математики в 1-м классе заканчивается определением способов сложения и вычитания многозначных чисел в разных системах счисления. Параллельно дети учатся писать цифры, решают задачи разных типов, знакомятся со способами счета в пределах 20. Об оценивании учащихся. В начальной школе используется иная, по сравнению с традиционной, система оценивания детей. Известно, что 6-летний ребенок любую оценку взрослого воспринимает глобально, считая, что так оценивают не его конкретную работу, а всю его личность («2» по математике «сигнализирует» малышу; «Я плохой», «Меня не любят»). К тому же в одной отметке практически невозможно адекватно оценить разные аспекты детского труда: красотубукв, прилежание, скорость выполнения, ошибки на внимание и на правила и много другое. Для оценивания детей в С. р. о. используются «линеечки», которые являются гораздо более содержательной и безобидной формой отметки, чем «5» и «3». Это не просто отметка, а руководство к действию: завтра нужно сохранить все сегодняшние достижения, повторить все и постараться хоть немного улучшить почерк (Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.– С. 366–392; Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – Т. 1: А–М. – С. 242–243). М. В. Удовенко

Источник: Глоссарий современного образования.