СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИСИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ в Российской Федерации

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 5 определений термина СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Система образования

совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Справочник методиста. ч. 1

Система образования

совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

совокупность вза­имодействующих, преемственных образовательных программ, государственных образова­тельных стандартов различного уровня и на­правленности; сети реализующих их образова­тельных учреждений независимо от их органи­зационно-правовых форм, типов и видов, а также орга­нов управления образованием и подведомствен­ных им учреждений и организаций [63, c. 150].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. определяется соц.-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

устар. - народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоят. жизни и проф. деятельности, а также удовлетворения индивид, образоват. потребностей. Охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразоват., проф. (начальные или проф.-тех. средние). и высш. уч. заведения, разл. формы проф. подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно-образоват. учреждения.

Прообраз школьной системы можно увидеть еще в ср. века как иерархию религ. школ (в Зап. Европе - монастырских, кафедральных и соборных школ). Доступные простым мирянам европ. приходские школы преследовали цели религ. воспитания и поддержания единства веры. Гл. ячейкой социализации была семья: здесь ребенок получал осн. сведения об окружающем мире, усваивал определенную совокупность социальных ролей, предопределенную сословным происхождением, получал практич. проф. навыки.

В новое время, с расширением социальных связей индивида, выявилась недостаточность семейных форм социализации и узкофункционального воспитания, а также необходимость создания особого обществ, механизма для общеобразоват. и проф. подготовки соответствующих возрастных групп населения. Подобной задачи прежние формы социализации решить не могли.

Одним из решающих факторов становления образоват. систем был переход от религ.-сословной к нац.-гос. форме организации обществ, жизни. С. о. самым тесным образом связана и с индустриализацией и дальнейшим развитием техн. прогресса. В истории С. о. особую роль сыграли этапы пром. революции 18- 19 вв., техн. переворот рубежа 19—20 вв. и совр. науч.-техн. революции (с сер. 20 в.). С точки зрения обязат. общеобразо-ват. подготовки, получаемой осн. массой населения, это - этапы всеобщей грамотности, всеобщего неполного ср. образования и массового ср. образования.

Распространение грамотности в обще-гос. масштабе стало возможным с созданием широкой сети нар. школ, обучение в к-рых законодательно объявлялось всеобщим и обязательным (см. Всеобщее обучение). Такие школы или сразу становились объектом гос. управления, или создавались как муниципальные (общинные). и церковные, находившиеся под гос. контролем. В целом реализация всеобщего обучения и становление С. о. представляли собой длительный процесс, развивавшийся в разл. странах неодинаковыми темпами и занявший период 16—19 вв. Первый обязательный уровень нач. обучения, т.е. овладение грамотой и навыками простого труда, стал и первым критерием для определения содержания понятия «нар. образование»: оно нередко связывается именно с системой просвещения, со сферой массовой нач. общеобразоват. школы.

Вместе с тем в 18—19 вв. в С. о. все более значит. ельное место занимали квалификационная подготовка и проф. обучение. Эти функции, ранее сосредоточенные в формах ученичества непосредственно на произ-ве, стали брать на себя специализиров. уч. заведения - проф. школы, училища и т. д. Хотя осн. часть таких школ создавалась предпринимателями, формирование сети проф.-тех. уч. заведений - важный этап в развитии всей С. о. в целом.

Процессы становления гражд. общества, усложнения социальной и производств, его организации характеризовались расширением сферы занятий, связанных с духовной деятельностью и с ростом масштабов сложного и интеллектуального труда. Этот нараставший процесс обществ, разделения труда и обособления разл. новых сфер деятельности вызвал появление новых профессий и специальностей, требовал дифференциации как общего, так и проф. типов образования. При этом ранее «немассовые» типы образования превращались в массовые. С такой дифференциацией связаны разделение ср. школы на гуманитарный (классический). и реальный (с 17 в.). профили, формирование звена специализиров. проф. уч. заведений (с 18 в.), обособление естеств.-науч. и техн. направлений в высш. школе (18—19 вв.). Процессы обществ, разделения труда определили.и последовательность циклов и содержательную преемственность ступеней обучения в общем и проф. образовании: начальной, неполной средней, средней и высшей. Характер подготовки работников, а значит. и ориентации уч. заведений не исчерпывались лишь запросами экономики, хотя в значит. степени и зависели от них. На развитие С. о. влияли социально-полит., культурно-ист., военные и др. факторы. По этим причинам даже в рамках одной страны оказывается трудным выделить как обособленный к.-л. этап развития С. о. Даже в развитии осн. шк. обязательного образования наблюдается длительная тенденция разделения обучения одного уровня на варианты, чаще всего на улучшенный («городской»). и ухудшенный («сельский»). Капитализм развил и усложнил социальную дифференциацию в обществе. Получение ср. и высш. образования стало фактором социальной карьеры.

Поскольку сфера интеллектуального труда и управления была сферой деятельности социально привилегированных слоев общества, путь к т. н. элективным уч. заведениям постоянно осложнялся разл. формами дополнит, отбора, призванного гарантировать определенную элитарность уч. заведений и стабильность их контингента.

С 18 в. гл. двигателем в развитии С. о. стал интерес гос-ва. Начав с организации элементарного образования, гос-во затем подчинило себе др. звенья шк. системы. В 19 в. в наибольшей степени огосударствление затронуло общеобразоват. школу, в 20 в. - высшую. Консолидация общеобразоват. школы стала важной вехой в развитии С. о.: разрабатывались шк. законодательство, единые шк. уставы, уч. планы и т. п.; началась массовая подготовка учительских кадров для школ разл. уровня. В условиях формировавшегося гражд. общества усилиями гос-ва радикально изменялась ориентация С. о.; содержание и характер обучения приобрели светскую направленность, хотя это и не избавило школу от религ. влияния. Гос. школа стала гл. обр. межконфессиональной.

Значит. внимание гос-ва к С. о. определялось и политико-идеологич. причинами; власти изыскивали возможности усиления воздействия офиц. идеологии на массы, в т. ч. и через С. о.

Существ, аспектом организации С. о. по бурж. типу был национальный. Эпоха становления капиталистич. уклада - это и период формирования совр. наций, укрепления и развития нац. культур, нац. самосознания. В этих условиях С. о. стала массовым каналом воспитания интеллигенции, развивавшей нац. культуру. В мононац. гос-вах этот процесс чаще всего шел без осложнений. В мно-гонац. монархич. гос-вах (Австро-Венгрия, Россия). централизованная С. о. становилась опасным инструментом ассимиляции угнетенных наций, преградой в развитии др. народов и нац. культур. Специфич. значение сыграло гос-во в организации С. о. в США, где ее задачи определялись не только бурным развитием х-ва, но и необходимостью идеоло-гич. и культурного сплочения разл. нац. потоков в амер. нацию. Это обстоятельство определило высокий темп развития С. о. в США и значит. удельный вес в ней подсистем ср. и высш. образования. На рубеже 19—20 вв. по охвату молодежи ср. школой С. о. США далеко опережала др. страны. По бюджетным затратам на образование США также шли далеко впереди. В дальнейшем эти обстоятельства обеспечили значит. превосходство США в уровне образования населения, в нек-рых отраслях произ-ва - в квалифи-кац. структуре персонала и повлияли на технол. «отрыв» США от зап.-европ. стран.

Одной из гл. проблем организации С. о. выступила в 19 - нач. 20 вв. доступность образоват. учреждений для разл. категорий населения. Под влиянием экон. факторов и в результате длительной борьбы за социальные права в С. о. вошло ср. и высшее, а также проф.-тех. женское образование, а также образование взрослых и повышение квалификации. Органич. частью С. о. постепенно стало дошк. воспитание. Самостоят. отраслями были признаны общеобразоват. и проф. подготовка, обучение детей с недостатками физич. и умственного развития. Началась организация спец. обучения для одаренных детей и т. п. Включение и интеграция этих элементов в С. о. в разл. странах происходили неравномерно.

Культурные преобразования, начатые в России после крушения самодержавия и продолженные после установления сов. власти, тормозились тяжелым наследием: массовая неграмотность населения, неразвитая С. о., в к-рой даже нач. обучением было охвачено лишь ок. 20% детей шк. возраста. Введение бесплатности всех видов образования, материальная помощь обучающимся, создание С. о. на принципах единой школы, обучение на родном языке учащихся, концентрация гос. и обществ, средств на развитии школьной сети и удовлетворении ее нужд позволили в кратчайший ист. срок осуществить ликвидацию неграмотности, ввести всеобщее обучение и поставить задачу перехода к всеобщему ср. образованию молодежи. Относит, легкость и быстрота достижения массовой школьной грамотности породили, однако, иллюзии о возможностях решения всех проблем на более высоких уровнях общего и проф. образования.

Характерной чертой периода НТР стало неуклонное расширение масштабов образования. Еще в 1-й пол. 20 в. массовость ср. образования перестала быть проблемой, все, кто может.н. хочет учиться, получают ср. образование. Школьные политики пришли к заключению, что прежний дуализм школьной системы стал анахронизмом и нуждается в трансформации. С 60-х гг. в зап.-европ. странах вводятся новые типы школ для учащихся ср. возрастных групп {объединенные школы в Великобритании, коллежи во Франции и т. п.), в к-рых разделение на потоки проводится перед выпуском в старшую ступень ср. школы, а не после окончания нач. школы. Возможность получения в рамках школы общего образования с учетом проф. самоопределения учащихся активизирует обучение и ориентирует его на конкретные образо-ват. и социально-статусные параметры. Существ, моментом организации С. о. стало введение в нек-рых странах (в кон. 60-х гг.). обязат. проф. обучения для лиц, не продолжающих образование.

Значит. ельно расширилась сфера высш. школы: в 80-х гг. продолжали обучение в вузах св. 45% выпускников школ США, 38% - Японии, 25% - Франции, 19% - ФРГ. Выросла доля науч. работников, подготавливаемых в вузах. Этой сфере уделяется особое внимание в условиях НТР.

Вместе с тем количеств, рост сети образоват. учреждений чреват опасностью снижения качества обучения и сопровождающей его «девальвацией ср. и высш. образования». На качестве обучения отрицательно сказывается высокий уровень безработицы среди выпускников школ и даже вузов.

Осн. проблемами С. о. в Азии, Африке и Лат. Америке в 60-х - нач. 80-х гг. были распространение массовой грамотности и создание структуры С. о., отвечающей задачам нац. экономики. В большинстве азиат, стран нач. обучение провозглашено обязательным и бесплатным, однако в 1-й пол. 80-х гг. насчитывалось 9 гос-в, где не было принято офиц. законов об обязат. нач. обучении. Охват детей школьного возраста (5—13 лет). обучением составлял от 100% в Ираке, Иордании, Индонезии, Малайзии и др. до 40% в Пакистане. В большинстве стран законы о всеобуче не выполняются вследствие материальных трудностей семей учащихся, значит. отсева и второгодничества. Качество обучения оставалось низким, при переходе в ср. школу для многих учащихся экзамены становятся непреодолимым барьером. Наивысший уровень охвата учащихся ср. школами был в Юж. Корее (св. 80% в нач. 80-х гг.); в остальных странах - от 60% (Филиппины и др.). до 5% (Йеменская Араб. Республика). Наряду с гос. ср. уч. заведениями существовало значит. число частных с высокой платой за обучение. Ср. школа в большинстве стран многоступенчатая, что затрудняет учащимся получение полного ср. образования. Значит. масштабов достигло проф. образование, однако потребности большинства стран в квалифициров. кадрах не покрываются. Наибольшего развития достигла высш. школа в Индии, заметны успехи вузов в Юж. Корее и Таиланде. В большинстве гос-в Лат. Америки проведены (с 60-х гг.). реформы структуры школ: введен базовый цикл обучения (от 5 до 8—9 лет, объединил нач. школу и первый цикл средней), признанный в ряде стран обязательным. На этой основе строят свою работу учреждения проф. образования и 2-я ступень ср. школы, к-рая готовит абитуриентов ун-тов. Проведенная в широких масштабах профессионализация ср. школы способствовала обеспечению кадрами экономики и вовлечению в учебу значит. континген-тов молодежи. Высок прирост числа студентов вузов, однако высш. школа не полностью решает задачи обеспечения специалистами мн. отраслей х-ва, особенно инж. кадрами.

В нач. 80-х гг. неграмотность населения стран Африки (возраст 15 лет.н. старше). составляла от 30 до 95%, охват нач. обучением - от 13 до 100%. Несмотря на значит. увеличение числа учащихся школ, развитие нач. и особенно ср. образования отстает от темпов демографич. роста. Существенны различия в развитии С. о. в разл. афр. странах. Острой проблемой для большинства стран остается организация проф. и высш. образования, особенно подготовки преподавательских кадров для нач. и ср. школ.

Исторически сложились 3 системы управления С. о.: централизованная, децентрализованная и смешанная. Централизованное управление осуществляется во Франции, Италии, Бельгии, странах Лат. Америки. Во главе такой С. о. стоит государств, орган - чаще всего Мин-во образования. Гос-во издает уч. программы, инструкции, утверждает единые требования для получения документов об образовании. Централизация С. о. в одном ведомстве была, несомненно, прогрессивным явлением, однако с расширением такой С. о. неизбежен рост.н. центр, аппарата управления. Гипертрофированная централизация сковывает инициативу работников уч. заведений и региональной администрации, затрудняет поиск путей совершенствования уч. процесса, навязывает излишнее однообразие форм и методов педагогической работы.

В противоположность этой системе сложились устойчивые тенденции децентрализации управления С. о. Графства в Великобритании, земли в ФРГ, штаты в США обладают значит. автономией в области организации школьного дела. Децентрализовано управление С. о. в Норвегии, Швеции и др. Штат в США делится на уч. округа. Во главе такого округа стоит к-т, куда избираются представители от населения, как правило деятели интеллигенции, бизнесмены. К-т решает вопросы бюджета школы, приема и увольнения учителей, рекомендации по использованию учебников и т. п. В ФРГ каждая земля имеет свое мин-во культуры, ведающее одновременно и вопросами образования. На фоне укрепления регулирования экон. жизни общей тенденцией стало усиление централизации управления С. о. Это достигается за счет увеличения доли гос. ассигнований на образование из общегос. бюджета, а также принятием спец. законодательства по вопросам расширения прав центр, органов в этой сфере. Ведутся активные поиски путей создания обще-нац. образоват. стандартов. Чаще всего решения мин-в, ответственных за образоват. политику, не имеют обязат. силы, а носят характер рекомендаций.

Для смешанной формы управления характерно разделение функций между центр, и местными органами власти. Обычно центр, органы ведают общим планированием и контролем, а также финансированием нек-рых уч. заведений.

Проблемы управления С. о. - предмет острой полемики между разл. группами педагогов и социологов. Эти проблемы не сводятся к чисто управленческим, а неизбежно приобретают полит. смысл: вопрос ставится об ограничении власти гос. бюрократии и об установлении подлинно демокр. контроля общественности над деятельностью уч. заведений.

Поскольку управление образованием стало сферой гос. политики, правительства мн. стран разрабатывают долгосрочные и перспективные программы развития С. о. Практически в центре внимания таких программ всегда оказываются проблемы экономики, но в комплексе с ними рассматриваются и образоват. задачи. Предпринимаются попытки создать долгосрочные прогнозы квали-фикац. структуры экономически активного населения и задач разл. звеньев С. о. в подготовке работников. Практически такое программирование не выходит за рамки рекомендательного.

Управление С. о. в СССР. осуществлялось на общегос. уровне централизованно. В республиках действовали мин-ва просвещения, высш. и ср. спец. образования и органы руководства проф.-тех. образованием. Исторически сложилась т. н. полицентричная система управления, состоявшая из специализиров. органов: Мин-ва просвещения СССР, Мин-ва высш. и ср. спец. образования СССР. и Гос. к-та СССР. по проф.-тех. образованию. Создание этих ведомств отражало потребности в усилении организующего воздействия на соответствующие подотрасли. Но при такой организации единый уч. процесс, к к-рому стремилась гос. С. о., оказывался разорванным между ведомствами, что вызывало ряд негативных явлений: расстыковку общеобразоват. школы и вуза, неполного ср. и последующих ступеней общего и проф. образования и т. п. Ведомственная подчиненность АПН СССР. только Мин-ву просвещения, разобщенность респ. НИИ педагогики приводили к недостаточной науч. обеспеченности уч. процесса в разл. звеньях С. о. При наличии союзного мин-ва управление вузами было рассредоточено между 70 мин-вами и ведомствами, система повышения квалификации подчинялась 50 разл. мин-вам и ведомствам. Неспециализиров. мин-ва и ведомства управляли учреждениями С. о. без должной их дифференциации, без кадров специалистов по организации метод. руководства. Ведомственная разобщенность вела к неравномерному обеспечению уч.-воспитат. учреждений кадрами и ресурсами, оборудованием и т. п., а также к диспропорциям в размещении образоват. учреждений.

Отраслевой принцип управления отд. звеньями С. о., по-видимому, сохранится на ближайшую перспективу Однако повышение эффективности управления С о требует существ совершенствования мер надотраслевого управления, в т.ч. улучшения науч. обеспеченности каждой отрасли и всей С о

В основу проводимой в Рос Федерации реформы С о положены разработанные в кон 80-х гг и развитые в нач 90-х гг принципы демократизации (ликвидации монополии гос-ва на управление образованием, переход к обществ. -гос. С о, в к-рой личность, общество и гос-во выступают как партнеры), децентрализация управления образованием через его регионализацию и муниципализацию, самостоятельность уч заведений в выборе путей своего развития, многоукладность и вариативность С о (многообразие форм собственности на образование и образоват. учреждения, выбор разл каналов и форм получения образования), предоставление регионам России права выбора собств. образоват. стратегии, создание собств. программ развития Сов соответствии в кон. кретными особенностями и условиями, нац. самоопределение школы, открытость образования (обращенность школы к целостному и неделимому миру, гуманизация образования и создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого учащегося, гуманитаризация образования, дифференциация обучения и мобильность образования, развивающее обучение, непрерывное образование См также Россия

Лит Нар. образование в СССР. Обще образоват. школа Сб док-тов 1917—1973, M, 1974, Нар. образование в СССР. Сб нормативных актов, M, 1987, Всесоюзный съезд работников нар. образования, [декабрь 1988] Сте ногр отчет, M, 1990, Кузьмин M H, Школа и образование в Чехословакии (Кон XVIII - 30 с годы XX в), M, 1971, Школа европ стран социализма, M 1976, Политика капиталистич гос-в в области образования, под ред. 3 А Мальковой и др, M, 1983, Дорохова Г А, Законодательство о нар. образовании Теоретич проблемы совершенствования, M, 1985, Образование в совр. мире Состояние и тенденции развития, под ред. M И Кондакова, M, 1986, Новое пед. мышление, M, 1989 M H Кузьмин.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — 0

Найдено книг по теме СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — 0

Найдено презентаций по теме СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — 0

Найдено рефератов по теме СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — 0