СИМОНОВИЧ Аделаида Семеновна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СИМОНОВИЧ Аделаида Семеновна (1844-1933)
педагог, одна из первых деятельниц общественного дошкольного воспитания в России. В 1866-68 в С.-Петербурге совместно с мужем Я.М. Симоновичем издавала первый журнал по вопросам дошкольного воспитания "Детский сад" и руководила одним из первых в России детских садов. В 1870-74 содержала начальную школу с детским садом в Тифлисе; в 1876-86 - элементарную школу в С.-Петербурге. В 1886-1906 работала в сельской школе в Тверской губернии, при которой в летнее время устраивались ясли и детская площадка. Теоретическая и практическая деятельность С. строилась на основе системы Ф. Фребеля. Осн. педагогическое сочинение - "Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей" (т. 1-2, СПБ, 1874; 2 изд., 1884; переиздано в 1907 под названием "Детский сад"). Педагогическая деятельность С. отражена в воспоминаниях о ее племяннике - В.А. Серове (Симонович-Ефимова Н.Я., "Воспоминания о В.А. Серове", 1964; Серова В.С., "Как рос мой сын", 1968).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СИМОНОВИЧ Аделаида Семеновна
25 3(6 4). 1844, Москва, - 9 11 1933, Загорск, ныне Сергиев Посад Моек обл], педагог, одна из первых деятельниц обществ. дошкольного воспитания в России В 1866—68 в Петербурге совместно с мужем Я М Симоновичем издавала первый журнал по вопросам дошкольного воспитания («Детский сад»). и руководила одним из первых в России дет. садов В 1870—74 содержала нач школу с дет. садом в Тифлисе, в 1876- 86 - элементарную школу в Петербурге Работала в сел школе Тверской губ (1886—1906), при к-рой в летнее время устраивались ясли и дет. площадка Тео-ретич и практич. деятельность С строила на основе системы Ф Фребеля, к к-рой, однако, подходила критически, отвергая ее педантизм и стремление неуклонно следовать единой методике занятий Разрабатывая вопросы содержания воспитат. работы в соответствии с идеями К Д Ушинского и др. видных рус педагогов, уделяла много внимания принципу народности воспитания, стремилась к тому, чтобы традиц. уклад жизни находил отражение в играх и занятиях детей Одна из первых обратила внимание на важность систематич. ознакомления детей 6 лет с окружающим миром («родиноведение»). В своих публикациях пропагандировала социальную и пед. ценность обществ. дошкольного воспитания, выступала с идеей подготовительного («элементарного»). класса как переходной ступени к школе Считала необходимой проф. подготовку воспитательниц дет. садов Осн. пед. соч - «Практич. заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей» (т 1—2, СПБ, 1874, 18842, совм. с Симоновичем). было переиздано в 1907 под назв «Детский сад» Пед. деятельность С отражена в воспоминаниях о ее племяннике - художнике В А Серове (Сим о но вич - Ефимо в а Н Я, Воспоминания о В А Серове, Л, 1964, СероваВ С, Как рос мой сын, Л, 1968).
Лит Каблукова М К, О дет. садах (По поводу кн. А С Симонович «Дет. сад»), М, 1909, МчедлидзеН Б, Кри тика системы Фребеля в журн «Дет. сад», 1866—1868 гг, УЗ ЛГПИ им А И Герцена, 1949, т 85, Чувашеви В, Очерки по истории дошк. воспитания в России, М, 1955, Шахрай В, А С Симонович, ДВ, 1975, №12 Л H Литвин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия