СИНОНИМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Синоним
характеристика содержания альтернативного (иного) слова или словосочетания, связанная с высокой степенью близости с содержанием исходного слова или словосочетания.

Источник: Методологический словарь для стратегов

СИНОНИМЫ
слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СИНОНИМ
парафраза). Микроконтекстное тестовое лексическое задание, при выполнении которого испытуемый среди предложенных вариантов выбирает описательный оборот или слово, эквивалентное заданному.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

СИНОНИМЫ
греч. synonymCs — одноименный) — слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания, напр.: неприятный, противный, отвратительный; жилище — жилье; лицо — рожа.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

СИНОНИМЫ
(от греч. synōnymos – одноименный). 1. Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или тем и другим. С., как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания. 2. Способ семантизаиии лексики, раскры'E2тие значения слова через слова, близкие или тождественные по значению. Способ синонимизации помогает установлению значения слова и поиску близких по значению слов. Он экономный по времени, но не всегда точный, так как полных С. в языке нет. На начальном этапе обучения применяется ограниченно из-за того, что учащиеся обладают небольшим запасом слов. На занятиях рекомендуется использовать словари синонимов.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СИНОНИМЫ
тождественные или близкие по значению (но разные по звучанию и написанию) единицы языка одного уровня: морфемы, слова и словосочетания, словообразовательные и синтаксические конструкции. Когда речь идёт о близких по значению морфемах или словообразовательных и синтаксических конструкциях, т.е. грамматических единицах языка, то имеются в виду С. грамматические.
Но чаще всего С. называют слова и устойчивые словосочетания тождественные (т.е. абсолютные синонимы: лингвистика — языкознание) или близкие по значению. Это так называемые лексические синонимы: смелый — храбрый — мужественный — бесстрашный — стойкий — отважный; повесить голову — понурить голову; капля в море — кот наплакал; пальчики оближешь — язык проглотишь и т.п. Если значения разных по написанию слов совпадают полностью, то мы имеем дело с абсолютными С.: бегемот — гиппопотам. Абсолютные С. — это, как правило, взятые из разных языков-источников слова с одним и тем же значением.
Среди лексических С. выделяют: 1. Семантические С. — их ещё называют идеографическими или понятийными — слова и словосочетания, различающиеся оттенками значений: робкий — застенчивый — стеснительный.2. Стилистические С. — слова, имеющие одинаковое значение, но разную стилистическую окраску (функционально-стилистическую или эмоционально-экспрессивную). Стилистическая синонимия бывает: а) межстилевой — когда речь идёт о словах, принадлежащих к разным Функциональным стилям (см.), напр.: новобрачные (офиц.), молодые (разг.), молодожёны (нейтр.); жить (нейтр.), проживать (офиц.); б) внутристилевой — когда речь идёт о словах, принадлежащих одному функциональному стилю, но имеющих разные эмоционально-экспрессивные оттенки значения: толковый (с положительной окраской), башковитый (грубов.-фамильярн.). Этот вид синонимии особенно развит в разговорной речи. 3. Семантико-стилистические С. — слова, отличающиеся и значением, и стилистической окраской: бродить (ходить без определённой цели; нейтр.) — шататься (ходить без всякого дела, от нечего делать; простореч.).
Среди грамматических С. обычно выделяют: 1) функционально-тождественные грамматические формы: ложка сахара — ложка сахару; мудрейший — самый мудрый; 2) словообразовательные С.: а) слова с одной основой и разными аффиксами, имеющие тождественные или близкие значения (заснуть — уснуть, затухнуть — потухнуть, лимонный — лимоновый);б) разные аффиксы, соединяющиеся с разными основами и имеющие одно значение (напр., -н-; -ое- со значением принадлежности — сестрин, материн, отцов);3) синтаксические С.: а) разные модели предложений, передающие одно и то же значение (Якупил книгу — Книга куплена мной); б) модели, составляющие вариативный ряд по отношению к основной модели, выражающей общее значение минимальными языковыми средствами. Ср.: Словари синонимов — типовое значение «признак предмета», основная модель. Синонимические варианты: Словари, описывающие синонимы; Словари, фиксирующие синонимы и др.; в) словоформы разных типов в сходных конструкциях и в одинаковой синтаксической функции (напр., пошли по ягоды — пошли за ягодами).
Функции синонимии разнообразны: она служит более точному выражению мысли, всех её оттенков и нюансов (Мутный поток угодливых, сервильных, верноподданнических пьес того времени);позволяет избежать тавтологии, ненужного повторения (Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?); передает экспрессивные оттенки значения, всю палитру стилистических окрасок единиц языка, а значит, и текста в целом: я никак не могу вспомнить один редко употребляемый и более крепкий синоним к словам «мракобес», «ретроград», «реакционер», «рутинёр» — который уже день не могу вспомнить; Для чего нам говорить «самолюбие», «тщеславие» и все т.п., когда у нас есть «гордыня», термин точный и освящённый новозаветной традицией (Вен. Ерофеев). Синонимия широко используется в Эзоповом языке (см.) для создания подтекста. Об этом очень остроумно и едко написал Д. Быков: Довольно ты, поэт, народ пужал. И так-то позитива кот наплакал. Ведь можно, напр., сказать «пожар», а можно, напр., «бенгальский факел». Когда-то, пару сотен лет назад, ты исходил смятением и злобой — а водною феерией назвать не хочешь наводнение? Попробуй! Пусть кто-то это кризисом зовет, а я сегодня выражусь жеманней: нас накрывает дивный орган тот, что для мужчины есть предел желаний. Друзья — поэты! Это шанс блеснуть. Я верю, мы его не провороним: ведь как волшебно изменилась суть, едва нашелся правильный синоним! Отвергнем же наследие отцов и заново начнём, без промедленья. Подумаешь! Ведь смерть, в конце концов, — всего лишь прекращенье потребленья.
С. могут быть контекстуальными, т.е. являться С. именно в данном контексте, что особенно часто встречается в образной художественной и публицистической речи: Нередко используются схемы ведения ненормального бизнеса — экономия, урезание, отщипывание, подпиливание. (АиФ). Контекст может даже «превращать» С. в своеобразные контекстуальные антонимы, как напр., в стихах А. Ханмагомедова: Такое ощущение порой, что родина с отечеством в разводе, IА я меж ними рыщу сам не свой, как верный сын, чья вера на исходе.
Авторы иногда создают свои, окказиональные С.: Не инакомыслие, а супротивословие; Рукотворный, т.е. мануфактурный (Вен. Ерофеев).
Художественным или эвфемистичным развёрнутым С., по существу, является Перифраза (см.): Не умер, а «ушёл за грань земного кругозора» (Вен. Ерофеев); ушёл в мир иной, отправился к праотцам, упокоился с миром, покинул этот мир, оставил нас, ушёл в лучший из миров и т.д.; проститутка — ‘женщина лёгкого поведения’, ‘путана’, ‘ночная бабочка ‘и др.
Существуют специальные словари — словари С., описывающие эту часть лексики языка. В настоящее время их довольно много. Вместе с Антонимами (см.), омонимами (см. Омонимия), Паронимами (см.) С. составляют парадигматику семантических отношений в языке.
Лит.: см. лит. к ст. Синонимический ряд.
О.Н. Емельянова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
827.34 кб

Работа с синонимами и антонимами как герменевтический прием в подготовке педагогов

Ивановская Ольга Геннадиевна
В статье рассматривается работа с синонимами и антонимами как герменевтический прием преподавания и источник семантического резонанса, что позволяет достичь при подготовке учителей глубокого понимания ими смысла своей профессионал
Читать PDF
915.40 кб

Методические основы и инструментарий работы с синонимией на уроках русского языка в старших классах

Краснощекова Татьяна Яковлевна
Статья посвящена поиску эффективных путей совершенствования методики изучения синонимии на уроках русского языка в старших классах в условиях современной школы.
Читать PDF
129.78 кб

Реализация основных принципов обучения синтаксической синонимии в целях развития навыков общения на

Велибекова Лейла Элбертовна
Усвоение синонимических средств русского языка студентами национальных групп неязыковых вузов является важным условием овладения русской речью.
Читать PDF
177.63 кб

Результаты исследования состояния синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР

Вологдина С. С.
Читать PDF
2.04 мб

Общедидактическис и частнодидактическис принципы в обучении РКИ: явление синонимии в оториноларингол

Волкова Екатерина Анатольевна
Статья посвящена вопросу о связи общедидактических и частнодидактическях принципов в процессе обучения явлению синонимии студентов-инофонов.
Читать PDF
454.52 кб

Генезис, семантика и диалектная синонимика номинантов ягодной флоры мордовских языков

Гребнева А. М.
В статье раскрывается система номинантов, включающая наименования ягод и ягодных растений как в мордовских литературных языках, так и в их говорах. В ней освещаются вопросы происхождения, семантики и диалектной синонимики.
Читать PDF
234.33 кб

Принципы отбора синонимической лексики родного (кабардино-черкесского) и русского языков для учащихс

Балова Л. Ю.
Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязанного обучения родному (кабардино-черкесскому) н русскому языкам в условиях национально-русского билингвизма.
Читать PDF
656.24 кб

Психолого-педагогические основы овладения русской полисемичной и синонимичной лексикой учащимися-ады

Пханаева Саида Нурбиевна
Восприятие родного языка протекает в непосредственной связи с познанием объективной действительности. Овладение неродным языком происходит через посредство родного языка, на его основе.
Читать PDF
171.04 кб

Резюме монографии «Синонимия в детской речи»

Семенова В.Г.
Статья посвящена изучению синонимии в языковом сознании младших школьников в лингвистическом и лингвокогнитивном аспектах.
Читать PDF
466.26 кб

Синонимия - одно из средств формирования речи обучающихся

Губаева Д.П., Куденко Н.И.
В статье отражена проблема развития речи школьников. Рассматриваются вопросы употребления синонимов в речи обучающихся. Проанализирована работа над синонимами на уроках русского языка.
Читать PDF
561.84 кб

Развитие речи учащихся младших классов на уроках русского языка при изучении синонимов

Крылова Анастасия Сергеевна
В статье рассматривается теоретический аспект формирования связной речи младших школьников. Одним из средств является работа с синонимами.
Читать PDF
1.33 мб

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Кравчук А.Б.
В статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В ней освещены проблемы формирования синонимии у детей дошкольного возраста.
Читать PDF
234.75 кб

«Компетенция», «Компетентность», «Профессиональная компетентность» синонимы или взаимоисключающие по

Зуева Людмила Юрьевна
Рассмотрению проблемы формирования профессиональной компетентности посвящено достаточно значительное количество научных работ. Изучением профессиональной компетентности занимались многие ученые: Е.С. Врублевская, Э.Ф. Зеер, Ю.М.

Похожие термины:

  • СИНОНИМИЧЕСКАЯ ЗАМЕНА

    Слова или словосочетания, способные в смысловом отношении заменить другую единицу речи.
  • СИНОНИМИЧЕСКИЙ ПОВТОР

    1. Одна из стилистических фигур «прибавления», когда в тексте одно и то же явление, событие, лицо, признак или целая мысль могут быть названы несколько раз по-разному. Напр.: Его хорошо бритые щки все
  • СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД

    ряд слов одной и той же части речи и/или устойчивых словосочетаний (выражений), имеющих полностью или частично совпадающие значения: Лицо, лик, рожа, харя, морда, рыло; Надеяться, уповать, чаять, пита
  • ПРАГМАТИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ

    использование различных лингвистических средств (коммуникативно-речевых приемов) для осуществления одного и того же коммуникативного намерения. Так, например, избежать разговора на неприятную т
  • СИНОНИМИЯ

    Совпадение по основному значению или по смыслу слов, словосочетаний, фраз. Умение находить синонимы, подбирать синонимические замены является одним из умений порождения речи. Порождение речи на и
  • ИСКЛЮЧЕНИЕ СИНОНИМОВ

    Критерий отбора лексики, для обучения языку требующий оставлять в ряду синонимов наиболее употребительные и стилистически нейтральные слова.
  • ОШИБКИ В ВЫБОРЕ СИНОНИМОВ

    это разновидность лексических ошибок, связанных с неудачным в данном контексте выбором слова из синонимического ряда. О.в.с. могут привести к неточности выражения, нарушению сочетаемости слов, ре
  • СЛОВАРИ СИНОНИМОВ

    Словари, указывающие на смысловые, стилистические и сочетаемостные различия между словами, составляющими тот или иной синонимический ряд, условия их взаимозамены в различных контекстах. В словар