СИЛЬВЕСТР МЕДВЕДЕВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Сильвестр Медведев
поэт, историк, просветитель, ученик Симеона Полоцкого. Отстаивал идею ориентации русской культуры на западноевропейское просвещение, руководил школой Спасского монастыря.

Источник: История образования и педагогической мысли

СИЛЬВЕСТР МЕДВЕДЕВ (1641-1691)
просветитель, историк, поэт, типограф. Учился у Симеона Полоцкого, под влиянием которого принял постриг и поселился в Заиконоспасском монастыре, где занимался редактированием и изданием трудов учителя. После кончины Симеона Полоцкого принял на себя его обязанности. По ходатайству С.М. были построены специальные помещения для Заиконоспасской школы, которая стала крупнейшим учебным заведением в Москве. Отстаивал идею ориентации русской культуры на западноевропейское просвещение. Преодолевая сопротивление патриарха и сторонников греческой образованности в церковной среде, предпринимал усилия по открытию в Москве Славяно-греко-латинской академии. Участвовал в написании "Академической привилегии", которую подготовил Симеон Полоцкий.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СИЛЬВЕСТР МЕДВЕДЕВ
27.1(6.2). 1641, Курск, - 11(21).2.1691, Троице-Сергиев монастырь], просветитель, историк, поэт, типограф. Начал службу подьячим Приказа тайных дел в Москве. С 1665 учился в Заиконоспасской школе Симеона Полоцкого, под влиянием к-рого принял постриг и поселился в Заиконоспасском монастыре, где занимался редактированием и изданием трудов учителя. С 1678 книжный справщик на печатном дворе. После кончины Симеона Полоцкого унаследовал б-ку и принял на себя его обязанности, в т. ч. учителя в Заиконоспасской школе, преподавал грамоту, церкв.-слав. и лат. языки. Имевший влияние при дворе и прославившийся составлением «виршей», С. М. использовал свое положение и для развития рус. просвещения. По его ходатайству были построены спец. помещения для Заиконоспасской школы, к-рая сделалась крупнейшим уч. заведением в Москве.
В богословских спорах, имевших широкий обществ, отклик, С. М. отстаивал идею ориентации рус. культуры на зап.-европ. просвещение. Преодолевая сопротивление патриарха и сторонников греч. образованности в церк. среде, предпринимал усилия по открытию в Москве Славяно-греко-латинской академии. Однако вследствие поражения сторонников С. М. преподавание в «Спасских школах», явившихся предшественниками академии, было доверено не ему, а братьям И. и С. Лихудам.
После падения пр-ва царевны Софьи Алексеевны (1689). попал под следствие по делу ее сторонника Ф. Л. Шакловито-го, своего земляка и покровителя. Обвинен в гос. измене и после годичного заключения в Троице-Сергиевом монастыре казнен.
В творческом наследии С. М. остались богословско-полемич. труды, стихи. Им же, вероятно, был составлен библиогра-фич. указатель «Оглавление книг, кто их сложил», имевший большое значение для развития книжного дела.
Лит. КозловскийИ. П, Сильвестр Медведев. (Очерк из истории рус. просвещения и обществ, жизни в кон. XVII в.), К., 1895; ПрозоровскийА. А., Сильвестр Медведев, его жизнь и деятельность, М., 1896; Богданов А. П., Сильвестр Медведев, «Вопросы истории», 1988, № 2. А. В. Лаврентьев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия