СИМОНОВ Павел Васильевич

Найдено 1 определение
СИМОНОВ Павел Васильевич
р 20 4 1926, Ленинград), нейро- и психофизиолог, акад РАН (акад АН СССР. с 1987), дер мед наук (1961), проф. (1969). Окончил Воен. -мед академию в Ленинграде (1951), работал там же и в воен. клинич госпитале С 1960 в системе АН, с 1962 в Ин-те высш. нервной деятельности (с 1982 директор). Акад -секр (с 1988). отделения физиологии РАН, гл. ред «Журнала высшей нервной деятельности км И II Павлова» (с 1982). Чл Нью-Йоркской и нек-рых др АН, поч ч Павловского науч. об-ва США Гос. пр СССР. (1987, в коллективе). за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека
Осн.науч. интересы - нейро- и психофизиология мотиваций и эмоций Предложил потребностно-информац теорию эмоций (1964), согласно к-рой эмоция - это отражение мозгом к -л актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя - зачастую неосознанно - представления о средствах, времени, ресурсах, прогностически необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (кн. «Эмоциональный мозг», 1981). Наряду с «информационной» системой мозга человек располагает «мо-тивационной», к-рая устанавливает дина-мич иерархию конкурирующих потребностей Индивидуальные особенности взаимодействия мозговых структур составляют основу типов нервной системы (по И II Павлову). и параметров экстраверсии-интроверсии и нейро-тизма (по X Айзенку). Нарушение этого взаимодействия приводит к развитию неврозов (кн. «Мотивированный мозг», 1987).
С создал классификацию потребностей, в к-рой наряду с триадой базисных и первичных по происхождению (виталь-ных, социальных, идеальных). выделен класс дополнительных, среди к-рых - потребность в вооруженности (овладение знаниями, навыками, умениями). и потребность преодоления препятствий на пути к цели (воля). В иерархии мотивов у детей и подростков потребность в вооруженности занимает доминирующее положение. Согласно потребностно-информац теории задача воспитания - формирование определенного набора и иерархии потребностей, обеспечивающих их гармонич. ное сочетание в мотивац структуре личности С. описан феномен эмоционального резонанса, обнаруживавшийся на ранних этапах эволюции живой природы, к-рый у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию и в доминирование потребности в деятельности «для других» В отличие от обучения, адресующего гл. обр. к сознанию субъекта, воспитание потребностей происходит гл. обр. на уровне подсознания и сверхсознания. По С, творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым ре комбинированием опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием Это реконстру-ирование побуждается и направляется доминирующей потребностью Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логич. оценки и практики Теория эмоций С стала основой для разработки комплексных методов объективного кон троля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека.
Соч Происхождение духовности М, 1989 (соавт), Созидающий мозг, М, 1993
Э А Костандов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия