СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Симеон Полоцкий
церковный и общественный деятель, педагог, писатель, учитель царевичей Алексея, Федора и царевны Софьи, создатель проекта устава Славяно-греко-латинской академии. Автор трудов «Букварь языка славянского», «Псалтырь риф-мотворная», «Обед душевный». Высказал идею о делении жизни на пять этапов. Главную задачу воспитания возлагал на родителей. Поддерживал прогрессивные идеи воспитания: наглядность, доступность, увлекательность, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителей и др.

Источник: История образования и педагогической мысли

ПОЛОЦКИЙ Симеон
(1629–1680) – общественный деятель и просветитель. Основные работы: «Псалтырь рифмованная», «Букварь языка славенска» и др. в них отражены педагогические идеи: окружающий мир он называл книгой, написанной Богом, и задача учителя, по его мнению, состояла в том, чтобы научить детей читать эту книгу. Педагогические взгляды Полоцкого формировались под влиянием западноевропейских просветителей. Он считал необходимым осуществлять светское воспитание юношества, большое внимание уделял домашнему, семейному воспитанию.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (до монашества - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (1629-1680)
церковный и общественный деятель, педагог, писатель. В 1656 принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и стал преподавать в местной братской школе. Тогда же им были написаны "декламации", с которыми его ученики выступили перед царем Алексеем Михайловичем. С 1664 в Москве; организовал Спасскую латинскую школу и преподавал в ней. С 1667 был учителем царевича Алексея, а после его смерти - царевича Федора и царевны Софьи. В 1678 открыл в Кремле независимую от патриаршей цензуры Верхнюю типографию, первым изданием которой стал "Букварь языка словенска" (1679). С.П. подготовил "Академическую привилегию" (оформлена его учеником Сильвестром Медведевым) - проект устава нового для России учебного заведения (Славяно-греко-латинской академии). В ранних стихотворениях (1648-60) С.П. изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Им высказана идея о делении человеческой жизни на пять 16-летних этапов. В первые 16 лет воспитание и обучение полезно строить так, чтобы оно включало различные игры; 2-й этап (до 32 лет) предполагает, что человек находит любимую профессию и овладевает ею и т.д. Гл. задачу воспитания он возлагал на родителей, которые должны изолировать ребенка от "злого общества", но не злоупотреблять чрезмерным "ласканием". Из семи свободных искусств им особо выделялась логика (диалектика), которую он вслед за Платоном провозглашал "матерью всех наук". Есть данные о том, что С.П. был знаком с работами Эразма Роттердамского и Я.А. Коменского. С.П. поддерживал прогрессивные для того времени принципы и методы обучения: наглядность, доступность, увлекательность, повторение и закрепление пройденного, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителя и др. См. также Славинецкий Е.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
до монашества - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович). [12.12(7).1629, Полоцк. - 25.8.1680, Москва], церкв. и обществ, деятель, педагог, писатель. Учился в Киево-Могилянской академии, по окончании к-рой получил диплом «дидаскала» (учителя). С 1650 продолжил обучение в Виленской иезуитской академии. В 1656 принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и стал преподавателем местной братской школы. Тогда же им были написаны «декламации», с к-рыми его ученики выступили перед царем Алексеем Михайловичем. В 1664 переселился в Москву, где организовал Спасскую лат. школу, в к-рой преподавал лат. грамматику, пиитику, риторику и, вероятно, польск. язык. С 1667 С. П. был учителем царевича Алексея, а после его смерти - царевича Феодора и царевны Софьи. В 1678 С. П. открыл в Кремле независимую от патриаршей цензуры Верхнюю типографию, первым изданием к-рой стал «Букварь языка сло-венска» (1679). В стихотворном предисловии к Букварю высказал ряд практич. наставлений ученикам и общие соображения о пользе нач. обучения и воспитания детей. 1-й раздел букваря составлен из статей, излагающих основы христ. вероучения; 2-й - нравоучительный - содержит правила жизни и обихода христиан; 3-й - практический. Букварь С. П. явился первым в России обстоятельно разработанным уч. руководством для детей мл. возраста. С. П. подготовил «Академич. привилегию» (написана учеником С. П. - Сильвестром Медведевым) - проект устава нового для России уч. заведения (Славяно-греко-латинской академии), где предлагалось принимать для получения образования юношей из разных сословий на равных основаниях, а завершивших обучение распределять по службе с «учетом практич. пользы, каковую они могут принести гос-ву благодаря полученным знаниям». С. П. был сторонником схоластич. образования, адептом теории «писанного разума». Согласно этой теории, Истина уже зафиксирована в книгах («второй памяти» людей, как их называл С. П.), ее не надо искать опытным путем, к чему призывали ученые-картезианцы - современники С. П.; достаточно иметь хорошие знания.
В ранних стихотворениях (1648—60). С. П. изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Он призывал к тому, чтобы о человеке судили по его способностям и делам, а не по родословной и титулам. В его ранних стихах высказана ориг. идея о делении человеческой жизни на пять 16-летних этапов. В первые 16 лет воспитание и обучение полезно строить так, чтобы оно включало «разные игры, т. к. должно приносить им удовольствие». 2-й этап (до 32 лет). предполагает, что юноша, «набравшись разума», находит любимую профессию и овладевает ею и т. д. Но воспитывать человека в уважении к старшим, в «бла-гоумии и добропорядочности» надо сызмальства, не пренебрегая при необходимости и розгой. Гл. задачу воспитания С. П. возлагал на родителей, к-рые не должны губить ребенка чрезмерным «ласканием» и «ненаказанием», обязаны изолировать его от «злого общества», с ранних лет учить рукоделию, прививая трудолюбие. Чтобы эффективней воздействовать на ученика, следует учитывать его темперамент («4 преобладающих темперамента»). Из семи свободных искусств им особо выделялась логика (диалектика), к-рую вслед за «достойным Платоном» он провозглашал «матерью всех наук». Занятия логикой развивают в человеке «быстрый и острый разум» - ценнейшее, по мнению С. П., качество, без к-рого невозможно успешное участие в ученом диспуте. Он сформулировал важную мысль о пед. функции поэзии, стихотворной речи, к-рые полезны тем, что облегчают запоминание сложного материала, а также «в немнозе пространстве многшая заключат могут». Есть данные, свидетельствующие о том, что С. П. был знаком с нек-рыми работами Эразма Роттердамского и Я. А. Коменского. Он поддерживал прогрессивные для того времени принципы и методы обучения: наглядность, доступность, увлекательность, повторение и закрепление пройденного, учет индивидуальных особенностей учащихся, положит, пример учителя и др. В одном из произведений С. П. уподобляет душу ребенка «скрижали ненаписанной», что близко к учению Дж. Локка, ставшего известным в России почти через 10 лет после смерти С II Многое из того, что касалось вопросов развития личности, было взято С II из опыта католич. академий и коллегий В России того времени он нашел благодатную почву для совершенствования и творческого применения этого опыта
С о ч Избр соч [Подготовка текста, ст.н. коммент.н. II Еремина], M -Л 1953, [Ста хи], в ки Рус силлабич поэзия XVII- XVIII вв Вступ ст, подгот текста и прим А М Панченко, Л, 1970, с 104—73
Лит Татарский И С, Симеон Полоцкий (Его жизнь и деятельность), M, 1886, СмирновН, К вопросу о педагогике в Московской Руси в XVII столетии, «Рус филол вестник», Варшава, 1898, № 1—2, Калинин А Д, Пед. взгляды Симеона Полоцкого, УЗ МОПИ им H К Крупской, 1964, т 155, в 11, ЕлеонскаяА С Симеон Полоцкий - педагог и методист, УЗ МГПИ им В И Ленина, 1969, № 344, Ч у м а А А, Ян Амос Коменский и рус школа (до 70-х гг 18 в), Братислава, 1970, Симеон Полоцкий и его книгоиздат деятель ность М, 1982, ЗвонареваЛ У У истоков пед. воззрений Симеона Полоцкого, в кн. Просвещение и пед. мысль Др Руси Сб науч. трудов, М, 1983, с 64—75, M11 j u r o v B №, Jan Amos Komensky a Simeon Polockij «Pedagogika», Praha, 1964, гоб XIV,.№ 4, s 473—80 В К Былшшн.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
5.22 мб

Симеон Полоцкий - предтеча просветительских взглядов М. В. Ломоносова: восточноевропейский синтез

Снапковская Светлана Валентиновна
В статье предпринята попытка рассмотреть просветительские взгляды видного представителя русско-белорусского культурно-педагогического пограничья XVII в.
Читать PDF
118.62 кб

К вопросу о присутствии Симеона Полоцкого в культурном пространстве города (по материалам конференци

Джумантаева Тамара Александровна
В статье представлены итоги международной научной конференции, посвященной 380-летию выдающегося польско-литовского (белорусского) православного проповедника, ученогополемиста и богослова, переводчика и просветителя, организатора