СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК И МАШИНЫ

Найдено 1 определение
СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК И МАШИНЫ"
объективное единство двух взаимодействующих компонентов: человека как оператора (группы операторов) и машины (машин) как совокупности технических средств, посредством которых человек осуществляет деятельность, связанную с управлением, обработкой информации, другим производительным интеллектуальным или физическим трудом.
С. «ч. и м.» входит в класс эргатических систем управления (от греч. – рабочий), составным элементом которых является человек-оператор.
Единство взаимодействия компонентов С. «ч. и м.» закономерно связано с целью осуществляемой деятельности, т.е. определяется ее назначением и эффективностью как достижением поставленной цели с определенным качеством.
В С. «ч. и м.» человек-оператор осуществляет деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой. При этом человек должен иметь информацию о взаимодействии и органах управления машиной. Информация в С. «ч. и м.» организуется в соответствии с совокупностью заранее согласованных правил отображения состояний предмета труда, самой С. «ч. и м.», внешней среды, а также способов воздействия на них. Органы управления как элемент С. «ч. и м.» предназначены для передачи управляющих воздействий от оператора к машине.
В качестве примеров С. «ч. и м.» можно привести любые виды целенаправленного взаимодействия человека с техническим средством, от простейших: человек – землекоп с лопатой, рабочий и его станок, до сложнейших: системы управления космическим аппаратом, система управления заводом, система управления другими системами управления.
Общепризнано, что полностью автоматизированных систем не существует – во всех требуется присутствие человека, однако не существует и систем, где операции совершаются только руками. Тем не менее существует различие между истинной С. «ч. и м.» и теми системами, в которых машины используются иногда. Основное различие между С. «ч. и м.» и всеми другими системами заключается в том, что в первом случае машины используются человеком как необходимое средство для осуществления каких-то определенных целей, тогда как во втором случае употребление машин с этой целью носит случайный характер и не имеет существенного значения.
Существующие нормы отношений и связей в С. «ч. и м.» образуют целостность, которая обусловлена руководящими принципами и гипотезами построения С.»ч. и м.».
Важнейшей проблемой С. «ч. и м.» является оптимальное распределение функций между человеком и машиной. Цель определения состоит во внутренней согласованности между человеческим и машинным компонентами системы и внешней согласованности между системой и средой, в которой она функционирует.
В С. «ч. и м.» человек и машина взаимно дополняют друг друга, используя преимущества и того, и другого.Сочетание в С. «ч. и м.» определенных характеристик человека и определенных возможностей машины в соответствии с поставленной целью дает многообразные крупные эффекты применения С. «ч. и м.» в различных сферах общественного труда.
Главные задачи построения С. «ч. и м.» тесно связаны между собой и рассматриваются в инженерной психологии (исследование человеческих факторов), квалиметрии (оценка качества систем), синтезе систем.
Исследование человеческих факторов как переменных, влияющих на возможности и ограничения человека, особенности конструирования технических средств и распределения отношений между ними, имеют цель улучшения исполнения человеком его функций как оператора.
При оценке качества С. «ч. и м.» устанавливается уровень эффективности и соответствия каждого из компонентов системы (будь то техническое средство или оператор) запланированным требованиям. Целью является определение соотношения между входом и выходом и его измерение с помощью критериев работы С. «ч. и м.». При измерении эффективности работы С. «ч. и м.» обычно используют частные критерии (технические, логические, экономические и др.), из которых затем слагается интегральный критерий всей эргатической системы. Оценка существует для того, чтобы прогнозировать влияние альтернативных решений на эффективность системы. Особую необходимость имеет оценка, когда характеристики входа и выхода системы и результаты их взаимодействия не могут быть предсказаны с уверенностью.
С. «ч. и м.» обладает как внутренней, так и внешней средой. Внутренняя среда – входящие в нее компоненты. Граница между внешней и внутренней средой, как и между системой и ее внешней средой, весьма приблизительна.
Действия С. «ч. и м.» могут быть следующих типов: индикация среды (обнаружение, распознавание); связь с внешней средой (получение и передача любой информации); воздействие на среду (создание, разрушение, транспортирование, сохранение и т.п.).
Построение С. «ч. и м.» включает следующий алгоритм: определить входы и выходы системы; найти систему функций, действий, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы; определить, какие функции следует возложить на людей, а какие на машины; определить меру совместимости между человеком, машиной и средой; определить необходимые методы и средства коммуникации между человеком и машиной и методы обучения людей для эксплуатации С. «ч. и м.».
Из этих функций следует роль и доля автоматизации С. «ч. и м.» – замены производственных функций человека, в том числе замены его логических и контрольно- управляющих функций техническими средствами.
Активное проникновение человека в глубь материи – в микромир, в структуру элементарных частиц, а также расширение сферы деятельности человека за пределами Земли, использование космоса, позволяет иметь неограниченные возможности и перспективы интеграции связей в С. «ч. и м.»
Основной вопрос заключается в следующем: в какой мере человеку-оператору нужна помощь со стороны машинных и человеческих вспомогательных средств при вводе управляющих воздействий (информации); принятии решений; выводе информации.
Выполнение непредсказуемых или не поддающихся детальному анализу функций поручается человеку. Если же функция полностью поддается описанию, то следует конструировать машину, которая будет выполнять эту функцию точнее и надежнее, чем человек.
Соответствие качеств человека требованиям работы в С. «ч. и м.» является основой психолого-профессиональной диагностики и затем профессионального образования человека-оператора. Это же связано с анализом его профессиональной пригодности. Профессия человека-оператора предъявляет к нему определенные требования: к состоянию здоровья, профессиональным способностям, профессиональной квалификации.
В психолого-профессиональной диагностике используются тестовые испытания, в которых люди различаются по уровню и типу интеллектуального развития. Имеется категориялюдей, которым рекомендуется как наиболее успешная работа в сфере профессий «человек–техника».
Тип «человек–техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (монтажник, наладчик, инженер), эксплуатацией технических средств (водитель, станочник, швея), ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, способностей пространственного представления, воображения, технической осведомленности в чертежах, схемах, сообразительности, принятия логических решений, хороших двигательных навыков, ловкости, быстрой реакции, глазомера.
Вместе с тем даже так называемым автоматическим системам нужен не только ведущий оператор; нужны и другие операторы, которые проводят наладку, аварийный ремонт, техническое обслуживание и совершенствование системы. Затраты времени и материальных средств на создание С. «ч. и м.», расходы на ее содержание, обучение и эксплуатацию в значительной степени зависят от того, насколько удачно определены возможности человека как оператора.
Используя имеющиеся склонности и способности людей, относящихся к типу профессий «человек–техника», профессиональная подготовка добивается больших успехов в привитии необходимых профессиональных знаний, навыков и умений для их работы в С. «ч. и м.».
Лит.: Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1984; Мир профессий: Человек – техника / Сост. В.Е. Гаврилов. – М., 1987.
В.М. Найник

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.