Синкретизм

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СИНКРЕТИЗМ
от греч. synkretismos — соединение, объединение) — сочетание разнородных воззрении, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечивость.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Синкретизм
гр. синкретизмос - соединение) - "нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние явления (например, нерасчлененность искусства на ранних стадиях человеческой культуры, нерасчлененность психических функций наранних стадиях развития". .

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Синкретизм
отгреческого synkretismos - соединение) - 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга); 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов (например, различных культов и религиозных систем в поздней античности - религиозный синкретизм периода эллинизма).

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

СИНКРЕТИЗМ
особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Ж. Пиаже считал С. основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением. Л. С. Выготский определял С. как склонность ребенка замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных связей и принимать связь впечатлений за связь вещей. По Л. С. Выготскому, синкретические обобщения – 1-я стадия в развитии значения слова, которая характеризуется диффузным, ненаправленным переносом значения слова на ряд внешне связанных, но внутренне не объединенных между собой объектов. С т. зр. Л. С. Выготского, С. имеет огромное значение как фактор дальнейшего развития детского мышления, т. к., синкретические связи – основа для дальнейшего отбора проверяемых практикой и соответствующих действительности связей.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

СИНКРЕТИЗМ
(от греч. συγκρητισμός — ‘объединение, соединение’) — недифференцированность формальных средств языка, объясняющаяся существованием физиологического синкретизма; понятие, использующееся преимущественно в грамматической семантике.
Существует несколько подвидов синкретизма: семантический, морфологический, и т.д. Морфологический синкретизм толкуется как «совпадение в процессе развития языка функционально различных грамматических категорий и форм в одной форме» [Большой энциклопедический словарь 1998: 446]. Семантический синкретизм — это «семантическая нерасчленённость лексической единицы — слова (сочетания слов)» [Черепанова 2007: 692], или, по-другому, изначальная диффузность значения, свойственная языкам на ранней стадии развития, которая, как правило, создаёт трудности для выделения отдельных значений. И.Л. Гуреева выделяет следующие характеристики, конституирующие синкреты (единицы с диффузным значением): «отсутствие семантической деривации, семантическая сопряжённость, актуализация собственных категорий, обусловленность ситуативным контекстом» [Гуреева 2007]. Иногда С. трактуется относительно широко: как «функциональное объединение разных форм выражения, нейтрализация противопоставлений (оппозиций); совпадение означающих при различении означаемых, сокращение в процессе развития языка числа категориальных форм, реализующих данную грамматическую категорию, сопровождаемое изменением (расширением) функций сохраняющихся категориальных форм и приводящее к грамматической омонимии» [Ахманова 1969: 406].
М.В. Пименова определяет синкретизм как «способность языковой единицы недискретно выражать более одного значения в одном речевом употреблении» [Пименова 2010: 83]. Ключевым словом в данном толковании является «недискретно», в то время как полисемия оперирует дискретными, т.е. отдельными значениями языковой единицы. М.В. Пименова отмечает также, что «в синхронии проблема семантического синкретизма остается абсолютно неразработанной и даже в полной мере не поставленной в связи с априорным представлением о дискретности значений» [Пименова 2010: 83]. Этим можно объяснить сложность чёткого разграничения смежных понятий: двусмысленности, неопределённости и семантического С. Их различие заключается в том, что, в отличие от двусмысленности и неопределённости, семантический С. проявляется чаще всего на уровне слов и не ставит реципиента перед выбором одной из разных самостоятельных интерпретаций. В стэнфордекой философской энциклопедии это явление называется всеобщностью (generality) и в пример приводится слово ребёнок, из которого неясно, идёт речь о мальчике или о девочке. Семантический С. является одним из инструментов для создания двусмысленности, напр.: — Эксперимент доказал, что борода отпугивает противоположный пол. — Точно! я боюсь девок с бородой, отпугиваюсь! (bash.org.ru). В исходной фразе под противоположным полом имеется в виду женский, но понятие «противоположный пол» включает как женский, так и мужской, что используется интерпретатором для создания шутки.
Лит:. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969; ЯЭС. М., 1998; Гуреева И.Л.Специфика синкретичности эмоционально-оценочных прилагательных // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб., 2007. № 17(43). 4.1. URL: www.lingvomaster.ru/files/160.pdf; Пименова М.В. Семантический синкретизм в истории русского языка // Мат-лы IV Междунар. конгресса исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Филол. фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 20-23 марта 2010 года). М., 2010; Черепанова О.А. О соотношении понятий «семантический синкретизм» и «лексико-семантическая группа» в применении к лексической системе древнерусского языка // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. Вологда, 2007; Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: www .plato. Stanford, edu/.
M.A. Южанникова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
209.21 кб

Национально-культурный синкретизм при обучении общению на русском языке иностранных студентов Азиатс

Гусаковский Анатолий Владиславович
Статья посвящена актуальной проблеме изучения концептуальной картины модели мира субъекта представителей Азиатско-Тихоокеанского региона.
Читать PDF
313.14 кб

Аудиовизуальный синкретизм в истории искусства и образования

Телышева Наталья Николаевна
Автор статьи считает, что проблемы, которые возникают перед учителем искусства в педагогической практике, обусловлены разделением содержания и функциональности предмета, отсутствием у педагогов, особенно молодых, осознания того, ч
Читать PDF
166.21 кб

Этико-эстетические идеалы: синкретический подход

Павлова Любовь Александровна
Статья посвящена проблеме изучения сущности понятия «этико-эстетический идеал» как регулятора эстетического и нравственного развития детей через синкретизм (обозначающий согласованность и единство) эталонных представлений о Красот

Похожие термины:

  • Мышление синкретическое

    от греч. synkretismos — соединение) — детское и примитивное мышление, в к-ром недифференцированно связываются самые разные представления. До7—8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка, чт