Синектика

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СИНЕКТИКА
метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

СИНЕКТИКА
модель группового решения проблем на основе метафорического мышления. Синектика направлена на углубленное осмысление изучаемого материала, используется в учебном процессе в качестве своего рода «авангардного» дидактического средства.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Синектика
способ познания, основывающийся на перевоплощении познающего и его отношении к объекту [81]. Особенно перспективен на уроках литературы, когда учащиеся для более глубокого проникновения в сущность прочитанного ставят себя на место литературного героя или же автора произведения. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Синектика
модель групповой творческой деятельности по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, интуиции, смелых гипотез, «сумасшедших идей»; ключевым для С. является стимулирование поисковой деятельности на основе эмоционально-образного, метафорического мышления (М.В. Кларин).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Синектика
гр. – совместное) – учение о групповой генерации идей. Синектика – это также совместная поисковая деятельность по решению проблем посредством мозгового штурма, экспертных групп, догадок, смелых гипотез, рефлексии, «сумасшедших идей», интуитивных решений и т.п. Эти методы стимулируют творчество на основе эмоционально-образного метафоричного мышления. Синектика как учение исследует идею подсознательного интуитивного творчества человека, проявляющегося сильнее всего в коллективной деятельности. Научное творчество в нашем современном смысле слова в ней не исследуется.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СИНЕКТИКА
англ, synectics) — модель группового решения проблем на основе метафорического мышления. Синектика направлена на углубленное осмысление изучаемого материала. Специфическая черта синектики — совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез, «сумасшедших идей», интуитивных решений. Первоначально синектика создавалась как метафора стимулирования творческой работы при поиске инновационных решений проблем промышленности и управления (60-е гг., США). Опыт ее применения пока довольно ограничен — синектика используется в учебном процессе начальной, средней и высшей школы в качестве своего рода «авангардного» дидактического средства.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Синектика
метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как приём решения сложных творческих, в т.ч. технико-изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска. Синектика была разработана в конце 1950-х – начале 60-х гг. американским психологом У. Гордоном на основе применения метода групповой генерации идей, получившего название «мозговая атака» или «мозговой штурм». Развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем промышленности и управления. В 60-е гг. в США стали проводиться эксперименты по разработке и внедрению учебного варианта синектики в начальной, средней и высшей школе. Организация работы в синектике включает следующие основные моменты:
– первоначальная постановка проблемы;
– анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информа-ции. Роль эксперта, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определённой подготовкой;
– выяснение возможностей решения проблемы;
– переформулирование проблемы каждым учащимся в своём соб-ственном понимании;
– совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы;
– выдвижение образных аналогий – ключевой этап;
– «подгонка» намеченных группой подходов к решению или го-товых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы. В качестве субъекта познания в синектике выступает не столько каждый учащийся, сколько вся группа.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

СИНЕКТИКА
метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как прием решения сложных творческих, в т.ч. технико-изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска. С. была разработана в конце 1950-х - начале 60-х гг. американским психологом У. Гордоном на основе применения метода групповой генерации идей, получившего название "мозговая атака" или мозговой штурм. Развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем промышленности и управления. В 60-е гг. в США стали проводиться эксперименты по разработке и внедрению учебного варианта С. в начальной, средней и высшей школе. Организация работы в С. включает следующие осн. моменты. 1. Первоначальная постановка проблемы. 2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Роль эксперта, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определенной подготовкой. 3. Выяснение возможностей решения проблемы. 4. Переформулирование проблемы каждым учащимся в своем собственном понимании. 5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы. 6. Выдвижение образных аналогий - ключевой этап для С. 7. "Подгонка" намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы. В качестве субъекта познания в С. выступает не столько каждый учащийся, сколько вся группа. Специфической чертой С. является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная; обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорических аналогий ведется в обстановке тесного межличностного взаимодействия. Значительная упорядоченность, отработанность процедур С. делают ее "совместимой" с учебным процессом. В это же время работа по этому методу требует от учителя определенной психолого-педагогической квалификации и высокой отдачи.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СИНЕКТИКА
метод коллективной творческой деятельности и уч исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, ме-тафорич мышления участников Применяется как прием решения сложных творческих, в т.ч. техн. -изобретательских задач, в пед. практике используется для решения уч -познават проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.
С была разработана в кон 1950-х - нач 60-х гг амер психологом У Гордоном на основе опыта применения метода групповой генерации идей, получившего назв «мозговая атака» или «мозговой штурм» (Bramstormmg). С развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез (т.н. сумасшедших идей). и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем пром-сти и управления.
В 60-е гг на основе «пром » образца С в США стали проводиться эксперименты по разработке ее уч варианта в начальной, средней и высш. школе Главным для соответствующих дидактич поисков стало стимулирование поисковой уч деятельности на основе эмоционально-образного, метафорич мышления При этом процесс решения проблем носит интуитивный характер.
Организация уч работы в С включает след осн. моменты 1). Первоначальная постановка проблемы 2). Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации Роль эксперта, компетентного лица, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определенной подготовкой При необходимости в класс приглашают специалиста, привлекают разл источники информации На этой ступени сбор фактов имеет сугубо подчиненное значение и направлен на то, чтобы заложить основу для решения проблемы 3). Выяснение возможностей решения проблемы (учащиеся предлагают всевозможные решения, учитель и эксперт подробно комментируют их, поясняют, почему предложенные решения не подходят, хотя случайное решение проблемы путем удачных догадок возможно уже на этом этапе). 4). Переформулирование проблемы (каждый самостоятельно переформулирует проблему в своем собственном понимании, тем самым как бы приближая проблему к себе). 5). Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы (первоначальный вариант постановки проблемы временно откладывается). 6). Выдвижение образных аналогий (учитель побуждает группу к поиску ярких, метафорич аналогий, заложенных в проблемной ситуации явлений, этап - ключевой для С).
При поиске аналогий наряду с прямым сопоставлением предметов и явлений учитель побуждает учащихся к привлечению «личностных» и «символических» аналогий, играющих ведущую роль в групповом творческом процессе «Личностные» аналогии основаны на идентификации, отождествлении учащегося с данным объектом, явлением Напр., при обсуждении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, учитель может обратиться к ученику с вопросом «Представь, что бы ты ощущал, если бы сам был загрязненной рекой?».
«Символическая» аналогия сводится к краткой фразе из 2—3 слов, выражающей в образной форме суть проблемы. Такие фразы представляют собой сочетания контрастных понятий. Напр., физич. проблема, связанная с применением тепловых процессов для охлаждения, может быть обозначена как «горящий лед», а суть биол. проблемы, связанной с получением пастеровского антитоксина, - как «безопасная атака».
В ходе поисковой деятельности привлекаются также т.н. фантастич аналогии, к-рые могут строиться на воображаемом изменении законов природы, создании особого гипотетич мира, где «возможно все, что угодно». Напр., в проблеме, где требуется найти способ подачи воды на вершину горы, в качестве одной из «фантастич » аналогий может выступать гипотетич мир, в к-ром «изменен» закон гравитации и вода течет вверх.
7). «Подгонка» намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы Наряду с учителем в руководстве «подгонкой», как правило, участвует.н. эксперт Если намеченные подходы оказались непродуктивными, группа возвращается к поиску новых аналогий Если подход к проблеме (или готовое решение). приемлем, он переносится с переформулированного учащимися ограниченного варианта проблемы к ее первоначальной постановке На этом завершающем этапе группа определяет, решена ли поставленная проблема или следует избрать новый подход к поиску решения (а возможно, и отложить решение на нек-рое время).
В основе С лежит ряд представлений о природе творческой деятельности и возможностях ее целенаправленного построения в уч. процессе использование внешне выраженных, четко очерченных этапов и процедур творческой деятельности, ключевая, преобладающая роль иррациональных, эмоционально окрашенных мыслительных процессов как движущей силы творческого поиска, их осознанное и упорядоченное использование индивидом и группой в сочетании с последующим рационально-логич. анализом и отбором найденных решений, взвешенным, аналитич осмыслением полученных результатов. В качестве субъекта познания в С выступает не столько каждый учащийся, сколько вся группа Специфич чертой данного метода является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная, обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорич аналогий ведется в обстановке тесного межличностного взаимодействия.
С используется в двух осн.вариантах выработка, создание новых представлений (от известного - к неизвестному). и овладение новыми представлениями (от неизвестного - к известному).
С направлена на углубленное осмысление изучаемого материала, может не только дополнять, но и сопровождать первичное ознакомление с новым материалом Она обладает высоким потенциалом развития творческих возможностей учащихся Дидактич особенности С связаны с формированием опыта поисковой деятельности, развитием видения проблемы, включением нового опыта в широкий контекст личностного опыта учащихся Важная черта С - формирование у учащихся положит. опыта эмоционально и познавательно насыщенного группового творческого поиска, расширения и взаимного обогащения представлений
Значит. упорядоченность, отработанность процедур С делают ее «совместимой» с уч процессом В это же время работа по этому методу требует от учителя определенной психолого-пед. квалификации и высокой отдачи Опыт применения С пока довольно ограничен - она используется в уч. процессе нач, ср. и высш. школы США, в практике образования взрослых др стран в качестве своего рода «авангардного» дидактич средства

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
115.31 кб

Синектика в курсе системного анализа при подготовке инженеров по сертификации

Ветохин Сергей Сергеевич
Воспитание творческого, изобретательского подхода к профессии является одной из особенностей инженерного образования. Этой цели служит курс системного анализа.
Читать PDF
2.59 мб

Синектика как инструмент компетентностного подхода

Кокшарова Наталья Михайловна
Раскрываются практические возможности реализации компетентностного подхода через использование метода синектики в процессе обучения.