на производстве предусматривает ступенчатый характер овладения педагогическим мастерством и включает в себя:
получение начальной психолого-педагогической подготовки; коллективную и индивидуальную методическую работу;
повышение педагогической и профессиональной квалификации на специальных курсах; самостоятельную работу по самообразованию.
Первая ступень обучения. На этой ступени обучения преподаватели получают первоначальную психолого-педагогическую подготовку. Это преимущественно инженерно- технические работники, имеющие хорошую профессиональную подготовку и опыт работы по специальности, но не обладающие знаниями в области основ педагогики, психологии и методики профессионального обучения.
Ниже приводится тематический план первой ступени обучения:
задачи общей и производственной педагогики, основанные на современных требованиях к содержанию труда, профессионального и экономического обучения рабочих;
общие понятия о психологии, структуре личности, деятельности, психологии общения и личностных отношений, психических процессах и свойствах личности, индивидуально- типологических особенностях личности;
содержание обучения рабочих в условиях бригадных форм организации труда, хозрасчетных отношений, самофинансирования и самоокупаемости;
принципы и методы обучения; активные методы обучения; средства обучения; требования, предъявляемые к уроку теоретического обучения;
сущность, принципы и методы воспитания;
нравственное воспитание личности, воспитание в коллективе, наставничество; воспитание культуры труда, экономическое воспитание.Обучение проводится с отрывом и без отрыва от производства на специально организуемых курсах или семинарах.
Вторая ступень обучения. На этой ступени проводится повышение педагогической квалификации преподавателей на курсах с отрывом и без отрыва от работы с периодичностью не реже одного раза в 5–6 лет. Курсы проводятся в институтах, на факультетах повышения квалификации (ФПК) или на курсах, организуемых самими предприятиями.
Продолжительность обучения определена для штатных преподавателей 144 ч с отрывом от производства, для нештатных – не менее 72 ч без отрыва от производства.
Отличительной особенностью программ курсов является то, что они охватывают комплекс основных вопросов организации и содержания профессионального, экономического обучения и воспитания рабочих. Тематическим планом предусматривается изучение следующих вопросов:
социальное и экономическое развитие страны;
основы экономики, организации и управления производством на современном этапе; хозяйственный расчет и самоуправление в бригаде;
современные требования к содержанию труда и подготовке кадров; основы психологии профессионального обучения;
содержание профессионального обучения (федеральный и региональный компоненты); активные методы и средства теоретического обучения;
межпредметные связи и связь с производственным обучением; принципы и методы воспитания;
научная организация педагогического труда; трудовое и хозяйственное законодательство;
охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Такие планы составляются и реализуются с учетом конкретных задач и условий производства.
Практический опыт свидетельствует, что преподаватели, прошедшие ступенчатую систему обучения, принимают участие в разработке методических материалов, применяют активные методы и технические средства обучения.
Дальнейшее повышение квалификации преподавателей осуществляется на специально организуемых курсах и путем участия их в коллективной и индивидуальной методической работе.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984.
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.